Новости по теме

Презентация альманаха института «База»

Большой проспект Петроградской стороны 18 А, Институт Психоанализа.

К списку новостей

Статьи по теме

К проблеме соотношения бытия и сознания в русской философии

Цель автора статья вернуться к обсуждению проблем гносеологии в...

К списку статей

Пространство и время в эстетическом опыте: от созерцания прекрасных форм к эстетике становления

Пространство и время в эстетическом опыте: от созерцания прекрасных форм к эстетике становления

Пространство и время в эстетическом опыте: от созерцания прекрасных форм к эстетике становления


Размышления о необходимости трансформации концептуальной карты эстетического опыта можно начать с простой констатации: в этом опыте имеются чувства, внешний референт которых – формы (образы) пространства и времени. К чувственному опыту такого рода можно, в частности, отнести переживание старого, ветхого, юного, молодого, мимолетного, а также восприятие простора и выси, дали и пропасти, уютных и торжественных мест и т. д. Прийти к пониманию того, что делает этот опыт значимым, ценным опытом, используя этический, утилитарно-прагматический, когнитивный, политический и др. дискурсы, – невозможно. «Ради чего» созерцания ветхого и юного, дали и пропасти – это само расположение, в котором оказывается созерцающий их человек. Самодостаточное, особенное переживание просто «напрашивается» на то, чтобы быть осмысленным в рамках эстетической теории. Тем не менее, старая (классическая) эстетика проходила мимо него. Происходило это, разумеется, не по недосмотру, а в полном соответствии с настройкой концептуальной оптики, характерной для классической мысли. Особенность ее устройства такова, что видимый с ее помощью опыт (пред-полагаемый эстетический опыт) ограничивается красивыми и прекрасными формами. Подобно тому, как магнит «замечает» железо и игнорирует предметы иного рода, взгляд, «намагниченный» классическим мышлением, во всем многообразии форм и видов эстетического опыта видит только ту его разновидность, которая отвечает ее ожиданиям.

Эстетика прекрасного – эстетика эссенциалистская, фокусирующая внимание на совершенных по своей форме телах. Внимание теоретика поглощено здесь сияющим акмэ вещей. Пространство и время – не «чтойности» (не «сущности», не «идеи»), но чистые формы присутствия сущего, чья данность дает возможность почувствовать Другое как условие его данности. Когда в центре внимания оказывается, к примеру, простор или пропасть, ветхое или юное, то на первый план выходит не та или иная модификация сущего в его чтойности, а его существование. Классически-ориентированный разум не знает, что с этим опытом – в плане теории – делать, и оставляет его за рамками эстетической рефлексии.

Когда предметом восприятия оказываются пространство и время, то переживаемым в эстетическом событии будет не образ как явленное совершенство, а сама возможность присутствия и становления. Если в созерцании прекрасного обнаруживается (и утверждается) мир как завершенное целое (мир, в котором сущность предшествует существованию), то в созерцании ветхого или юного, выси или пропасти обнаруживается открытость мира. Мир в данном случае – это возможность (или невозможность) становления и поиска, выбора и самоопределения, это мир, в котором существование предшествует сущности.

Для того, чтобы включить изучение феноменов пространства и времени в эстетическую «повестку дня», необходима теория, которая интересовалась бы постижением не только того, что есть, но и в того, что может быть, что возможно[1]. По нашему убеждению, развитие эстетической теории требует выхода за концептуальные границы теории, центрированной на переживании совершенства как завершенности предметной формы. Внутренним центром обновленной эстетики должно быть не понятие прекрасного, а понятие Другого (безусловно особенного), данность которого в чувственном опыте придает эстетическое достоинство и воспринимаемым предметам, и субъекту восприятия. Данность Другого – как в восприятии прекрасных форм, так и в восприятии различных модусов пространства и времени – это то, что конституирует чувственный опыт как опыт, имеющий эстетическую ценность и метафизическую глубину.

Рассматривая вопрос о необходимости сдвига от эстетики прекрасного к эстетике возможного, следует обратить внимание на его связь с переходом от традиционного общества к обществу модерна и постмодерна. Движение от эстетики прекрасного к эстетике, включающей в себя созерцание и переживание возможностей (к тому, что имеет отношение к жизни как странствию), прежде всего сказалось на изменении чувствительности человека Нового времени, и, соответственно, на тематике и жанровых формах его художественной активности.

Остановимся на этом вопросе подробнее.

