Новости по теме

XXII Рождественские православно-философские чтения в Нижнем Новгороде

Мероприятие под названием «Духовно-нравственное состояние российского...

Международная конференция. «Христианская духовность: исторические и культурные перспективы»

21 июня (вторник) 10:00-18:30 в Культурном Центре «Покровские ворота» (ул....

К списку новостей

Статьи по теме

... Россия как полноценный культурно-исторический субъект,  начиная с эпохи Модерна, заключает в себе своё теоретическое ядро – русскую философию в качестве светской формы национально-исторического самосознания...

Русская философия в модусе актуальности

Для автора существуют по меньшей мере два типа актуализации прошлого: один...

К списку статей

К вопросу о "духовном кризисе" в России во второй половине XIX — начале XX вв.

К вопросу о "духовном кризисе" в России во второй половине XIX — начале XX вв.

К вопросу о "духовном кризисе" в России во второй половине XIX — начале XX вв.


К вопросу о терминологии. Понятие «кризис» (др.-греч. κρίσις) – крайне неоднозначное: потрясение, перелом, покаяние, суд, катарсис, очищение. Что мы обычно понимаем под кризисом? Кризис – это перелом или упадок? Амбивалентность понятия.

«Духовный» – также крайне широкое значение. В немецкой традиции «духовное» понимается как не-материальное, относящееся к миру идей.

«Духовный кризис» – кризис духа или кризис мысли? Если под «духовным кризисом» понимается именно кризис духа, то такой кризис – индивидуален и мистичен, он не может охватывать статистически значимые общности. Кроме того, его вряд ли можно было бы констатировать.

Что противостоит «духовному кризису»? Духовный подъем? Духовный застой?

К истории понятия. Кто в рамках русской культуры ввел понятие «духовный кризис»? У Ф.М. Достоевского мы не встречаем понятия «духовного кризиса», хотя, разумеется, он затрагивает темы греха и безверия, охватившего Россию. При этом в «Дневнике писателя» за 1877 г. при рассуждениях о биржевом кризисе есть такая фраза: «Чем богаче духовно нация, тем она и материально богаче»[1].

В начале ХХ в. «духовный кризис» понимался как идейный кризис. П.И. Новгородцев отмечал амбивалентность этого понятия: «Но каждый раз, когда говорят о кризисе в области идей, это может обозначать одно из двух: или полное крушение каких-либо прежних понятий, или их готовящееся преобразование»[2]. В «Вехах» «духовный кризис» был упомянут всего 1 раз. С.Н. Булгаков написал: «После кризиса политического наступил и кризис духовный, требующий глубокого, сосредоточенного раздумья, самоуглубления, самопроверки, самокритики»[3]. И у Булгакова, и у остальных авторов «Вех» основной упор сделан именно на кризис идей. Своему сборнику статей 1907-1909 гг. Н.А. Бердяев присвоил название «Духовный кризис интеллигенции» (Пг., 1910). Кризис рассматривался Бердяевым как потеря смысла существования и поиск нового смысла или формы. Наряду с идейным кризисом, Бердяев писал и о религиозном кризисе: «Казенное православие дало трещину, религиозный кризис ныне совершается в глубинах жизни, и переход к новому религиозному сознанию неизбежен»[4]. В связи с активным обсуждением проблематики «духовного кризиса» в начале ХХ в. уместен еще один вопрос: является ли это само по себе признаком наличия или развития духовного кризиса? И наоборот: отсутствие дискуссии на подобную тему – признак духовного здравия?

В фундаментальном труде о. Г. Флоровского «Пути русского богословия» понятие «духовный кризис» отсутствует. «Религиозный кризис» для Флоровского – это «кризис церковной культуры» («церковной культурности»), связанный с уходом духовенства из культурной сферы в XVI-XVII и XIX вв. Личный религиозный кризис (т.е. личное разочарование в вере и религии) обычно трактовался Флоровским как следствие личного утопизма (Н.В. Гоголь), потрясения (Н.А. Добролюбов), рефлексии (Л.Н. Толстой). Вместе с тем, наоборот, именно отсутствие богословской рефлексии по Флоровскому порождает религиозный кризис. Кроме того, личному религиозному кризису противостоит покаяние, которое само по себе, как указывал сам Флоровский, является одним из значений слова «кризис»[5]. «Вернуться можно только через «кризис»»[6].

Перспективы изучения. Говоря о России и русском богословии, Флоровский употребляет понятие «кризис» применительно к каждому веку, начиная с XV в. за одним исключением: Флоровский не говорит о кризисе в XVIII (!) в. Начало нового религиозного кризиса богослов относил к периоду после 1825 г. Связано ли это с появлением интеллигенции или с развитием светского богословия?

Вопросы причин, рамок, элементов, особенностей, перспектив духовного (или религиозного) кризиса еще ждут своего прояснения.

Почему в середине XIX в. именно писатели стали властителями дум в России? Может быть, потому что ранее это место было свободно?

Был ли «духовный кризис» причиной катастрофических событий в России в ХХ в.? Почему именно в России они стали столь тяжелыми?

ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 26. Л., 1984. С. 31.
[2] Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания [1907]. СПб., 2001. С. 23.
[3] Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. Сост., коммент. Н. Казаковой. Предисл. В. Шелохаева. М., 1991. С. 43-44.
[4] Бердяев Н.А. Распря Церкви и государства в России // Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-9 г.). Пг., 1910. С. 226-227.
[5] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Киев, 1991. С. 504.
[6] Там же. С. 514.

ОБ АВТОРЕ: Гайда Федор Александрович - сотрудники кафедры истории России XIX века – начала XX века Исторического факультета МГУ. Кандидат исторических наук, доцент. Лауреат первой премии фонда памяти митрополита Макария (Булгакова) в номинации «История России» за 2005 год. 

Теги: Духовность

Автор:  Федор ГАЙДА

Комментарии (0) 28.06.2013

Обсуждение:
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал