Статья Николая Алексеевича Толстого (1867-1938) «Владимир Соловьев — католик» («Русское слово», № 192, 21 августа 1910 г.) сообщала о присоединении Соловьева к католической Церкви восточного обряда в 1896 г.; на нее откликнулся Дмитрий Философов в той же газете («Католичество Владимира Соловьева»; № 196, 26 августа). 

С статье Николая Толстого «Владимир Соловьев – католик» в частности говорится: «И вот, на второй неделе поста 18-го февраля 1896 года, в небольшой каплице Лурдской Божией Матери, что в Москве, на Остоженке, во Всеволожском переулке, д. Соболева, при моей квартире, совершилось это скромное торжество. В присутствии членов моей семьи, причта и некоторых лиц из высшего петербургского и московского общества, тесного кружка почитателей присоединяющегося и присоединяющего (имена которых я пока не уполномочен назвать), Владимир Сергеевич Соловьев совершил свое присоединение к католической церкви, но без всякого отречения от православия, простым исповеданием «символа православной веры тридентинского собора», исповедавшись и публично причастившись за униатской обедней». 

Отец Николай Алексеевич Толстой (1867, Санкт-Петербург — 4 февраля 1938) — граф, первый русский греко-католический священник. В декабре 1894 г. он приехал в Рим как православный священник и подписал исповедание католической веры у папы Льва XIII.

/.../ В 1886 г., по возвращению из Загреба, Соловьев писал архимандриту Антонию (будущему петербургскому митропо­литу): «... для соединения церквей не только не требуется, но даже была бы зловредной всякая внешняя уния и всякое частное обращение. На попытки обращения, направленные против меня лично, я отвечал прежде всего тем, что (в не­обычайное для сего время) исповедался и причастился в православной сербской церкви в Загребе, у настоятеля ее о. иеромонаха Амвросия. Вообще я вернулся в Россию, если можно так сказать, более православным, нежели, как из нее уехал».

После выхода в свет книги «La Russie et l'Eglise Universelle» («Россия и Вселенская Церковь») прошла волна слу­хов, будто Соловьев перешел в католичество. Духовник Со­ловьева отец Варнава сказал ему: «Иди на исповедь к своим католическим священникам». Длительное время Соловьев не причащался. Он болезненно переживал этот отказ, так как высоко ценил таинство причастия. Соловьев решил пойти на очень опасный шаг: 18 февраля 1896 г. Соловьев явился на исповедь к католическому священнику отцу Николаю Толстому и получил от него причастие. Толстой, как и Соловьев, верил в сохранение мистического единства восточной и западной церквей, несмотря на их внешнее разделение. Вот почему перед св. причастием Соловьев присоединился к решению Трентского собора о том, что восточная церковь является истинно православной и католической церковью.

Таким образом, Соловьев сделал шаг, который не могли одобрить ни православная, ни католическая церковь. Все последующие заявления и действия Соловьева свидетельст­вуют о его верности принципам православной церкви /.../.

Н.О.Лосский. История русской философии.

Теги:  Католицизм

Добавлено: 21.08.2012

Связанные события: Мариан Здзеховский получает письмо от Дмитрия Философова, Рассказ православного русского священника о том, как он исповедал и причастил Владимира Сергеевича перед смертью

Связанные личности: Соловьёв Владимир Сергеевич