Сегодня и вчера
Карпов Василий Николаевич. Введение в философию. — СПб., 1840. C. 101.
Цель философии — определить место, значение и отношение человека в гармоническом бытии мира. Явно, что для достижения этой цели, сперва нужно определить всеобщую гармонию бытия, то есть, наследовать взаимную связь существ, поскольку они принадлежат к одному целому, следовательно развить мир мыслимый и отыскать тот всеобъемлющий закон, которым он существует и управляется. Но мыслимое, как сказано выше, должно быть результатом двух поляризаций: субъекта и объекта, физического и духовного. Субъект есть начало мыслящее — человек; объект — то, о чем человек мыслит, то есть, физическое и духовное. Эти моменты объективного бытия не могут быть доступны для непосредственного ведения: они познаются, поколику мыслятся; а как скоро становятся мыслимыми; то познание об них необходимо отпечатлевается свойствами и начала мыслящего. Таким образам, искомое в области философии отчасти предполагается, как будто уже найденное, последнее является первым, цель науки делается основным взглядом на предмет ее. Философия только еще хочет определить значение человека в гармоническом бытии мира; а между тем философ, при самом первом воззрении на мир, опирается уже на самосознании, следовательно, на существе своей природы и даже на предварительном понятии о ней. Философия в искомом ею человеке предполагает существо нормальное, в котором, как в самом верном зеркале, отражалось бы целое человечество, в котором все мысли, чувствования и желания неделимых сливались бы в один совершеннейший аккорд: и она, как наука, рассматриваемая сама по себе, вне пределов какой бы то ни было школы, конечно, права. Но кто, ищет это существо? — Ищут люди с различными умами и волями, с различными чувствованиями и страстями, с различными взглядами на мир и Творца его: — и можно ли ожидать, чтобы кто-нибудь из них нашел его не таким, каков он сам? Где ищут это существо? — Ищут в природе, построенной на основании психической самоуверенности философствующего разума… |
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
|