Все документы темы  
Российский архив Материалы по теме: Том IX


Дело Канцелярии Совета Министров о приобретении в казну коллекции фотографических снимков достопримечательностей России С. М. Прокудина-

Дело Канцелярии Совета Министров о приобретении в казну коллекции фотографических снимков достопримечательностей России С. М. Прокудина-Горского, 1910—1912 гг. / Публ., [вступ. ст. и примеч.] С. П. Гараниной // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 466—492. — [Т.] IX.

466

Публикуемые материалы раскрывают историю создания одного из ценнейших памятников отечественной фотографии. Ученый, изобретатель, фотохудожник, Сергей Михайлович Прокудин-Горский на трехслойных стеклах цветоделенных негативов запечатлел с документальной точностью памятники российской истории, архитектуры и быта в канун грандиозных потрясений. Важнейшую задачу созданного им способа цветного фотографирования мастер видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего»*. Особый интерес представляет документальное подтверждение того, что в 1911 г. в Туркестане был снят первый в России цветной фильм.

Род Горских происходит от выехавшего из Золотой Орды татарина Петра, прозванного Горским по вотчине Гора, пожалованной ему от Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского; у Петра Горского был внук Прокопий, прозванный Прокуда, от которого потомки и начали именоваться Прокудиными-Горскими. Родовое имение Прокудиных-Горских находилось в Покровском уезде Владимирской губернии.

С. М. Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 г. Документов, свидетельствующих о полученном в России образовании, не найдено, однако он был хорошо известен и в кругах Петербургской консерватории и в Академии художеств, по-видимому, брал уроки игры на скрипке и занимался по классу живописи, одновременно с этим занимался химией в Университетской лаборатории Д. И. Менделеева. В конце 80-х гг. он совершенствовал свое образование в Германии, где вскоре сам стал читать лекции по фотохимии и спектральному анализу в Высшей технической школе в Шарлотенбурге (Берлин). Здесь же начались исследования по цветовоспроизведению в лаборатории немецкого профессора А. Мите, продолженные в Париже. В этот период Прокудин-Горский работал и в России и за границей. В 1890 г. он женился на Анне Александровне Лавровой — дочери известного русского металоведа, одного из основоположников отечественного сталепушечного производства, активного члена Императорского русского технического общества Александра Степановича Лаврова.

В 1898 г. Прокудин-Горский организовал первые в России курсы практической фотографии, этому предшествовало вступление в члены Фотографического отдела Императорского русского технического общества (ИРТО), старейшего фотографического объединения России.

Императорское русское техническое общество объединило всю научно-техническую интеллигенцию России. Созданное в 1866 г. по инициативе российских ученых для «содействия развитию техники и технической промышленности в России», оно занималось общими вопросами промышленно-экономической политики и вместе с тем четко специализировало работу своих отраслевых отделов. По инициативе активного члена ИРТО Д. И. Менделеева в конце 70-х гг. был организован V Отдел — Светописи и ее применений или фотографический**. Получив статус «непременного члена V отдела ИРТО», Прокудин-Горский выступал здесь с научными сообщениями и докладами «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)» (1898 г.), знакомил коллег с новой проекционной техникой.

Впервые сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии было сделано Прокудиным-Горским 13 декабря 1902 г.***, а в январе

467

1905 г. он «ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России... В числе их были весьма различные по колориту и содержанию, так например: виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали холго не смолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих»*.

Фотографический отдел ИРТО избрал Прокудина-Горского своим председателем, одновременно он редактор журнала «Фотограф-любитель», в котором было опубликовано в 1906 г. первое подробное руководство по фотографии в натуральных цветах с образцами цветных снимков. В том же году на Международной выставке в Антверпене его «снимки в красках непосредственно с натуры» получили Золотую медаль, жетоном «За лучшие работы» его наградил «Photo Club» в Ницце.

В 1905 г. Прокудин-Горский открыл новое красочное вещество сложного состава, значительно превосходящее красочные сенсибилизаторы, впервые примененные в 1902 г. немецкими химиками Мите и Траубе.

Параллельно с совершенствованием цветной фотографии мастер активно работал в области цветной полиграфии. В Петербурге, на Б. Подьяческой № 22, он открыл фотомеханическую мастерскую, лабораторию и печатню, где изготовлялись фотомеханические клише и фотографии с натуры превращались в почтовые открытки и настенные картины, расходившиеся по всей России. В области цветной полиграфии он также был одним из первых в России.

Всероссийскую известность Прокудин-Горский получил как автор юбилейного портрета Льва Толстого, снятого 23 мая 1908 г. в Ясной Поляне. Портрет был впервые опубликован в августовском выпуске «Записок ИРТО» за 1908 г. Тогда же портрет был воспроизведен в журнале «Фотограф-любитель» и издан значительным тиражом издательством «Солнце» в виде цветных открыток и настенных картин (гелиогравюр). Несколько позже открытки выпустило и стереоскопическое издательство «Свет»; во всех случаях клише и печать были выполнены самим фотохудожником**.

В 1908 г. русские фотографические общества подали в Государственную Думу «Записку об авторском праве фотографа». Для большей убедительности в залах Академии художеств была развернута выставка и устроен вечер демонстрации достижений русских фотографов. Гвоздем программы стал показ на экране цветных проекций одного из авторов «Записки», Прокудина-Горского. Демонстрировались фотографии украшений Туркестанских храмов, погибших вскоре после съемки при землетрясении. Среди археологических снимков была показана замечательная древняя ваза, хранившаяся в Эрмитаже, цвета которой стали пропадать. Документальная точность полученного изображения запечатлела их на века. Именно тогда возник замысел: «Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах». В зале присутствовали Вел. Кн. Михаил Александрович, пригласивший фотохудожника «показать ему сделанные снимки и ознакомить со способом получения цветных изображений с натуры; а затем такое же приглашение поступило от Императрицы Марии Федоровны»***. Позже мастеру предложили продемонстрировать свои работы Государю в Царском Селе.

