Все документы темы  


Персоналии



Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич (1828 — 1891) Русский религиозный философ



Служебные документы и письма

Розанов В. В. Анкета для Библиографического словаря деятелей Нижегородского Поволжья Розанов В. В. Анкета для Библиографического словаря деятелей Нижегородского Поволжья // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 249—254. — [Т.] I.




О портале:



Историю философской мысли можно уподобить квинтэссенции интеллектуального наследия культуры. У философских идей нет срока давности, они не «устаревают», а потому всегда актуальны для любого времени. У последующих поколений при обращении к трудам мыслителей далекого прошлого меняются акценты, но сама ценность прежде созданного с течением времени нисколько не умаляется. Более того, каждая эпоха находит здесь себе созвучное, так что философы прошлого часто оказываются нашими собеседниками, соучастниками при решении проблем, связанных с осмыслением бытия, существования, смысла, добра, истины, красоты, устройства общества. Чем больше внимания уделяется прошлому философии, тем осмысленнее наш взгляд на настоящее и будущее.

В накоплении интеллектуального наследия в области философии, которым мы активно теперь пользуемся, на протяжении долгого времени участвовали различные социальные институты, организации, личности. Однако все их можно свести, для удобства рассмотрения, к трем сферам: (а) «университетская философия», (б) философская мысль духовно-академических школ, (в) кружки и объединения по интересам. В первых двух сферах философия является составной частью педагогического процесса (светского и богословского), в третьей — институционально независима, самостоятельно выбирая точки приложения интеллектуальных усилий. У каждой сферы есть свои преимущества и недостатки, факторы как препятствующие философствованию, так и стимулирующие его. Примечательно также, что проблемы могли, например, формулироваться «свободными мыслителями», «любителями», а продуктивное решение предлагалось профессионалами, равно как и наоборот. Все это свидетельствует о том, что взаимоотношение между тремя указанными сферами не иерархическое, а синкретическое. В сфере философии привилегии и приоритеты обусловлены не принадлежностью к социальным структурам, а стремлением к истине, последовательным решением общезначимых задач. Например, проблемы, поставленные в «философических письмах» П. Я. Чаадаева, ведущего частный образ жизни, оказали решающее влияние не только на общественную атмосферу его эпохи, но и на долгие годы определили ход академических дискуссий, касающихся выявления смысла мировой истории и роли в ней России.

Несмотря на деление философского процесса на сферы университетскую, духовно-академическую и «кружковую», следует помнить об условности такого подхода, что вызвано многими объективными и субъективными факторами. Для кого-то университетская кафедра является альфой и омегой биографии, у другого мыслителя это лишь преходящий момент в его творческой эволюции. Например, В. С. Соловьев довольно скоро из «университетских философов» превратился в «свободного мыслителя», а изначально бывший им Н. А. Бердяев, при всей своей декларируемой антипатии к институциям, неоднократно пытался формировать сообщества с далеко идущими социальными последствиями. Выпускники и преподаватели духовных академий и семинарий продолжали свою карьеру в светских учебных заведениях, а университеты поставляли кадры для богословских школ. Подобная условность в границах характерна и для «кружков», куда могли входить не только дилетанты, автодидакты, свободные от корпоративных обязательств «любители истины», но и профессиональные философы. История дает нам много примеров того, как отечественные университеты выпускали дипломированных, но никчемных «мыслителей», а любительские кружки формировали оригинальных философов, работы которых в последующем определяли форму и содержание образовательного процесса.

Российское философское сообщество демонстрирует чрезвычайную разнородность по социальному составу — здесь и дворяне, и духовенство, и купцы, и мещане, люди состоящие не только на гражданской, но и военной службе, представители всех отраслей науки и искусства. Так что философы в России — не замкнутая в себе корпорация гуманитариев, а сообщество ищущих истины представителей науки, политики, искусства. С одной стороны подобная пестрота участников (социальная, профессиональна, мировоззренческая), представляющих всевозможные сферы общества (государство, церковь, бизнес) усиливает дискуссионный момент в философском сообществе, с другой стороны обогащает его многообразием предлагаемых решений проблем.

