Краткая библиографическая справка

Перро Шарль

(1628 – 1703) – известный французский писатель-сказочник, поэт, критик, председатель Французской академии. Учился в университетском коллеже Бовэ, который бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре поступил клерком к своему брату, архитектору Клоду Перро, и вошел в доверие к Жану Кольберу, министру Людовика XIV, так что в 1660-х годах он во многом определял политику государства в области искусств.

Первое произведение Перро – пародийная поэма «Стена Трои, или Происхождение бурлеска» (Les murs de Troue ou l’Origine du burlesque). В 1687 году Перро прочел во Французской Академии свою дидактическую поэму Век Людовика Великого (Le Siècle de Louis le Grand), положившую начало многолетнему «спору о древних и новых», в котором самым яростным оппонентом Перро был Н. Буало. Перро выступал против подражательства и издавна сложившегося поклонения античности, утверждая, что современники, «новые», превзошли «древних» в литературе и в науках и что это доказывается литературной историей Франции и недавними научными открытиями. Таким образом, Перро был одним из первых людей своего времени, кто ясно и смело сформулировал идею прогресса.

В 1691 году Перро впервые обращается к жанру сказки и пишет «Гризельду» (Griselde). Это стихотворная обработка новеллы Боккаччо, завершающей «Декамерон». Но волшебной фантастики здесь ещё нет, как нет и колорита национальной фольклорной традиции, – сказка носит салонно-аристократический характер.

В журнале «Галантный Меркурий» была анонимно опубликована сказка Перро «Спящая красавица», впервые в полной мере воплотившая черты нового типа сказки. Она написана в прозе, к ней присоединено стихотворное нравоучение. Прозаическая часть может быть адресована детям, стихотворная – только взрослым, причём моральные уроки не лишены игривости и иронии. В сказке фантастика из второстепенного элемента превращается в ведущий, что отмечено уже в заглавии (La Bella au bois dormant, точный перевод – «Красавица в спящем лесу»).

В 1697 году публикуется сборник сказок «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с моральными поучениями» (Contes de ma mère l'Oye, ou Histores et contes du temps passé avec des moralités). В сборник вошли: «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Синяя борода», «Кот в сапогах», «Золушка, или Хрустальная туфелька», «Рике-хохолкок», Мальчик-с-пальчик». «Сказки матушки Гусыни» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции – вслед за Перро последовали братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Г. Х. Андерсен. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы, привлек внимание аристократии к фольклору. Большое количество народных сказок дошло до наших дней во многом именно благодаря стараниям Шарля Перро.

На сюжеты сказок Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева.

Книги

Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы