Русь и Хазария  > Русь и Хазария > Хазария в еврейской традиции

Иудаизм в Хазарии: причины принятия и масштабы распространения религии

Проблема распространения иудаизма в Хазарском каганате является одной из самых сложных и дискуссионных в хазароведении.

Проблема распространения иудаизма в Хазарском каганате является одной из самых сложных и дискуссионных в хазароведении. За последние три столетия на эту тему в научной литературе было выдвинуто немало различных предположений и высказано огромное число весьма смелых догадок вплоть до ничем не подкрепленных соображений. Высказывалась даже точка зрения о том, что обращение верхушки правящей элиты Хазарии к иудейской религии представляет собой благочестивый вымысел некоторых иудейских религиозных писателей средневековья в полемике против ислама и христианства.

Действительность, однако, не подтверждает подобные гиперкритические представления. Данные письменных источников – арабо-персидских (материалы Анонимной Записки в трудах ибн Русте и Гардизи, классической школы арабской географии, ибн Фадлана и ал-Масуди), еврейских (в первую очередь – Письма Иосифа), а также древнерусских и западных латинских текстов свидетельствуют о реальности распространения в Хазарии иудаизма в качестве религии правящей династии. Существуют и немногочисленные нумизматические и археологические подтверждения реальности этого события.

Одно из наиболее распространенных объяснений того, почему правящая элита Хазарии избрала себе религию народа, не имеющего своего государства и неполноправного в странах ислама и христианского мира, связывает это событие с активностью еврейских купцов, заинтересованных в развитии посреднической торговли между Ближним Востоком, Европой и Средиземноморьем. Действительно, как известно из «Книги путей и государств» ибн Хордадбеха, торговые маршруты иудеев ал-раззанийа, действительно, проходили через территорию хазарского государства, затрагивая его столицу – Итиль и некоторые другие важные политические и экономические центры. Однако, дело было не только в общности экономических интересов, но и в мотивации политической элиты Каганата.

Для государств евразийских кочевников весьма характерным было предпочтение невоинственных и безгосударсвенных религий. Так, манихейство получило распространение в Уйгурском каганате, а несторианское христианство и буддизм – в Монголии. Выбор конфессии, лишенной военной или финансовой поддержки извне, был более безопасен для правителей кочевого государства, так как гарантировал их от идеологического подчинения со стороны оседлых соседей. Принятие правящей элитой Хазарии иудаизма – религии, обладающей писанием достоверным с точки зрения христиан и мусульман, – относится к числу явлений того же порядка. Оно подчеркивало независимость Каганата от духовных притязаний Багдада и Константинополя и его вхождение семью мировых цивилизаций.

Объем наших знаний о масштабах распространения иудаизма в Хазарии также не велик. Прямые свидетельства арабских источников – в первую очередь данные ал-Масуди и ибн Хаукаля, свидетельствуют о присутствии иудеев в крупных столичных центрах – Итиле и Семендере. Однако, подтвердить или опровергнуть эти данные нет никакой возможности, поскольку сами эти города археологами все еще не найдены. Больше оснований для поиска материальных свидетельств присутствия иудаизма в Хазарии, дают раннесредневековые древности Боспора Киммерийского. Азиатская часть Боспора (Таманский полуостров) была местом расселения еврейской диаспоры с первых веков н.э. Материальные следы присутствия евреев (в основном, надгробия с греко- или ивритоязычными надписями и другими элементами иудейской религиозной символики) и влияния еврейской религии на верования местных народов гораздо лучше представлены в данном регионе, чем во всех прочих областях Хазарии. Правда, далеко не все из них могут быть точно, датированы. Известные же даты без исключения относятся еще к античной и позднеантичной эпохе. То есть ко времени более раннему, чем завоевание этих земель хазарами. Тем не менее, наличие многих десятков дошедших до нас надписей и изображений предметов еврейской религиозной символики, таких как семисвечник (ивр. менорá), пальмовая ветвь (ивр. лулáв) и др. неопровержимо свидетельствует о существовании там достаточно многочисленного еврейского населения в дохазарский период.