В эмиграции, вспоминая об этом первом посещении Царского Села и вечере, Прокудин-Горский писал: «Наступал самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: различные эффекты природы, закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды. Ровно в половину девятого дежурный араб возвестил: «Их Императорские Величества» и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и Государыня заняли свои места перед будкой и Государь приказал начинать.

468

После первой же картины, когда я услыхал одобрительный шопот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке.

Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь и прибавил: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы великой Родины.

Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и сказал: «Поговорите с С. В. Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого нужно и пусть он мне сделает доклад». Затем началось второе отделение, на которое я особенно рассчитывал. Так оно и вышло. Каждая картина вызывала не только шопот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие и Государь, обратись ко мне, сказал: «Так не забудьте же поговорить с Рухловым»*.

Летом 1909 г. началось создание Коллекции достопримечательностей России со съемок Мариинского водного пути, мест, связанных с деятельностью Петра I, затем Средний Урал и Волга...

Министр путей сообщения С. В. Рухлов четко выполнил указания Государя. По Высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях Министерство выделяло пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, и прицепную баржу, а для съемок на р. Чусовой — моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан новый автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог.

«Во время моих поездок по России, — вспоминал Прокудин-Горский, — я имел в кармане два нужных для работы документа. Первый — Высочайшее повеление о полном доступе во все места Российской Империи, чего бы это ни касалось, а второй — приказ надлежащего Министерства об оказании всяческого содействия со стороны местных властей. После окончания каждой поездки, занимавшей обыкновенно все лето, я обрабатывал дома весь материал и показывал его министру путей сообщения. Затем я обычно получал приглашение демонстрировать мою работу Государю в Царскосельском дворце. Выбор сюжетов для Государя был несколько иной. Специальные сооружения Министерства, как то: плотины, выемки для железнодорожного пути, разные мосты — Государя не могли интересовать так, как интересовали Его русская старина, древние памятники и красоты природы. При просмотре снимков Мариинского водного пути Государь отнесся ко мне очень милостиво, расспрашивал, удовлетворяют ли меня предоставленные в мое распоряжение средства передвижения, и на прощание добавил: «Когда вы будете готовы со следующей работой, то сообщите Гр. Бенкендорфу, он мне доложит, и я вам назначу день»**.

Первый просмотр во дворце отснятого материала, основываясь на дневниках Николая II, можно датировать 20 марта 1910 г.***

Цветную съемку мастер называл процессом «деликатнейшим». «Если с одной стороны, благодаря всему описанному, работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий. <...> Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы»****.

Эти альбомы контрольных черно-белых снимков с кратким описанием места съемки хранятся в настоящее время в Библиотеке Конгресса США, представляя как бы иллюстрированный каталог коллекции, составленный самим автором.

469

Подводя во Франции итог проделанной работе, Прокудин-Горский протокольно напишет: «ОБСЛУЖЕНЫ БЫЛИ: 1) — Мариинский водный путь; 2) — Туркестан; 3) — Бухара (старая); 4) — Урал в отношении промыслов; 5) — Вся река Чусовая от истока; 6) — Волга от истоков до Нижнего Новгорода; 7) — Памятники, связанные с 300-летием Дома Романовых; 8) — Кавказ и Дагестанская область; 9) — Мугальская степь; 10) — Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война); 11) — Мурманский железнодорожный путь. Кроме того есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых эффектов природы»*.

Первый же год работы показал, что осуществить задуманное на собственные средства невозможно. Предлагая государству приобрести у него сделанную часть коллекции, ученый писал, что необходима сумма денег, «которая даст мне возможность посвятить все мое время на исполнение этой работы».

 

С. М. Прокудин-Горский

С. М. Прокудин-Горский

Чтобы иметь деньги на продолжение съемок и совершенствование своего нового изобретения цветного кинематографа, Прокудин-Горский нашел компаньонов и организовал «товарищество на вере под фирмою «Торговый дом С. М. Прокудин-Горский и К°»** в январе 1913 г., а затем несколько позже передал всю его собственность вновь учрежденному акционерному обществу «Биохром», учрежденному «для эксплуатации изобретений С. М. Прокудина-Горского, С. О. Максимовича и других изобретателей в области цветной фотографии и цветной кинематографии, а также красочного и всякого другого печатания»***.

Продолжая исследования, ученый добился новых успехов: запатентовал способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов; получил патент на способ проектирования цветных кинематографических снимков. Вместе с Максимовичем взял патенты по цветной синематографии в Германии, Англии, Франции, Италии****.

Начавшаяся I Мировая война заставила его отказаться от съемок коллекции и работать для военных надобностей: заняться цензурой прибывающих из-за границы кинематографических

470

лент, анализом фотопрепаратов, обучением съемкам с аэропланов и т. д. К пополнению коллекции вернуться не пришлось.