Существо перехода от традиционной культуры к культуре модерна заключается в движении от теоцентрической модели миропонимания к модели антропоцентрической, делающей ставку на становящийся, открытый мир как пространство самоутверждения свободной индивидуальности. В истории Европы этот переход занял несколько столетий. Если не фиксировать внимание на отдельных этапах указанного процесса, а определить его общую логику, то эта логика такова: от сущности к существованию, от гетерономии к автономии, от означаемого к означающему, от религиозно-этических регуляторов этоса к его эстетическим регулятивам[2].

В рамках космо- и теоцентрической парадигм, доминировавших в традиционных обществах, Другое предшествует субъекту, порождает/творит его и определяют формы и цель его существования. Сущность здесь дана человеку как правящая трансценденция, она обязательна для него и требовательна к нему (содержательно определяет его этос). Соответственно, в эстетическом восприятии и в художественно-эстетической деятельности человека в центре внимания находится все то, что демонстрирует завершенность и совершенство (тело, целое, порядок, мироздание), а прекрасная форма как раз и является эстетическим коррелятом завершенности и цельности. Безобразное рассматривается здесь как нарушение нормы, как отступление от предданного порядка, как прорыв в стройную иерархию сущностей начала небытия, как негативный коррелят прекрасного.

Утверждение за человеком права на автономию, на выбор, на само-определение, на избрание той или иной модели миропонимания привело к дестабилизации Другого. По мере того, как мир утрачивает свою определенность-завершенность, образ человека как данность и как задание тоже становится проблематичным. Европеец попадает в ситуацию неопределенности, которая и манит его, и пугает одновременно.

Очевидно, что поворот от известного (данного и заданного) к возможному-неизвестному – свидетельствует о сдвиге приоритетов в общественном и персональном сознании. Поворот от завершенности к незавершенности, от подражания данному к экспериментированию и перформативности имеет прямое отношение к трансформации человеческой чувствительности, к основательной ее перенастройке. В ситуации отсутствия Целого (Цели, Смысла) и экзистенциальной потребности в индивидуальном – на свой страх и риск – ее поиске, растет чувствительность новоевропейского человека к предметам восприятия, переживание которых позволяет прочувствовать тот или иной модус возможности. С ростом такого рода чувствительности формируется экзистенциальный и культурный запрос на эстетику существования (или, иначе, эстетику возможности).

logosfera_Lishaev_Beauty.jpg    
Желанный образ себя может быть найден только в том случае, если решен вопрос о Целом, вопрос об отношении к Другому. До тех пор, пока этот вопрос не решен, человек пребывает в поиске или же вынужден занимать себя тем, что способно заполнить (в отсутствии Целого) душевную пустоту. Возможность двигаться, непрестанно меняться оказывается – в такой ситуации – тем, что дает надежду: движение позволяет заглушить скуку и дает шанс обрести себя. Чем меньше у человека определенности в представлениях о мире и о том, к чему должно стремиться, на кого (на что) ориентироваться, тем больше усилий нужно для того, чтобы упорядочить свою жизнь, наполнить ее содержанием (ищут желаемое, и все же все чаще и чаще желаемым оказывается само желание). Возможность продолжить движение приобретает экзистенциальную значимость. Причем возможность эта ценится и в ее временном, и в ее пространственном измерениях. Движение, выбор и перемена мест – пролонгирует надежду на встречу с тем, с кем (с чем) как с желанной точкой опоры можно будет (перед лицом собственной конечности) соотнести свое «я», достичь цели, «реализоваться».

Такова ситуация эпохи модерна. Экзистенциальная ситуация, в которой оказался человек Нового времени, окончательно созрела только к концу ХХ-го столетия. В эпоху постмодерна возможность замкнулась сама на себя и стала самодовлеющей ценностью (обновление как самоцель). Именно возможность (полнота возможностей) оказывается сегодня главной ценностью подлежащей охранению и консервации. Большинство (и, прежде всего, креативное большинство) уже не надеется обрести найти себя в отношении к Целому и рассматривает такое стремление как опасное и нежелательное (соотнесение с Целым, с Целью делает человека негибким, догматичным и непримиримым в отстаивании абсолютных ценностей). В этом отказе от поиска Целого (или в скептическом отношении к нему) как господствующим настроением и состоит отличие модерна от постмодерна.

Жизнь в обществе, абсолютизирующем возможность и становление, обостряет восприимчивость к различным модусам пространства и времени и создает условия для их философско-эстетического описания и анализа. Такое описание можно реализовать в концептуальных рамках эстетики Другого (в феноменологии эстетических расположений)[3]. Отправляясь от понимания эстетического как чувственной данности особенного, рассматривая эстетическое как событие, в центр философско-эстетической рефлексии мы ставим эстетическое расположение.