Определение начала философского процесса в России как среди отечественных, так и зарубежных специалистов все еще остается предметом для дискуссий. В зависимости от дефиниций возникновение философии видят в X, XVIII, в XIX вв. Определения же в свою очередь зависят от принадлежности спорящих к школе, направлению, их методологических предпочтений и культурологических симпатий. Но эти разногласия относительно начала русской философии и ее этапов лишь отражают многообразие проявлений мысли, богатство интеллектуальных форм. Тем не менее мы предполагаем развертывать наш проект с периода времени, не вызывающего сомнений у большинства исследователей: XIX — начало XX вв. Что до направлений и школ, то мы будем представлять весь спектр типов философствования — материализм и идеализм, религиозно ориентированную философию и позитивизм, чистую метафизику и конкретно-ориентированные типы философствования (историософия, эстетика, этика, философия права и т.п.). Следует особо подчеркнуть также, что отечественная философская мысль формировалась в диалоге с западной и восточной философскими традициями, так что проблемное поле, формируемое нашим проектом, охватит собой все основные для мировой философии идеи, понятия, методологические программы.

Проект «Русская философия» в контексте «Руниверсума» ориентирован не только на специалистов, но и на самую широкую читательскую аудиторию, что не означает упрощения историко-философского материала. Подбирая темы, тексты и персонажи, касающиеся основополагающих для философии проблем, мы стараемся не упускать из виду и социально ориентированную проблематику, поскольку прежние формулы общественного устройства могут помочь в решении и современных задач. Ведь, как показывает история, некоторые идеи в момент своего появления опережают время, а потому остаются не понятыми и невостребованными. И кто знает, может быть, именно сегодня они найдут свое применение?

Представляемые в нашем проекте философы являют собой образцы синкретизма в философии, в трудах которых сочетаются история, политика, право, религия, наука, искусство: П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, В. Ф. Эрн, С. Н. Булгаков, И. А. Ильина и др. Тексты этих мыслителей представляют не отвлеченную метафизику, спекулятивную науку для узкого круга избранных, а философию, ориентированную интеллектуалами для решения конкретных жизненных задач.

Мы планируем также представить не только работы мыслителей первого плана, но и тех, кто разными способами формировал идейный «фон», находился у истоков новых направлений, не получивших в силу внешних обстоятельств дальнейшего развития, и незаслуженно оставался в тени. А потому вы сможете найти у нас работы не столь популярные у массового читателя, зато продуктивные для новых исследований. Наш формат «графической» подачи текстов облегчит доступ к текстам из истории философской мысли в России, давно ставших библиографической редкостью, что позволит ввести в исследовательский оборот новый эмпирический материал. Такой подбор текстов позволит не только получить прямой и удобный доступ к классическим текстам, чтобы пере(про)читать их, но и начать новые исследования в области еще малоизученного, без чего невозможно по развитие философии.

Ключевые материалы



Проект Русская Философия Историю философской мысли можно уподобить квинтэссенции интеллектуального наследия культуры. У философских идей нет срока давности, они не «устаревают», а потому всегда актуальны для любого времени. У последующих поколений при обращении к трудам мыслителей далекого прошлого меняются акценты, но сама ценность прежде созданного с течением времени нисколько не умаляется.



Галерея



Портрет С. Н. Трубецкого



Документы личного происхождения

Розанов В. В. Духовное завещение Розанов В. В. Духовное завещение // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 257—261. — [Т.] I.



Речи, высказывания



С. Н. Булгаков. Философия хозяйства. Речь, сказанная С. Н. Булгаковым на защите докторской диссертации "Философия хозяйства", состоявшейся 21 сентября 1912 г.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"