Подводя итоги проделанного в России Прокудин-Горский писал: «За шесть лет работы мною было выполнено несколько тысяч снимков. Коллекция эта представляет большой интерес и по своему разнообразию и по значению в настоящее время особенно, когда множество ценнейших памятников погибло. Кроме того, все снимки без исключения исполнены для воспроизведения в истинных цветах, что дает им ценность подлинных документов, и делает их, таким образом, гораздо более важными, чем обыкновенные фотографии»*.

Последний раз снимки из коллекции достопримечательностей России демонстрировались на родине 12 и 19 марта 1919 г. в Николаевском зале Зимнего дворца на вечерах под названием «Чудеса фотографии»**.

 

С. М. и А. А. Прокудины-Горские. 1890-е гг.

С. М. и А. А. Прокудины-Горские.
1890-е гг.

Вскоре после Октябрьской революции Прокудин-Горский стал профессором специально созданного по указанию А. В. Луначарского фото-киноинститута. Но уже летом 1918 г. он покинул Россию. Наиболее интересную часть коллекции удалось вывезти.

В эмиграции Прокудин-Горский писал: «Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание, — это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т. е. в истинных цветах»***.

В Париже проекции фотохудожника имели огромный успех и собирали много публики не только русской, но и французской.

В Париже было открыто фотоателье, в котором Сергей Михайлович работал со своими сыновьями Дмитрием и Михаилом, унаследовавшими профессию отца, и старшей дочерью

471

Екатериной в замужестве Свечиной. Сначала оно называлось по имени младшей дочери Елены, родившейся уже в эмиграции, «Елка», позже, когда сам Прокудин-Горский отошел от дел, получило название «Братья Горские». В семье сохранился экземпляр превосходного цветного альбома национальных павильонов Всемирной парижской выставки 1937 г., снятого братьями Прокудиными-Горскими по методу отца и выпущенного небольшим тиражом. Недавно альбом воспроизвела факсимильно одна из парижских издательских фирм. В 30-е годы в Париже возникла мысль создать фотографическую коллекцию исторических и художественных памятников Франции и ее колоний. Идея эта не была реализована: не нашлось средств, помешала война. Однако Михаил Прокудин-Горский сумел составить коллекцию этнографических типов французских женщин в национальных костюмах, один из экземпляров которой хранится у его сына в Париже.

 

С. М. Прокудин-Горский с семьей. Париж. 1920-е гг.

С. М. Прокудин-Горский с семьей. Париж. 1920-е гг.

Скончался С. М. Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 г., похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа.

В годы оккупации Парижа гитлеровцами, в трудные послевоенные годы должным образом соблюдать условия хранения коллекции было невозможно. Сыновья мастера обнаружили трещины на эмульсии, плесень на стеклах. Как раз в это время поступило предложение Рокфеллеровского фонда приобрести коллекцию. Интерес в США к русской культуре за годы Второй Мировой войны чрезвычайно вырос. Американские издатели решили перевести за английский язык и издать в США «Историю русского искусства» И. Э. Грабаря. Переводчицей стала княгиня Мария Путятина — дочь известного царского сановника М. С. Путятина, в свое время представившего Прокудина-Горского ко Двору. Когда встал вопрос об иллюстрировании «Истории русского искусства», она вспомнила о коллекции цветных снимков Прокудина-Горского, которую видела еще в России. Стремясь спасти выдающийся памятник русской культуры, наследники Прокудина-Горского уступили его Рокфеллеровскому фонду.

Сегодня 1600 негативов коллекции достопримечательностей России хранятся в Библиотеке Конгресса США и считаются одной из ценнейших коллекций Русского собрания. В 1980 г. издательство «The Dial Press» (США, Нью-Йорк) выпустило альбом «Фотографии

472

для царя»*, составленный из материалов Библиотеки Конгресса профессором Робертом Алхаузом, ему же принадлежит вступительная статья и комментарии.

Материалы хранятся в ЦГИА в Петербурге: в фонде 1276 Совета Министров, опись 6, ед. хр. 597 «Дело Канцелярии Совета Министров «О приобретении в казну составляемой профессором Прокудиным-Горским коллекции фотографических снимков достопримечательностей России» и в фонде 25 Министерства торговли и промышленности, опись 5, ед. хр. 381 «Проект заключения к работам Междуведомственной комиссии по вопросу о приобретении в казну фотографических коллекций С. М. Прокудина-Горского». Архивные документы были частично введены в научный оборот**.

Автор публикации приносит искреннюю благодарность дочери С. М. Прокудина-Горского, Елене Сергеевне Сусалиной, его внукам: Сергею Прокудину-Горскому, Дмитрию и Ивану Свечиным, Михаилу Сусалину, внучке Анне Беро и правнуку Кириллу Беро за предоставленные документы и фотографии и помощь в сборе материала.

1

МИНИСТР
ФИНАНСОВ

Его Превосходительству П. А. Столыпину

6 июля 1910 года

№ 5588

Милостивый Государь

Петр Аркадьевич.

Почетный член Императорского русского технического общества, профессор фотохимии в Технологическом институте Императора Николая I Прокудин-Горский, обратился ко мне с предложением приобрести в казну составляемую им коллекцию фотографических снимков в натуральных цветах достопримечательностей России в церковном, историческом, этнографическом, промышленном и художественном отношениях.

По предположению Прокудина-Горского, означенная коллекция будет состоять из 10 000 снимков, из которых в течение 1909 г. уже изготовлено 600 снимков, а остальные будут воспроизведены в течение следующих 9 лет.

Согласно приводимому расчету, стоимость упомянутой коллекции определяется в 100 000 р., каковые Прокудин-Горский предлагает выдавать ему частями, соответственно действительному исполнению работы: при условии же повышения означенной суммы до 125 000 р. названное лицо соглашается оставить эту сумму в виде неприкосновенного капитала в государственном казначействе, с выдачею ему и его наследникам причитающихся процентов.

Принимая во внимание, что в осуществлении предложения Прокудина-Горского являются заинтересованными ближайшим образом все ведомства, в ведении которых находятся учебные заведения, поставляю себе долгом препроводить копию записки Прокудина-Горского к Вашему Превосходительству на случай, если бы Вы признали соответственным внести настоящий вопрос на обсуждение Совета Министров.

Прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверение в совершенном моем уважении и искренней преданности.

В. Коковцов

473

Копия

1. Составление систематической коллекции фотографических изображений в натуральных цветах (с пояснительным текстом) достопримечательностей России в церковном, историческом, этнографическом, промышленном и художественном отношениях имеет целью добывание материала по отечествоведению.

2. Пробудить любовь к родине, интерес к изучению ее красот и неисчерпаемых богатств, без чего немыслимо воспитание истинно патриотических чувств в юношестве, есть настолько важная цель, что она вполне оправдывает те средства, которые необходимо затратить на ее достижение.

3. В 1909 г. с Высочайшего соизволения была совершена первая поездка по Мариинскому водному пути и Среднему Уралу, которая дала 600 снимков северного района России в натуральных цветах. На исполнение этой работы было затрачено 6000 р.

Этот первый опыт показал, что в окончательной обработке, при условии бесплатного проезда в специально приспособленном вагоне или барже, каждое изображение обходится в 10 р.

4. В настоящем 1910 г., с Высочайшего соизволения, последовавшего 8 января сего года, предстоит воспроизвести всю Волгу, Каму, Северный и Южный Урал, что по приблизительному соображению даст не менее 1000 фотографических снимков в цветах и на что потребуется по вышеприведенной смете не менее 10 000 р.

Так как эта работа исполняется одним и тем же лицом и прибором, то на ее исполнение потребуется около шести месяцев разъездов.

5. Если таким образом воспроизвести все остальное пространство России с Сибирью и Туркестаном, то на такую работу потребуется еще восемь лет. Считая по приблизительному расчету в среднем по десяти тысяч в год, вся цифра расходов выразится в сумме 100 000 р.

В результате этой работы получится коллекция в десять тысяч снимков, уложенная в 250 ящиков, весом 200 пуд. и объемом около 50 куб. арш.

6. Такая громоздкая и ценная коллекция, ввиду важности преследуемой ею цели, не должна бы оставаться частною собственностью, которой всегда грозит опасность со сменою поколений: или быть растерянной или даже попасть в такие руки, которые могут унести ее за границу и сделать достоянием иностранцев.

7. Вышеозначенные затруднения, как в хранении, так и в гарантии правильной принадлежности такого ценного материала, могли бы быть избегнуты путем отчуждения этой частной собственности, практически выполнимым, следующими способами:

а) если ведомствами и учреждениями, коим вверено народное воспитание и образование, будет признана настоящая коллекция, как полезное просветительное средство, то она могла бы быть приобретена или Императорским русским географическим обществом или Русским музеем Императора Александра за цифру ее стоимости в 100 000 р., уплата которых может быть рассрочена в годы по мере действительного исполнения работы.

б) в случае, если упомянутые учреждения затруднились бы приобрести эту коллекцию, то отчуждение ее могло бы быть осуществлено комиссиею из представителей ведомств и учреждений, заинтересованных в делах Церкви, народного просвещения, путей сообщения, торговли и промышленности, художества и археологии.

Путем того же способа воспроизведения могут быть запечатлены картины военного и морского быта и сооружений, а посему представители этих ведомств в составе комиссии весьма желательны.

474

8. Такая межведомственная комиссия, принципиально установив желательность отчуждения коллекции в собственность государства, могла бы расположить ведомства и учреждения, ее образовавшие, в складчине в известной пропорции от каждого для составления капитала в сто тысяч рублей (100 000), который мог бы быть передан нынешнему владельцу или частями, ежегодно соответственно действительному исполнению работы, или мог бы быть, с увеличением капитала до ста двадцати пяти тысяч рублей (125 000), оставлен в неприкосновенном депозите государственного казначейства с ежегодной выдачею причитающихся процентов собственнику и его наследникам.

9. При всех перечисленных случаях исполнитель работы желал бы удержать за собой пожизненное исключительное право на печатное воспроизведение в натуральных цветах с пояснительным текстом исполненных им снимков, а равно и изготовление с таковых цветных диапозитивов для волшебного фонаря.

Прокудин-Горский,
почетный член Императорского Русского технического общества,
профессор фотохимии
в Технологическом институте Императора Николая I

С подлинным верно:

Начальник Отделения В. Афанасьев

2

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СОВЕТА МИНИСТРОВ

Его Высокопревосходительству В. Н. Коковцову

28 сентября 1910 г.
№ 4794

Милостивый Государь,

Владимир Николаевич

Рассмотрев, в заседании 24 сего сентября, внесенное Вашим Высокопревосходительством, при письме от 6 минувшего июля, за № 5588, предложение профессора Технологического института Императора Николая I Прокудина-Горского о приобретении в казну составляемой им коллекции фотографических снимков, в натуральных цветах, достопримечательностей России, Совет министров пришел к заключению, что коллекция эта может иметь большое значение для распространения, как среди юношества, так и вообще среди населения знакомства с наиболее замечательными местностями нашего отечества. При этом Совет принял, однако, во внимание, что Прокудин-Горский предполагает сохранить за собою исключительное право, как на печатное воспроизведение составляющих коллекцию снимков, так и на изготовление с них цветных диапозитивов для волшебного фонаря; между тем, при таких условиях, использование коллекции для вышеупомянутой цели представляется совершенно недостижимым, в виду чего Совет министров и признал необходимым, чтобы, предварительно окончательного разрешения настоящего дела, Министерство финансов вступило с Прокудиным-Горским в переговоры, с целью склонить его к уступке казне права пользоваться коллекциею путем распространения ее всеми возможными способами и вместе с тем выяснить, на каких условиях такая передача может быть осуществлена.