Разработка поля эстетического опыта в концептуальном пространстве эстетики Другого привела к необходимости 1) отделить утверждающие Присутствие (Dasein) расположения от расположений его отвергающих, 2) отделить расположения, центрированные на вещах, взятых со стороны их формы (их чтойности) от расположений, центрированных на «так оно есть» Присутствия (Dasein), вовлеченного а) в созерцание временных модусов бытования вещей (с их «давно», «сейчас», «потом», «никогда», «скоро», «снова» и т.д.), и б) мест и направлений пространства, воспринятых как возможности пребывания или перемещения.

Каковы же расположения, которые можно отнести к эстетике пространства и времени? К эстетике времени можно отнести феномены линейного (старое, ветхое[4], молодое, юное, мимолетное) и циклического времени (зима, весна, лето, осень и т. д.). К расположениям эстетики пространства можно причислить феномены эстетики места (то есть пейзажа и интерьера) и эстетики направлений (простор, даль, пропасть, бездна, высь, высота и др.)[5].

Когда мы воспринимаем особенное вещи как ее ветхость, юность или мимолетность, мы имеем дело с переживанием ее – и, соответственно, нашего – существования в горизонте вопросов: «давно ли она существует?», «что для нее возможно?», «долго ли еще она будет присутствовать?» и т. п. Вопросы такого рода группируются вокруг «как», а не вокруг «что». Возможность здесь – это возможность присутствовать тем или иным образом или отсутствовать. Темпорализация вещи выдвигает на первый план ее (и созерцателя) существование и дает переживание временного качества ее присутствия, а через него – самого Времени.

Когда мы воспринимаем особенное как форму пространства, как простор, высь или пропасть, мы имеем дело с переживанием собственного существования, и набрасываем его на возможность или невозможность перемещения (возможность изменять жизнь для телесного существа предполагает телодвижения, изменяющие его место-положение в пространстве). В каждом из расположений эстетики направлений человек имеет дело с простиранием как условием своего существования (быть, значит находить себя в пространстве, иметь возможность перемещаться в каком-то направлении). Когда мы воспринимаем место как особенное, будь то пейзаж или уютный, торжественный, etc. интерьер, мы имеем дело с переживанием места как возможности/невозможности находиться в его границах, обусловленной его экзистенциально-эстетической приемлемостью/неприемлемостью в качестве места пребывания.

Разметка концептуальной карты эстетики пространства и времени представляется тем более своевременной, что при всей созвучности эстетики возможности нашей современности (с очевидной для нее бесконечностью становления, движения и с неочевидностью представления о завершенности, цельности и совершенстве), опыт встречи со многими эстетически выделенными формами пространства и времени становится труднодостижимым. Нарастание скорости, с которой трансформируются окружающие вещи и жизненная среда в целом, создает, с одной стороны, эффект свертывания («сжатия») пространства и времени до точки «сейчас» и «здесь», с другой – перманентная активность и «загруженность» субъекта пресекает возможность предаться эстетическому созерцанию. На высоких скоростях пространство словно бы утрачивает способность простираться, а места перестают восприниматься как места пребывания. Время все более и более сжимается (наглядный образ такого сжатия дают одноразовые вещи), что приводит к постепенной атрофии чувства сопричастности прошлого и будущего настоящему (то, что было 25 лет назад – это «совсем другая жизнь», а что будет с нами лет через десять – и представить себе трудно). Из широко распространенного и многим доступного эстетического опыта, переживание феноменов эстетики пространства и времени постепенно превращается в маргинальную (для большинства) практику (в аристократическую практику для немногих). Но именно сейчас, когда эстетическая восприимчивость человека Нового времени к становлению и возможности оказывалась под вопросом, приходит время ее философско-эстетического осмысления. Работа понимания – необходимое условие появления культурных практик, нацеленных на сохранение всего многообразия «старых» и «новых» эстетических расположений.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]Первым значительным шагом по направлению к эстетике, акцентирующей внимание на существовании, было выдвижение на авансцену эстетической мысли понятия возвышенного. Чувство возвышенного (по Канту) – имеет отношение не к форме (прекрасное), а к свободе. К сожалению, за конституированием эстетики возвышенного новых шагов в том же направлении не последовало.

[2] Подробнее см.: Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов. – Мн., 2006.

