Помещенное в "Телескопе" в 1836 г. (журнале издаваемом Н. И. Надеждиным) первое "Философическое письмо" Петра Яковлевича Чаадаева стало вехой не только для него лично, но и для всего философского сообщества. Поставленные в «письме» историософские проблемы оказали значительное влияние на последующее развитие русской мысли. Данное издание несет в себе дух эпохи и отражает один из этапов долгой реконструкции творчества Чаадаева российскими исследователями.
Книга представляет собой продолжение «Курса лекций по древней философии» (Высшая школа, 1981). В ней дается общая картина эволюции древней и ранней средневековой философии и теологии (параллельное рассмотрение античной философии Римской империи и иудаистско-христианского мировоззрения позволяет представить христианство во временном контексте культуры), объективное соотношение философии с парафилософией (религиозно-художественно-мифологическим мировоззрением), с основанной на интеллекте наукой, культурой в целом.
Монография посвящена проблеме возникновения философии как новой формы мировоззрения в Др. Китае, в Др. Индии и в Др. Греции. В ней вводятся понятия предфилософии, протофилософии и парафилософии, анализируется, происхождение философии из предфилософии, указываются социальные условия ее возникновения.
В первый том собрания философских сочинений Н. Г. Чернышевского включены его работы 50-х годов. Магистерская диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности», а также цикл работ, примыкающих к ней тематически, дают представление об эстетической концепции мыслителя. Ряд произведений середины 50-х годов раскрывает также процесс формирования его концепции философии истории.
Во второй том издания входят работы 60—80-х годов, которые знакомят читателя с социалистическо-утопическими взглядами Чернышевского, его концепцией антропологического материализма и философско-исторической системой.
Как писал Н.О. Лосский в своей «Истории русской философии», подвергая критике различные направления философской мысли, Чичерин боролся на два фронта. С презрением относясь к позитивизму, он подвергнул это течение критике в книге «Положительная философия и единство науки». С другой стороны, предметом критики Чичерина был мистицизм
Данная книга является одной из фундаментальных работ в области государствоведения и философии права. В работе «Философия права» Б.Н. Чичерин воспроизводит гегелевский подход к праву как развитию идеи свободы, реализации свободной воли.