Уведомляя о сем Ваше Высокопревосходительство, на предмет производства надлежащих распоряжений, прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверения в отличном моем уважении и совершенной преданности

<П. А.> Столыпин

475

3

МИНИСТР
ФИНАНСОВ

Его Прев<осходительст>ву П. А. Столыпину

13 декабря 1910 года

№ 10946

Милостивый Государь

Петр Аркадьевич.

Письмом от 28 сентября его года за № 4794 Ваше Превосходительство изволили сообщить мне, что Совет министров, рассмотрев предложение преподавателя фотохимии и фотографии в С-Петербургском технологическом институте Императора Николая I Прокудина-Горского о приобретении в казну составляемой им коллекции фотографических снимков, в натуральных цветах, достопримечательностей России, признал необходимым, чтобы, предварительно окончательного решения настоящего дела, Министерство финансов вступило в переговоры с Прокудиным-Горским с целью склонить его к уступке казне права пользоваться коллекциею путем распространения ее всеми возможными способами и вместе с тем выяснить, на каких условиях такая передача может быть осуществлена.

Вследствие сего имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что, во исполнение приведенного постановления Совета министров, Министерство финансов входило в сношения с Прокудиным-Горским, причем предложило ему более точно определить, что именно предлагает он передать в собственность казны.

Как видно из прилагаемой при этом, в копии, докладной записки Прокудина-Горского, уступаемая им коллекция заключается в фотографических негативах, состоящих из неизменяющегося от времени металлического серебра, исполненных на специально изготовленных пластинах, чувствительных ко всем лучам спектра. Это есть главная основная часть работы, которая дает возможность получать печатные изображения в натуральных цветах и проектировать изображения в таких же цветах на экране.

До сего времени Прокудиным-Горским исполнено свыше 1300 негативных изображений достопримечательностей России (Мариинский водный путь. Волга от истоков до Нижнего Новгорода. Средний и Южный Урал, часть Дагестанской области и часть Финляндии). В 1911 г. предполагается закончить фотографирование р. Волги до Астрахани, Оки, Камы, Северного Урала и Туркестана.

С негативов исполняются диапозитивные изображения, состоящие также из металлического серебра: 800 таких изображений вставлены в специальные аллюминиевые рамы для получения цветной проекции на экране.

К негативам имеются фотографические альбомы-каталоги, в которых наклеены фотографические копии с подписями под каждой, дабы можно было, при надобности, быстро выбрать необходимый негатив и по копии судить о его сюжете.

Для проектирования на экране диапозитивов, вставленных в рамы, имеется очень ценный специальный оптический прибор. С этих же диапозитивов могут быть исполняемы металлические клише, в сильно увеличенном виде, для печати типографским способом на бумаге.

Таким образом, Прокудин-Горский предлагает передать в собственность казны:

1) Коллекцию негативных изображений в количестве 1300 штук.

2) Коллекцию диапозитивных изображений, вставленных в рамы для проектирования, в количестве 800 штук.

3) Прибор для проектирования, со всеми к нему принадлежностями.

Кроме того, Прокудин-Горский обязывается дать указания, как следует использовать диапозитивы для получения металлических клише, чтобы воспроизводить изображения типографским способом.

476

Все дальнейшие работы по фотографированию России в натуральных цветах Прокудин-Горский предлагает передавать в собственность казны со всеми правами по эксплуатации этих работ на ниже приведенных условиях.

Засим, если будет признано желательным, Прокудин-Горский обязывается в указанном ему помещении привести все коллекции в полный порядок и организовать, за счет казны, лабораторию, которая, исполняя работы с дальнейших его снимков, будет выполнять диапозитивную часть коллекции и держать их в соответственном порядке.

Для определения стоимости передаваемых казне предметов и прав, связанных с этою передачею, Прокудин-Горский исходит из следующих соображений.

По мнению Прокудина-Горского, коллекции могут дать два главных источника дохода:

а) путем продажи альбомов и отдельных таблиц школам и публике;

б) путем организации в различных пунктах России постоянных платных публичных вечеров цветной проекции, с пояснительным объяснением картин.

Минимальное количество экземпляров каждого тома изображений для всех школ России и для публики, считая том в 100 таблиц, — может быть определено в 20 000.

При правильно оборудованных мастерских и типографии ежегодно возможно выпустить от 2 до 3 томов изображений по цене 10 р. за том. Предполагая, что издательская фирма получает 20% чистого дохода, получается при 2 томах 80 000 р., а при 3-х — 120 000 р. Засим участие самого Прокудина-Горского, за покрытием всех расходов во время поездок, выражается, по его расчету, в 1/3 чистой прибыли, т. е. в среднем около 30 000 р. в год.