[3] См.: Лишаев С. А. Эстетика Другого. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

[4] О старом и ветхом см.: Лишаев С. А. Старое и ветхое: Опыт философского истолкования. СПб., Алетейя, 2010.

[5] Подробнее о регионах эстетики пространства см.: Лишаев С. А. От тела к пространству: данность и возможность в эстетическом опыте // Mixtura verborum'2010: тело и слово. Самара, 2010. С. 78-101.

ОБ АВТОРЕЛишаев Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор, руководитель Центра философских и эстетических исследований Самарской гуманитарной академии, профессор кафедры философии, председатель философского клуба «Симпозион».

Теги: Эстетика

Автор:  Сергей ЛИШАЕВ

Комментарии (1) 18.03.2013

Обсуждение:
Barbara
Nike Air Force 1
Pandora Jewelry
Jordan 12
Jordan 12
Jordan 23
Air Force 1
Jordan 28
New Nikes
Nike Shoes Wholesale
Nike Air More Uptempo
Air Max
Lebron James Sneakers
Nike Outlet
Cheap Wholesale Nike Shoes And Clothing
Nike Outlet
Nike Store
Nike Foamposite
Nike Air Force 1 Mid
Nike Canada
Nike Shoes Sale
Nike Wholesale Distributors
Nike Jordan
Air Jordan 5 What The
Jordan 31
Pandora Ring
Jordans 32
Pandora Jewelry 70% off Clearance
Huaraches
Nike Factory Outlet
Adidas China
Dior Jordans
New Nikes Shoes
Nike Zoom
Wholesale Jerseys
Jordan 13
Nike Shoes Wholesale
Rings Pandora
Nike Outlet Store
Nikes
Wholesale Nike Shoes
Adidas NMD
Jordans 17
Air Jordan 13 Retro
Christian Louboutin Outlet
Jordan 11 Low
Adidas Shoes Canada
Jordan Retro
Adidas Yeezy Boost 350 V2
Nike Running Shoes For Women
Jordan 33
Jordan 22
Nike Air Force 1 Women
Jordan 30
Nike Outlet Store
Nike Sneakers
Jordan 1 Retro
Cheap Jordans
Nike Outlet Store Online Shopping
Pandora Jewelry Official Site
Wholesale Air Jordans
Nike Store
Jordan AJ 1
Cheap Jordans
Air Jordan 29
Cheap Nikes For Men
Nike Clearance Store
Wholesale Jordans From China Factory
Nike Women's Shoes
Pandora Charms
Nike Running Shoes
Air Jordan 15
Air Jordan 14
Raptors Jersey
Nike Roshe
Christian Louboutin Shoes
Air Jordan 35
Nike Outlet Online
Nike Free Rn 2019
Jordans 33
Nike Store
Jordan 34
Off White Nike
Jordan 20
Jordan 12 Retro
Air Jordan 25
Adidas Yeezy
Nike Blazers
Jordan 24
Nike Store
New Jordans
Kids Jordans
Nike Air Max 270
Jordan 27
Nike Outlet
Adidas Outlet
MLB Jerseys
Jordan 33 Shoes
Baby Jordans
Nike Black Friday Deals
Jordan 19
Foamposites
Jordan 6
Nike Shox
Wholesale Adidas
Nike Outlet Store
Air Max
Nike Running Shoes For Women
Nike Zoom Pegasus
Nike Shoes Men
Wholesale Air Jordans
Air Max 720 Flyknit
Nike Free
Nike Outlet Canada
Wholesale Adidas Shoes
Jordan 11
NHL Store
Jordan 11 Retro
Air Jordan Shoes
Adidas Outlet Store
Red Bottom Shoes Christian Louboutin
NHL Jerseys
Pandora Jewelry
Jordan 26
Cheap Shoes
Nike Air Force
Pandora CZ Charms
Jordans 16
Nike Sandals
NFL Shop Canada
Cheap NBA Jerseys
Air Max 270
Air Jordan 21
Nike Dunk
Jordan 4
Air Jordan 18
Air Jordan 11 Retro
Nike Shoes For Men
Michael Jordan Shoes
Adidas Yeezy
Huaraches Shoes
Pandora Jewelry
Wholesale Nike Shoes
Air Jordan Shoes
Nike Jordan 1
Nike Air Max Women
Wholesale Air Force Ones
Adidas Shoes For Women
Fjallraven Kanken
Pandora Bracelet Charms
Nike Huarache Men
Air Force Ones
Cheap Jordan 12
Ice Jerseys
Wholesale Cheap Jordans
Jordan 2s
ИмяЦитировать
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал