Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

« Вернуться к списку томов

Оглавление

=Предисловие А. Ф. Гильфердинга =13=

=

=Пространство земли. — Медленность развитой географических сведений и причины ее =27=

=

=География и История. — Разные методы Географии =30=

=

=Стройность вещественных условий на земном шар, независимость человека =31=

=

=География, рассматриваемая со внесением стихии человеческой; ея сложность и три главных начала =33=

=

=Важность в Географии деления по племенам. — Обший - обзор племен человеческих =34=

=

=Деление по государствам =42=

=

=Деление по вероисповеданиям =43=

=

=Главные виды вероисповеданий =44=

=

=История, ее методы, какнауки, — Связь в ней прошедшего с настоящим и необходимость поверки первого последним. =46=

=

=С каких пор начинается История у разных племен. Источники исторических сведений. — Степень их древности. — Страны ими обнимаемые. =50=

=

=Истинный предмет исторической науки и ее истинное значение. =54=

=

=Новые источники, которые открываются Истории, отделенной от летописи. — Условия, необходимые для того, чтобы пользоваться ими. — Важность поэтического инстинкта и общего понимания жизни для историка =56=

=

=Историческая верность многих древних преданий и сказок, подтверждаемая новейшими открытиями науки. — Примеры: предания о Сарматах и Азах Скандинавских. =63=

=

=Предрассудки ученых историков =68=

=

=Система автохтонства народовъ, ее ложность =70=

=

=В большей части земель наслоение племен. — Признаком его отношение сословий. — Примеры =72=

=

=Верность народной памяти.— Примеры =73=

=

=Важность понимания общественного духа для истории. — Логические Формулы недостаточны для понимания жизни =75=

=

=Односторонность Германии в исторической науке =77=

=

=Непонимание Германскою наукою всего, касающегося до Славянского Мира. — Разбор некоторых вопросов о Славянских древностях =78=

=

=В древности, как и в нынешнее время, мы почти не встречаем народов одностихийных. —Примеры =87=

=

=В древности составные стихии племен менее сложны, оттого жизнь ее проще; проявления ее одностороннее, но энергичнее и громаднее Примеры =93=

=

=Древность олицетворяет племя как единицу органическую в имени одного человека; разбор басни об Иракле и др. =97=

=

=Смешение племенных стихий происходит органически и рождает явления, имеющие самобытный характер. — Примеры =99=

=

=Преобладание личности и прихотливой Фантазии у народов древних. — Примеры =102=

=

=Произвол преобладает в действиях народов древнихъ. — Он имеет свои законы, но законы эти для нас большею частию тайна =108=

=

=Мифические представления древних народов дают ключ к объяснению причин их выселения. — Примеры =110=

=

=Ход сухопутных переселений древним племен. — Первая эпоха: мирное расселение =114=

=

=Вторая эпоха: насильственные переселения. — Влияние таких переселений на древние Славянские племена =116=

=

=Племена звероловов и пастухов склонны к миграциям; земледельцы нелегко меняют места жительства. — Примеры: Кельты, Германцы и Славяне =120=

=

=Применение открываемых в Европе законов переселения народов к Китаю и. Индии =124=

=

=Характер переселения в степных пространствах =127=

=

=Третья эпоха в жизни древних племен: эпоха внутреннего брожения =130=

=

=Факты забываются, но страсти и инстинкты прошедшего упорно хранятся народами =131=

=

=Народы-завоеватели упорно хранят в своем характере гордость и исключительность; народы земледельческие чужды аристократического духа и восприимчивы к чужому, оттого способны к перерождению. — Пример Славян =132=

=

=Воздействие завоеванных племен на завоевателей. — Примеры =136=

=

=Стремление к свободе побуждает завоеванных перерождаться в народность завоевателей =138=

=

=Условия перерождения народов =138=

=

=Народы земледельческие, имеющие крепкое, логическое устройство государственное, поглощают своих завоевателей, особенно когда стихии их разнородные. — Примеры =144=

=

=Совокупность действия составных стихий народа, взаимные их уступки и совоплощения. — Франция =145=

=

=Народы живут, находясь под влиянием разных начал поочередно. — Примеры =151=

=

=Значение нравственных законов в судьбе народов. — Плоды господства и рабства =154=

=

=Значение веры в истории народов =157=

=

=Степень ясности представления о первых людях есть мерило древности отдельной жизни народа. — Системы и предубеждения искажают оценку древнейших форм веры. =157=

=

=Древность поклонения светилам небесным; оно не господствовало у всех народов. — При каких условиях являлось звездопоклонство =161=

=

=Оно не есть первоначальная религия человечества =161=

=

=Поклонение отдельным планетам и звездам предшествовало поклонение созвездиям =162=

=

=Звездопоклонству предшествовало поклонение солнцу; но оно тоже не есть первоначальная религия человечества. — Незначительность древнего солнцепоклонства =164=

=

=Две эпохи в солнцепоклонстве. — Изобретение зодиакальных знаков; восточные народы заимствовали их у западных =166=

=

=Солнцепоклонство и изобретете зодиакадьных знаков не могли принадлежать Египту. — Ихъ родина Халдея. — Связь солнцепоклонства с именем Баала =169=

=

=Вероисповедание должны быть изучаемы в связи с целым умственным строем народов. — Памятники истории религий. — Значение характера памятников зодчества. — Древнейшие принадлежать Эфиопии; их хронологическое отношение к памятникам Египта и южной Индии =174=

=

=Письменные источники истории религий. — Религия может быть понята только взглядом на всю жизнь народа и его историческое развитие =178=

=

=Древнейшие памятники Персии, Израиля и Индии представляют совместное существование в народе двух религий, высшей и низшей. — В древнейшую эпоху истории азиатских народов мы находим у них высокое и чистое понятие о божестве =180=

=

=Вторая эпоха в истории религий: огрубение первоначальных чистых начал; господство вещественности. — Греция =183=

=

=Все известные нам религии древности распределяются на три разряда: единобожие, многобожие и всебожие. — Второстепенное значение дуализма =184=

=

=При самом начале Истории мы уже встречаем религии смешанные. =186=

=

=Отсутствие верного понимания в показаниях древних о религиях чужих народов. —Живой художественный смысл и здравый разум могут дать нам понятие о характере древних религий, не оставивших письменных памятников =188=

=

=Основные законы при изучении древних религий: =194=

=

=1) их синкретизм; поводы к нему =194=

=

=2) в синкретизме миеологическом коренные божества удерживают первое место. — Примеры =196=

=

=3) характер божества отражает в себе характер племени и сохраняется при переходе к другому племени. — Примеры =200=

=

=Иногда божество при переходе к другому племени меняет свой характер вследствие обстоятельств, сопровождающих этот переход. =213=

=

=Борьба религий отражается на характере божеств и понятиях о них. =216=

=

=Борьба противоположных религий рождает односторонность и фанатизм, кровожадность и страстность. — Борьба и слияние северной духовной религий Иранской с южною, стихийною религией Кушитской. Результаты этой борьбы и слияние в Индии, в юго-западной Азии. =225=

=

=Борьба противоположных религий доводит их до крайних логических выводов, до которых человек иначе боялся бы дойти =233=

=

=Где нет насильственной борьбы, жажда истины называет противодействие односторонности религиозной. — Оттого две религии, противоположные друг другу, но вышедшие из одного общего начала, могут существовать совместно в стране. — Разбор отношений Буддаизма к Шиваизму =235=

=

=Одностороннее развитие отвлеченности в религий сопровождается в низших слоях народа грубым Фетишизмом =240=

=

=Основное деление древних религий истекает из начал свободы и необходимости. —Свобода выражается идеей творчества, необходимость — идеей рождения. Религии Иранская, Кушитская и мешанная =243=

=

=Начало свободы есть существенное свойство религий Иранских; начало необходимости — религий Кушитских. — Первое — корень едино-божия, второе — корень всебожия; переход к многобожию — Эллинская религия =261=

=

=Религия свободы и необходимости переходить в систему эманаций. — Одна религия Еврейская остается чуждою системы эманаций. — Смысл Еврейского предания о падении человека. Сказание о Хаме =278=

=

=Религиозное развитие древнего человечества сосредоточено в юго-западной Азии и северо-восточной Африке. — Скудость духовной жизни у других народов. — В народах крайнего Севера заметно коренное начало единобожия. — Племя Полинезийское представляет влияние Африки. — Характеристика древних Американских государств и народов. =293=

=

=Удаляясь от своих центров, религиозные начала Иранское и Кушитское слабеют. — Примеры. — Средняя полоса народов между Ираном и племенами крайнего Севера развивает антропоморфизм — Сущность его. — Значение в Индии Вишну. — Древние Венды в Азии и Европе; антропоморфический характер их религий; их влияние на древний мир =315=

