Уполномоченный учредителей Философского общества - им был избран A.A. Киреев - направил министру внутренних дел, как того требовали условия формального утверждения общественной организации, проект Устава Общества и пояснительную к нему записку. В сопроводительном письме к этим документам Киреев писал: «Мы смеем надеяться, что осуществление задуманного нами не встретит возражения со стороны Правительства: имена учредителей Общества могут, по-видимому, служить достаточным ручательством благонадежности его направления, что же касается его цели, то ей, без сомнения, не может не сочувствовать наше просвещенное Правительство». Действительно, имена учредителей не вызывали сомнений. Сам Киреев, к слову, был человеком «благонадежным во всех отношениях»: член Славянского Благотворительного общества, секретарь Общества любителей духовного просвещения - организаций, поощряемых правительством, - на его визитной карточке в качестве должности было обозначено: «Состоящий при Его Императорском Высочестве Великом князе Константине Николаевиче».

В пояснительной же записке пространно говорилось о цели Общества. Сегодня невозможно установить ее авторство, но, бесспорно, она несет явный отпечаток стиля и образа мыслей B.C. Соловьева, характерных, в частности, для публиковавшихся в то время в «Русском Вестнике» (в преддверии публичной защиты) глав его докторской диссертации. Текст записки дает нам представление об основаниях, послуживших платформой для объединения остро полемизировавших впоследствии мыслителей:

«Всякая общественная жизнь предполагает известные общепризнанные начала, внутренне ограничивающие личный эгоизм и произвол. Без такого внутреннего самоограничения личности всякие внешние меры, направленные против явных проявлений злой воли, оказываются недействительными и не способны воспрепятствовать распадению общества, могущего жить и развиваться только под условием внутренней связи своих членов при общих объединяющих их началах. Такие начала, по существу своему, не могут быть созданы человеческим мышлением, которое само по себе творческой силы не имеет: но они могут и должны быть сознаны, усвоены и развиты этим мышлением, так как иначе они оставались бы на степени слепой стихийной силы, которая по мере развития сознания все более и более теряла бы над ними внутреннюю власть. Для того же, чтобы положительные начала жизни (данные в форме религиозного откровения) сохраняли свое значение и власть над человеческим сознанием, они необходимо должны выдержать испытание мыслящего ума, ответить на его основные вопросы и удовлетворить его существенным требованиям; тогда оправданные самим умом человеческим эти начала получили бы над ним силу безусловную. Такое оправдание положительных начал, составляющих настоящее основание правильного общественного и государственного строя, может быть совершено только в области философии, ибо только философия ставит всеобщие вопросы и имеет предметом своего исследования основные начала всякой жизни. Поэтому философия имеет не только теоретическое, но и великое практическое значение. Истинная философия ведет к уразумению и развитию, а не к отрицанию положительных начал жизни. Содействовать утверждению и распространению у нас философии в этом ее положительном направлении составляет главную задачу предполагаемого Философского общества. Какова бы ни была степень его успеха в этом деле, оно во всяком случае способствовало бы уяснению и распространению философского понятия при помощи бесед, публичных чтений и печатных изданий».

Источник: В.Н. Акулинин, О.В. Самылов, Философское общество при С.-Петербургском университете (1897 — 1923) // Новосибирск, Сибвнешторгиздат 1994.

 

Добавлено: 28.07.2011

Связанные личности: Соловьёв Владимир Сергеевич