На основании приведенных соображений и имея в виду, с одной стороны, полную гарантию сохранности собираемого фотографического материала, если таковой будет находиться в руках казны, а с другой — возможность получить единовременно хотя бы и меньшую сумму, необходимую на продолжение предпринятой работы, Прокудин-Горский соглашается передать в полную собственность казны всю уже исполненную, а равно имеющую быть исполненной им работу по фотографированию России в натуральных цветах со всеми правами по эксплуатации этой работы на следующих условиях:

I. Прокудину-Горскому должны быть уплачены единовременно следующие суммы:





а) за 1300 негативных изображений по 10 р. за каждое изображение

13 000

 р.

б) за готовые, вставленные в рамы, диапозитивные изображения по 15 р. за раму, всего 800 рам

12 000

  ”

в) за оптический прибор для проектирования

6 000

  ”

г) за авторское право

55 000

  ”


А всего единовременно

86 000

 р.

II. Все те негативные изображения, которые будут им, Прокудиным-Горским, впредь выполняться, во время поездок по России для этой работы, сколько таковых по возвращении из каждой поездки окажется, приобретаются в казну, по цене 10 р. за каждое.

Вместе с тем Прокудин-Горский ходатайствует о разрешении ему, в случае приобретения его коллекции казною, хотя бы безвозмездно принимать участие в деятельности того органа, в ведение которого поступят коллекции и их эксплоатация.

Сообщая Вашему Превосходительству о таковых результатах переговоров с Прокудиным-Горским, обязываюсь заметить, что заявленная им стоимость упомянутых коллекций и прав представляется, по моему мнению, несколько преувеличенною. Засим, в случае принятия предложения Прокудина-Горского представлялось бы необходимым:

477

а) поручить компетентным лицам осмотр и оценку уступаемых Прокудиным-Горским предметов; б) определить, какие именно из них подлежали бы приобретению в казну; в) установить, в распоряжение какого именно ведомства поступит приобретаемое имущество и г) определить вполне точно, на каких условиях могут быть приобретены казною в будущем исполняемые Прокудиным-Горским работы.

Прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверение в глубоком моем уважении и искренней преданности.

В. Коковцов

4

Копия

Его Превосходительству господину директору
департамента Государственного казначейства.

Преподавателя фотохимии и фотографии
С.-Петербургского Технологического института
Императора Николая I, Председателя V отдела
Императорского Русского технического общества
надворного советника
Сергея Михайловича Прокудин-Горского


ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Во исполнение постановления Совета министров, по поручению Его Высокопревосходительства господина министра финансов, Ваше Превосходительство изволили поставить мне два вопроса:

1) из чего слагаются предлагаемые мною для приобретения в казну коллекции фотографических снимков в натуральных цветах достопримечательностей России, т. е. что представляет собою объект передачи, и

2) на каких условиях может быть мною передан весь уже исполненный и имеющий быть исполненным материал со всеми правами для его эксплуатации.

I. Коллекция состоит из фотографических негативов, состоящих из неизменяющегося от времени металлического серебра, исполненных на специально изготовляемых мною пластинах, чувствительных ко всем лучам спектра. Это есть главная, основная часть работы, которая служит для получения как печатных воспроизведений в натуральных цветах, так и для проектирования в таковых же цветах на экране.

До сего времени таких негативных изображений достопримечательностей России исполнено мною свыше одной тысячи трехсот штук. Сюда входят: Мариинский водный путь, р. Волга с истоков до г. Нижнего-Новгорода, Средний и Южный Урал, часть Дагестанской области и часть Финляндии. В 1911 г. будет закончена Волга до г. Астрахани, рр. Ока и Кама, Северный Урал и Туркестан. На эту поездку уже получено милостивое соизволение Его Императорского Величества.

С негативных изображений мною исполнены диапозитивные изображения, состоящие тоже из металлического серебра, восемьсот штук из которых вставлены в специальные алюминиевые рамы для получения цветной проекции на экране. Для вставления остальной партии позитивов необходимы еще такие же рамы, но на это в данное время я не имею средств. Как негативы, так и вставленные в рамы позитивы хранятся в ящиках в полном порядке. К негативам имеются фотографические альбомы-каталоги, в которых наклеены маленькие фотографические копии с подписями под каждой, дабы можно было при надобности быстро выбрать необходимый негатив и по копии судить о сюжете.

Для проектирования на экране диапозитивов, вставленных в рамы, имеется специальный оптический прибор, очень ценный, который желательно иметь установленным на постоянном месте.

478

С этих же диапозитивов могут быть исполняемы металлические клише, в сильно увеличенном виде, для печати в типографских машинах на бумаге согласно прилагаемым образцам: формат цветного изображения может быть еще значительно увеличен, но это вызовет увеличение стоимости издания.

Резюмируя вышеизложенное, передаче подлежат:

1) Коллекция негативных изображений в количестве 1300 штук.

2) Коллекция диапозитивных изображений в количестве восьмисот штук, вставленных в рамы для проектирования.

3) Прибор для прюектирования со всеми к нему принадлежностями.

4) Указания мои, как следует использовать диапозитивы для получения металлических клише для печати в типографских машинах.

Всю дальнейшую работу, исполняемую с Высочайшего соизволения по фотографированию России в натуральных цветах, я обязуюсь передавать в собственность казны со всеми правами по ее эксплуатации на нижеприведенных условиях.

Засим, если будет найдено желательным, я обязуюсь в указанном мне помещении привести все коллекции в полный порядок и организовать за счет казны лабораторию, которая, исполняя работы с дальнейших моих снимков, будет пополнять диапозитивную часть коллекции и держать их в соотвественном порядке.