Из письменных источников известно о существовании на Боспоре иудейского населения в хазарский период. В начале IX в. византийский хронист Феофан упоминает о расселении евреев в окрестностях Фанагории. Также с центром боспорских владений Хазарии – Таматархой обычно отождествляют упоминаемое ибн Хордадбехом поселение «Самкуш иудеев» (арабск. Самкуш ал-Йахуд) или Сам-к-р-ц еврейских источников. О существовании там иудейской общины известно и из Кембриджского документа.

О том, что представляли собой верования и ритуальные практики хазарских иудеев также известно сравнительно немного. Письмо Иосифа – единственный источник сведений по этому вопросу – свидетельствует о том, что его автор был неплохо знаком с оригинальным текстом еврейской Библии. Кроме нее в качестве священных книг он называет также Мишну и Талмуд. Следовательно, иудаизм в каганате был раббанитским, а не караимским.

В источниках мало информации о том, как происходила адаптация иудаизма к первоначальным древнетюркским культурным традициям хазарской знати. Судя по всему, неофиты лучше всего усваивали, элементы еврейской традиции, соотносимые с практикой кочевой жизни. Например, из письма Иосифа известно об имитации древнеизраильского переносного храма-шатра (Скинии) первым хазарским царем-иудеем – Буланом. Подобная практика устройства христианских церквей или мусульманских мечетей в юртах широко засвидетельствован в евразийских кочевых обществах средневековья. Наше представление о материальных следах проникновения иудаизма в среду хазарского кочевого населения также пока еще весьма ограничено. Пока достоверно известен только один (конец VIII в.) салтовский бытовой предмет с изображением сильно напоминающем менорý.

Судьбу еврейских общин на территории Хазарии после падения Каганата можно представить себе лишь в самых общих чертах. Правящая элита государства вынуждена была перейти в ислам в обмен на военную помощь Хорезма против русов и гузов. В дальнейшем она полностью растворилась в средневековом мусульманском населении Поволжья. Что же касается собственно евреев Хазарии, то они, скорее всего, растворились в составе общин, живших в северном Причерноморье и Киевской Руси. Возможно, что часть их потомков еще встречал в причерноморских степях еврейский путешественник XII в. Петахия из Регенсбурга.

Источники и литература
  • al-Maçoudi. Les Prairies d’Or. ed. de Meynard C.B., de Courteille. T. 2. Paris, 1863. P. 8–9
  • Dunlop D.M. The History of the Jewish Khazars. P. 89 – 170
  • Golden P. Khazaria and Judaism // AEMAE 1983 Vol. 3. P. 127 – 156
  • Pritsak O. The Khazar Kingdom Conversion to Judaism // Harvard Ukrainian Studies. 1972. Vol. 2. P. 263 – 281.
  • Артамонов М.И. История хазар. Изд. 2-ое. СПб., 2002. С. 272 – 294
  • Вихнович В.Л. Евреи страны Кедар: (К вопросу о славяноязычных евреях Восточной Европы в домонгольский период) Кунсткамера: Этнографические тетради , 1996. Вып. 10. С. 196-208
  • Голден П.Б. Хазарский иудаизм в свете письменных источников // История еврейского народа в России. Т. 1. М.; Иерусалим, 2010. С. 125 – 150
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 3. М., 2009. С. 30 – 32
  • Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX – X вв. С. 145 – 167
  • Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христиананина? М., 2003. С. 303 – 304
  • Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932; Круглый стол: Хазары – дискуссионные вопросы // Научные труды по иудаике. Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Т. 2. М., 2011. С. 9 – 94
  • Петрухин В.Я., Флеров В.С. Иудаизм в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. Т. 1. М.; Иерусалим, 2010. С. 151 – 163
  • Флеров В.С., Флерова В.Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары. Jews and Slavs. Vol. 16. C. 185 – 205
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"