Российский архив. Том V

Оглавление

Письмо М. А. Волошина к А. М. Ремизову

Волошин М. А.  Письмо Ремизову А. М., 1909 г. / Публ. [вступ. ст. и примеч.] В. В. Акопджановой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 432—433. — [Т.] V.



Знакомство Максимилиана Александровича Волошина (1878—1932) и Алексея Михайловича Ремизова (1877—1957) относится к октябрю — декабрю 1906 г., когда Волошин был в Петербурге. В январе — феврале 1907 г. отношения были продолжены, тогда же началась их переписка, которая длилась до начала 1910-х годов. В Государственном литературном музее хранится одно письмо Волошина Ремизову.



(Осень 1909)



Дорогой Алексей Михайлович!



Только что шел домой и с утра об Иуде думал: какой я про него рассказ напишу, а придя Ваше письмо нашел. Это очень хорошо, что Вы написали о нем «представление». Помните, как мы с Вами говорили о том, что всем на одну тему писать надо? «Евангелие от Иуды» посылаю Вам. Но и Вы пришлите мне и Апокриог и Представление. Непременно и поскорее. Я все об нем в библиотеке национальной ищу, но не могу ничего точного найти. Если пришлете, напишу Вам много примечаний — все, что сам знаю. Холера издали очень пугает. Боюсь, что все в Петербурге вдруг умрут. Лучше там самому быть. Пожалуйста, кипятите все как следует. Вот Мечников1 в «Matin» пишет, что холера самая незаразительная из всех болезней и что насморк гораздо опаснее. Только все кипятить и ошпаривать нужно.



Мы об Вас постоянно говорим и вспоминаем (мы — я со своим кузеном Яксом живу — Вы его у Вяч. Иван2. видели). Когда мы обед себе готовим, то это у нас называется «макароны в плевательницах (солененькие)», а «petits beurres»* известны под именем собачих будок.



Артамошкой с Нифашкой у нас состоят Ал. Толстой с женой3. Они очень милые и нисколько не обижаются и даже сами друг друга так называют. Толстой теперь стал стихи гораздо лучше писать4. Мы с ним очень подружились. Он в Петербурге прикидывался совсем иным — взрослым.



А относительно котов у нас очень хорошо: в мастерской стеклянная крыша и на ней все происходит. Коты матерые черные, в ошейниках с бубенчиками. Одного третьего дня при мне под воротами брили: здесь такие специальные котобреи и песьи цирульники (что собак подо львов стригут) ходят. А раз в лунную ночь у нас кошка не стекле рожала. Толстой иногда к ним на крышу лазит, чтобы их валерьяновыми корешками кормить.



Бальмонт вчера проезжал через Париж из Бретани в Мюнхен. Там он месяц пробудет. Ходят слухи, что Брюсов из Испании на Париж едет. Здесь его уже многие во сне видели, так что думают, что может уже и здесь, но скрывается.



Зато по ночам здесь на улицах видимы Феофилактов5, Мильоти6 и Семенов — (Скориотти)7.



Бальмонт за это лето написал пять рассказов. Про себя. Но реальные. Мне читал в Боле лишь первый. Очень, очень хорошо. Хотя, может быть, потому, что его очень жалко: это как он в окно бросался.



Я среди лета к нему из Парижа в Бретань на велосипеде ездил. По всем луарским замкам. В г. Тиффоже (в Вандее) был, где Жиль де Рэтц (Синяя борода)8 в подземельях детей в жертву приносил. В Нанте был в тех кварталах, где любили ща для матросов. Ни в одном городе не видел ничего страшнее. Не по улицам, а по каким-то склизким кишкам лезешь, и во всех дверях лица, как сгнившие морские медузы.



Спасибо за указания журналов.



Привет Серафиме Павловне9. Где были летом?



Максимилиан Волошин



Примечания



Публикуется по автографу; хранится в ОРФ ГЛМ. Ф. 227. Оп. 1. Ед. хр. 14.



1 Мечников Илья Ильич (1845—1916) — русский биолог.



2 Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949) — поэт-символист, теоретик младшего поколения символистов.



3 Толстой Алексей Николаевич (1883—1945) — советский писатель. В 1908—1909 гг. проживал в Париже, где часто встречался с Волошиным.



Дымшиц Софья Исааковна (1886—1963) — вторая жена А. Н. Толстого, художник.



4 Речь идет о цикле стихов А. Н. Толстого, написанных под влиянием стихов М. Ремизова, стилизованных под русский фольклор.



5 Феофилактов Николай Петрович (1878—1941) — художник-модернист, заведовал художественной частью журнала «Весы» — периодического органа символистов.



6 Милиоти Василий Дмитриевич (1875—1943) — живописец, график, оформитель журнала «Весы».



7 Семенов Михаил Николаевич (1872—1952) — литератор, переводчик, член редкол легии журнала «Весы».



8 Жиль де Рэтц (1396—1440) — маршал Франции, герцог «Синяя борода» был известен в Бретани как легендарная личность.



9 Ремизова Серафима Павловна — жена писателя Ремизова.



Публикация В. В. АКОПДЖАНОВОЙ