II. На второй вопрос я могу ответить, беря за исходную точку тот путь, которым данная работа могла бы быть использована в частных руках, и временно мною отклоненные предложения различных крупных издательских фирм.

Коллекции могут дать два главных источника дохода:

а) путем продажи альбомов и отдельных таблиц как для школ, так и для публики, вида и качества прилагаемого при сем образца,

б) путем организации постоянных платных публичных вечеров цветной проекции, с воспитательным объяснением картин, в различных пунктах России.

Минимальное количество экземпляров для всех школ России и для публики каждого тома, считая том в 100 таблиц, — 20 000 экз. При правильно оборудованных мастерских и типографии ежегодно возможно выпустить от двух до трех томов по цене десять рублей за том. Предполагая, что издательская фирма получает 20% чистого дохода, получается при двух томах — 80 000, а при трех — 120 000 р.

Мое участие, за покрытием фирмою всех расходов во время поездок, выражается в 1/3 чистой прибыли, т. е. в среднем около 30 000 р. в год. Доход от посещений проекции сейчас, за неимением данных опыта, предсказать трудно, но, судя по огрюмному <интересу>, с которым публика относится к моим проекциям, возможно предположить — будет значительным.

Имея в виду:

а) самую полную гарантию сохранности собираемого мною материала, если таковой будет находиться в руках казны, на что я указывал в п. 6 записки, представленной на милостивое усмотрение Его Императорского Величества Государя Императора;

б) возможность получения единовременно хотя бы и меньшей суммы денег, но которая дает мне возможность, если милостивое соизволение Его Императорского Величества на мои поездки по России продолжится, посвятить все мое время на исполнение этой работы, — я могу согласиться на передачу в полную собственность казны всей уже исполненной, а равно и имеющей быть исполненной мною работы по фотографированию России в натуральных цветах со всеми правами по эксплуатации этой работы на следующих условиях:

Возвратить мне единовременно следующие суммы:

а) за 1300 негативных изображений по 10 р. за каждое изображение

13 000

 р.

б) за готовые, вставленные в рамы, диапозитивные изображения по 15 р. за раму, всего 800 рам

12 000

  ”

479




в) за оптический прибор для проектирования

6 000

  ”

г) за авторское право

55 000

  ”


А всего единовременно

86 000

 р.

5) Все негативные изображения, которые будут мною впредь выполняться, во время совершаемых с Высочайшего соизволения поездок по России для этой работы, приобретаются в казну по цене десять рублей за каждое, сколько таковых по возвращении из каждой поездки окажется.

Так как главную цель моего настоящего труда составляет патриотическое стремление — «пробудить любовь к Родине, интерес к изучению ее красот и неисчерпаемых богатств...», на что мною было указано в п. 2 представленной на милостивое усмотрение Его Императорского Величества записки и так как весь интерес моей жизни неразрывно связан с этой работой, я позволяю себе усиленно ходатайствовать, в случае если бы состоялось решение о переходе всей работы в какое-либо ведомство, дать мне возможность, хотя бы безвозмездно, принимать активное участие в руководстве при эксплуатации материала. Это участие может быть выражено включением меня в члены того органа, который будет ведать данным делом, что, помимо близости моей к нему, быть может, окажется полезным в смысле моего многолетнего технического опыта и специальных знаний.

С.-Петербург

6 декабря 1910 года

Вашего Превосходительства преданнейший слуга

С. Прокудин-Горский

Жительство имею: Фонтанка 133. Тел.: 514—91

С подлинным верно: Начальник отделения департамента Государственного казначейства В. Афанасьев

5

МИНИСТР
ФИНАНСОВ

Его Превосходительству П. А. Столыпину

14 января 1910 года

№ 440

Срочное

Милостивый Государь

Петр Аркадьевич.

Имею честь препроводить при сем Вашему Превосходительству копии: рескрипта Августейшего Управляющего Русским музеем Императора Александра III-го, Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича, от 11 сего января за № 11, и письма преподавателя фотохимии и фотографии в С.-Петербургском Технологическом институте Императора Николая I-го, Прокудина-Горского, по вопросу о приобретении в казну составляемой последним коллекции фотографических снимков, в натуральных цветах, достопримечательностей России, назначенному к рассмотрению в Совете министров на 20-е сего января.

Прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверение в совершенном моем почтении и искренней преданности

<В. Н.> Коковцов

Список

Владимир Николаевич.

В Этнографический отдел управляемого мною Русского музея Императора Александра III обратился известный фотограф С. М. Прокудин-Горский и довел до сведения, что Министерство финансов изъявило готовность ассигновать денежные средства на исполнение цветных художественных фотографий с памятников русской

480

старины и быта при условии, если какое-нибудь научное учреждение возьмет на себя труд по сохранении добытого г. Прокудиным-Горским материала.

Выдающиеся художественные и технические достоинства работ г. Прокудина-Горского общеизвестны, и не подлежит сомнению, что исполнение намеченной задачи явилось бы ценным материалом для научных работ по археологии, истории искусства и этнографии.

Русский музей Императора Александра III счел бы своим долгом позаботиться сохранением для науки такого материала, если бы сбор его был практически осуществлен, и с своей стороны принял бы все зависящие от него меры для рациональной постановки этого дела.

Практически это могло бы выразиться прежде всего в выработке точной и полной программы предстоящих работ, а также в детальной инструкции художнику-фотографу, как и что следовало бы осуществить для наиболее рационального применения его труда в области науки1.

Кроме того, Музей нашел бы помещение для сохранения фотографических клише и материалов в полном каталогизированном порядке.

