Сегодня и вчера
Карпов Василий Николаевич. Введение в философию. — СПб., 1840. C. 101.
Цель философии — определить место, значение и отношение человека в гармоническом бытии мира. Явно, что для достижения этой цели, сперва нужно определить всеобщую гармонию бытия, то есть, наследовать взаимную связь существ, поскольку они принадлежат к одному целому, следовательно развить мир мыслимый и отыскать тот всеобъемлющий закон, которым он существует и управляется. Но мыслимое, как сказано выше, должно быть результатом двух поляризаций: субъекта и объекта, физического и духовного. Субъект есть начало мыслящее — человек; объект — то, о чем человек мыслит, то есть, физическое и духовное. Эти моменты объективного бытия не могут быть доступны для непосредственного ведения: они познаются, поколику мыслятся; а как скоро становятся мыслимыми; то познание об них необходимо отпечатлевается свойствами и начала мыслящего. Таким образам, искомое в области философии отчасти предполагается, как будто уже найденное, последнее является первым, цель науки делается основным взглядом на предмет ее. Философия только еще хочет определить значение человека в гармоническом бытии мира; а между тем философ, при самом первом воззрении на мир, опирается уже на самосознании, следовательно, на существе своей природы и даже на предварительном понятии о ней. Философия в искомом ею человеке предполагает существо нормальное, в котором, как в самом верном зеркале, отражалось бы целое человечество, в котором все мысли, чувствования и желания неделимых сливались бы в один совершеннейший аккорд: и она, как наука, рассматриваемая сама по себе, вне пределов какой бы то ни было школы, конечно, права. Но кто, ищет это существо? — Ищут люди с различными умами и волями, с различными чувствованиями и страстями, с различными взглядами на мир и Творца его: — и можно ли ожидать, чтобы кто-нибудь из них нашел его не таким, каков он сам? Где ищут это существо? — Ищут в природе, построенной на основании психической самоуверенности философствующего разума… |
Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»
Очередность строительства новых городов и частей будущей Белгородской черты находилась в полном соответствии с направлением татарских нападений
Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность
Гусарская форма не что иное, как венгерский народный костюм.
|