=

=Начало вещественной необходимости постепенно вытесняет начало Духовной свободы =347=

=

=Духовное начало восстанавливается реформаторами, Шакьямуни, Зороастром и др. — Но реформатор не может восстановить первобытную веру в её полноте и жизни =353=

=

=Скудность слова религиозного у древних народов Европы. — Религии Кушитские не знают молитвы — заклинание — Религиозное слово у народов иранских. — Веды, Зенд-Авеста =356=

=

=Книги Израиля. Израиль — представитель первобытного религиозного предания Иранского. — Возобновление Иранского начала в мировую эпоху Римского владычества =367=

=

=Важность религиозных преданий и мифов. — Их сходство у разных народов не могло быть случайным совпадением =371=

=

=Правила критики относительно разбора мифов в смысле исторических указаний. —Их изменчивость. — Влияние поэтической фантазии. — Примеры =372=

=

=В каких случаях сходство символов, имен и таинственных чисел указывает на историческое сродство религий =377=

=

=История застает религии уже смешанными и искаженными =380=

=

=Распространение религий не соответствует племенам, но характер племен имеет влияние на развитие религий. — Характеристика племен и влияние племенного характера на развитие Христианства =384=

=

=Общий вывод из предыдущего изложения: три главных первоначальных племени; два начала верования — в первобытную необходимость и творческую свободу. Началам верования соответствует общий характер просвещения =389=

=

=Две системы письменности; двоякое подразделение каждой из них. — Их характеристика =389=

=

=Главное письмо принадлежит Иранскому просвещению, образное Кушитскому =391=

=

=Первоначальная гласовая азбука выражала гласный, так же как и согласные. — Отсутствие гласных в азбуках Семитических объясняется свойством языка =391=

=

=Время и место происхождения разных письменных систем =392=

=

=Сравнительная новость слоговой азбуки Среднеазийской и письмен Сиро-арамейских (без гласных) =395=

=

=Родина гласных письмен — Иран; клинообразное письмо; развитие первоначальной азбуки Иранской. — Древность грамотности у Германцев и Славян. — Разбор некоторых слов, относящихся к грамоте =396=

=

=Постепенное изменение в азбуках =403=

=

=Язык. — Его связь с жизнью народов. — Педантический взгляд Немецких филологов. — Глагол и существительное — ровесники в языке. =404=

=

=Все языки хранят остатки первобытной старины. — Могут ли все корни считаться односложными? Имя и глагол. — Семья Иранская до ее расселения. — Связь ее ветвей =407=

=

=Необходимость чувства человеческой правды для изучения языка и Истории. — Цель сравнительной филологии. — Славянский язык относительно Санскрита =420=

=

=Причины, влияющие на искажение слов и изменение их значения =480=

=

=Синонимы и метафоры в первобытных языках =487=

=

=Должно различать простое сродство корней и совпадете полных развитых форм. — Место языка Славянского в семье Индоевропейской. =492=

=

=Грамматическая организация языка; ее развитие и причины ее оскудения. =536=

=

=Приложение. =561=

=

=Сравнение Русских слов с Санскритскими =563=

=
    Читать книгу
    Читать книгу
    Оглавление

    Скачать

    Скачать с Torrent

    Хомяков Алексей Степанович

    Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова: Том V

    Издательство: Университетская типография

    Место издания: М.

    Год издания: 1900

    Количество страниц: 614 с.

    Рубрики: Русская философия


    В изданное в 1900 г. расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец», а также письма разных лет. Это издание послужило основным источником для Н.А. Бердяева при его работе на очерком о Хомяков (Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Издательство «Путь», 1912).


    Т.1:
    Мнение иностранцев о России
    Мнение Русских об иностранцах
    О возможности Русской художественной школы
    Письма об Англии
    По поводу Гумбольда
    Аристотель и всемирная выставка
    По поводу статьи И.В. Киреевского
    О современных явлениях в области философии
    Письмо о философии к Ю.Ф. Самарину
    Об общественном воспитании в России
    К Сербам
    Т.2 Сочинения богословские
    Т.5-6 Записки о Всемирной истории - Ч.1, 2
    Т.7 Записки о Всемирной истории - Ч.3
    Т.8 Письма


    Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
    Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
    Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
    О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
    Сообщить об ошибке
    Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
    ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"