Все это Музей мог бы осуществить лишь при условии, если

1. От Музея не будет требоваться никаких денежных на это предприятие затрат, кроме расхода на хранение материала.

2. Если все полученное будет составлять неотъемлемую собственность Музея, как музейного материала и как материала, могущего быть опубликованным на правах литературной собственности.

При соблюдении этих условий Музей с своей стороны готов всецело поддержать предпринимаемое г. Прокудиным-Горским важное культурное дело.

11 января 1911 г.

№ 11

Глубоко Вас уважающий Георгий

С подлинным верно: Начальник отделения департамента Государственного казначейства В. Афанасьев

Копия

Милостивый Государь Владимир Николаевич,

позволяю себе беспокоить Ваше Высокопревосходительство по следующему поводу.

Когда я имел честь быть на приеме у Вашего Высокопревосходительства, Вы изволили, вскользь, высказать мысль о возможности уменьшения представленной мною расценки за исполняемую работу.

Эта расценка, до представления ее Вашему Высокопревосходительству, была мною показана нескольким лицам, совершенно не заинтересованным в моем деле, но хорошо с ним знакомым, и найдена была очень скромной и только после такой критики я позволил себе представить ее усмотрению Совета Министров.

Я покорно прошу Ваше Высокопревосходительство верить, что при составлении расценки я руководствовался необходимостью возврата истраченной мною на эту работу весьма для меня большой суммы, с одной стороны, и необходимостью, хотя бы в малой мере обеспечить мою семью — с другой, имея в виду, что все мое время посвящается исключительно этому общему русскому делу, эксплуатация которого послужит не одному только школьному делу, но и всему русскому народу.

Сегодня я узнал, что дело мое, отложенное 13 января, будет рассматриваться в Совете Министров 20 января, т. е. завтра, и если Ваше Высокопревосходительство не откажетесь взглянуть на него с упомянутых точек зрения, то я уверен, признаете ходатайство мое весьма скромным и найдете справедливым поддержать его в предстоящем заседании Совета Министров.

481

Приношу Вашему Высокопревосходительству глубокую признательность за данный мне совет обратиться в Русский музей Императора Александра III, где я нашел самое доброжелательное отношение к исполняемой мною работе.

Вашего Высокопревосходительства преданнейший слуга

С. Прокудин-Горский

19 января 1911 г.

С подлинным верно: Начальник отделения департамента Государственного казначейства В. Афанасьев

6

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СОВЕТА МИНИСТРОВ

Его Высокопре<восходительству> В. Н. Коковцову

27 января 1911 г.
№ 375

Милостивый Государь,

Владимир Николаевич.

Совет Министров, рассмотрев, в заседании 20 сего января, изложенное в письмах Вашего Высокопревосходительства от 6 июля и 13 декабря 1910 года, за №№ 5588 и 10946, предложение преподавателя фотохимии и фотографии в С.-Петербургском технологическом институте Императора Николая I, надворного советника С. М. Прокудина-Горского продать в казну составляемые им коллекции фотографических снимков, в натуральных цветах, достопримечательностей России, нашел, что приобретение означенных коллекций, вместе с относящимися к ним приборами, и организация надлежащего использования сих коллекций в народно-просветительных целях было бы делом весьма полезным. Вследствие сего, Совет Министров постановил представить Управляющему Министерством Народного Просвещения озаботиться, по сношении с заинтересованными ведомствами и собственником коллекций, выработкою соответствующих по изъясненному вопросу предположений для направления их засим на уважение законодательных установлений.

Уведомляя о сем, прошу Вас, Милостивый Государь, принять уверения в отличном моем уважении и совершенной преданности.

<П. А.> Столыпин

7

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СОВЕТА МИНИСТРОВ

Его Высокопре<восходительст>ву Л. А. Кассо

27 января 1911 г.
№ 376

Милостивый Государь,

Лев Аристович.

Совет Министров, рассмотрев, в заседании 20 сего января, изложенное в письмах министра финансов от 6 июля и 13 декабря 1910 года, за №№ 5588 и 10946, предложение преподавателя фотохимии и фотографии в С.-Петербургском технологическом институте Императора Николая I, Надворного Советника С. М. Прокудина-Горского продать в казну составляемые им коллекции фотографических снимков, в натуральных цветах, достопримечательностей России, нашел, что приобретение означенных коллекций, вместе с относящимися к ним приборами, и организация надлежащего использования сих коллекций в народно-просветительных целях было бы делом весьма полезным. Вследствие сего, Совет Министров постановил предоставить Вашему Превосходительству озаботиться, по сношении с заинтересованными ведомствами

482

и собственником коллекций, выработкою соответствующих по изъясненному вопросу предположений для направления их засим на уважение законодательных установлений.

Уведомляя о сем, с препровождением печатных по настоящему делу бумаг, прошу Вас, милостивый государь, принять уверения в отличном моем уважении и совершенной преданности.

П. Столыпин

Верно: Экспедитор канцелярии Совета Министров Иванов

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К работам Междуведомственной комиссии
по вопросу о приобретении в казну
фотографических коллекций С. М. Прокудин-Горского

Председатель: О. Д. Хвольсон.

Члены: Члены Ученого Комитета Министерства народного Просвещения: Н. М. Каринский, С. В. Рождественский, К. В. Фохт, И. Н. Холодняк, А. В. Чеботарев, В. М. Шимкевич.

ПредставитеТеги: Российский архив, Том IX, 39. О коллекции С. М. Прокудина-Горского, Служебные документы и письма

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"