Краткая библиографическая справка


Глубоковский (Николай Никанорович, род. в 1863 г.) 

— духовный писатель, профессор СПб. духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета, воспитанник Московской духовной академии. Главные труды Г.: "Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность" (М., 1890, магист. диссерт.); "Блоговестие св. апостола Павла по его происхождению и существу" (СПб., 1897, докторская диссертация); "О пасхальной вечери Христовой" (СПб., 1893); "Развод по прелюбодеянию и его последствия по учению Христа Спасителя" (СПб., 1895); "Обращение Савла и Евангелие св. апостола Павла" (СПб., 1896); "Евангелие и Евангелия" (Харьков, 1896); "Благовестие христианской свободы в послании св. апостола Павла к Галатам" (СПб., 1902); "Греческий язык Библии — особенно в Новом Завете — по современному состоянию науки" (СПб., 1902).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. 

ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович 

[6 (18) декабря 1863, с. Кичменгский Городок Вологодской губ. Ι 8 марта 1937, София]—русский православный богослов, библеист. Родился в семье священнослужителя. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884) и Московскую духовную академию (О889). Магистерская диссертация “Блаженный Феодорит, епископ Киррский” (т. 1—2, 1890), удостоенная Св. Синодом Макариевской премии, вызвала восторженные отклики среди патрологов, в т. ч. А. Гарнака. Был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую духовную семинарию; в 1891 приглашен занять кафедру Священного Писания Нового Завета в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1897 в Московской духовной академии получил степень доктора богословия за исследование “Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу”, также удостоенное Макариевской премии. Эта диссертация стала 1-й частью монументального трехтомного сочинения об апостоле Павле под тем же названием, принесшего автору мировую славу (1905, 1910, 1912). В 1905-11 редактор “Православной богословской энциклопедии” (т. 6—12), для которой написал множество статей. После закрытия Академии был избран профессором Петроградского университета, а в 1919 профессором недолго просуществовавшего Петроградского богословского института. С 1919 по 1921 исполнял также обязанности архивариуса в бывшем Синодальном архиве. В августе 1921 эмигрировал в Финляндию, жил в Германии и Чехословакии, пока не был приглашен занять должность профессора богословского факультета университета им. Климента Охридского в Софии, где проработал до своей кончины. Среди огромного научного наследия ученого следует выделить неопубликованное исследование по истории русской богословской науки, сокращенная версия которого была издана в 1928 в Варшаве. Оказал влияние на Г. В. Флоровского, который еще в юношеские свои годы находился с ним в переписке.

Соч.; По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907; За тридцать лет (1884—1914); К столетнему юбилею Московской духовной академии. М., 1914; Православие по его существу. СПб., 1914; Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. (Б. м.), 1992.

Лит.: Николаю Никаноровичу Глубоковскому.— “Православная мысль”, в. 2. Париж, 1930; Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковского. -“Журнал Московской Патриархии”. М., 1966, № 8; Сосуд избранный. СПб., 1994.

А. В. Соболев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. 

Книги



Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы