Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Смирнов Иван Николаевич

Краткая библиографическая справка

Смирнов Иван Николаевич

Историк, этнограф, общественный деятель, ученый европейского масштаба, научные заслуги которого известны лишь узкому кругу специалистов. В качестве участника Мултанского дела (процесс над группой крестьян-удмуртов из села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии, которые обвинялись в человеческих жертвоприношениях языческим богам) до настоящего времени считался «экспертом- фальсификатором» (Винберг А.И. Черное досье экспертов-фальсификаторов. М., 1990.) Отрицательное мнение о нем писателя-демократа и публициста В.Г. Короленко закрепилось и постепенно превратилось в ярлык. Смирнова и его научные работы забыли довольно основательно (в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона заметка есть – Спб. 1990, т. 30а. С. 534 –, в Советской исторической энциклопедии уже нет).

Иван Николаевич Смирнов родился в семье священника села Арино Царёвококшайского уезда Казанской губернии и первоначально получил духовное образование. Из семинарии поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, где, будучи учеником профессора Н.А. Осокина, так же как и он, увлекся медиевистикой. Однако не только западноевропейские сюжеты привлекали внимание Смирнова. Он формируется как славист, изучает языки, увлекается историей южных славян, анализирует работы Рачки и Дринова, пишет и публикует в 1879 году собственное исследование «Очерк истории Хорватского государства до подчинения его угорской короне». Так очерчивается круг интересов ученого – ранняя история Хорватии и Далмации. Тем же проблемам посвящены магистерская и докторская диссертации «Отношения Венеции к городским общинам Далмации» (вып. 1-2, Казань, 1880, 1884). Все это было результатом серьезной работы в архивах Балканских городов.

Последующие десять лет ученый сосредоточился на изучении истории и культуры поволжских финно-угорских народов. Многочисленные командировки, сбор обширного материала, изучение языков завершилось изданием «культурно-исторических» очерков «Восточные финны» (ч.1, вып. 1-2; ч. 2, вып. 1-2, Казань, 1890-1895). Интересным исследовательским приемом Смирнова стал анализ лексики финских языков, и хотя крупнейший ученый, один из руководителей финно-угорского общества Э.Н. Сетяля нашел ошибки в конструкциях Смирнова, но счел его труд достойным Уваровской премии.

В середине 90-х годов XIX века Смирнов предстает маститым ученым с европейским именем. Его приглашают провести этнографическую экспертизу на Мултанском процессе. Приглашение его выступить экспертом тем более логично, что одним из выводов Смирнова было обоснование отсутствия развития финно-угорских народов в составе России вплоть до сохранения ими человеческих жертвоприношений (Смирнов И.Н. Следы
человеческих жертвоприношений в поэзии и религиозных обрядах приволжских финнов. Казань, 1889).

Смирнов очень серьезно отнесся к своему положению эксперта, но все, что он узнавал о Мултанском деле противоречило прежним сведениям о культуре, религии, даже о самих жертвоприношениях (Из допроса экспертов по Мултанскому делу. «Русские ведомости». 31.10.1895, N 301). Смирнов на процессе в октябре 1895 года оказался в очень драматических обстоятельствах: он должен был выбирать между поддержкой сомнительного обвинения и сохранением собственной научной позиции. Ученый оказался
мужественным человеком – в своем выступлении он попытался раскрыть все сложности и противоречия дела (что не интересовало суд). По существу экспертизы он подтвердил, что «есть указания на то, что такие – человеческие. – Ред. – жертвы приносились вотяками». (вотяки – удмурты), («Русские ведомости», 31.10.1895, N 301). Обвинению было этого достаточно, вотяки были осуждены.

Но вопиющие нарушения в следствии и суде (защита так ограничена в своих правах, что фактически отсутствовала), чрезвычайность самого происшествия, активные выступления прессы привели к новому пересмотру дела. Развернулась газетная полемика невиданных масштабов (Луппов П.Н. Библиография по Мултанскому делу. Удмуртский НИИ соцкультуры и общество по изучению Удмуртской АССР. Записки. Ижевск, 1936. Сб. 5, с. 120 – 134). Дело вместо уголовного стало приобретать значение политического. Особым нападкам демократической печати подвергся профессор Смирнов за свою экспертизу на суде. Теперь Смирнов был вынужден защищать не только свои научные взгляды, но и доброе имя, и он настаивает на виновности вотяков (Смирнов И.Н. Открытое письмо В.М. Михайловсому. «Волжский вестник», 1896. N 73).

Скандал разрастался, вышел за пределы России (Шатенштейн Л.С. Мултанское дело. 1892 –1896. Ижевск, 1960). Неофициальным защитником на третьем процессе (проведенном по настоянию А.Ф. Кони) выступил писатель-демократ публицист В.Г. Короленко. Полемика на суде между Смирновым и Короленко завершилась, конечно, в пользу последнего (Этнографическая экспертиза на третьем судебном разбирательстве Мултанского дела. Камско-Волжский край. 1896, NN 152-54). Вряд ли он был прав по существу, но обвиняемые, наконец, были оправданы. Окончание дела не прекратило газетную полемику, в результате которой Смирнов потерял возможность продолжать свои ученые занятия (Смирнов И.Н. Письмо А.Н. Пыпину. – РО ГПБ. Ф. 621. Архив А.Н. Пыпина, N 790. Л. 1).

Но оставить науку он не мог и, спустя некоторое время, возвратился в славистику, задумав огромный труд «Очерк культурной истории славянства» в трех частях, посвященный южным, восточным и западным славянам. Ученый успел исполнить только часть своего плана (Очерк культурной истории южных славян. Вып. 1-3, Казань. 1900– 1904). Завершить работу помешала саркома (Памяти профессора Смирнова. Казань, 1904).

Все научные достижения Смирнова связаны с позитивизмом (он сторонник эволюционного учения Г. Спенсера). Его общественно-политические взгляды эволюционировали. В 1878 – 1884 гг. он близок демократическому лагерю (Смирнов И.Н. Письмо С.Н. Шубинскому. 1881 г. РО ГПБ Ф. 874. Архив С.Н. Шубинского. N 20. Л. 82). В 1885 – 1898 гг. он ориентируется на концепции Данилевского и Ламанского (от первого у Смирнова идея «полезности отношений зависимости» для народа при определенных обстоятельствах, от второго – идея опоры человечества на славянскую культуру). В 1898 – 1904 гг. Смирнов – враг всякого национализма, сторонник идеи «истории масс» (Очерк истории южных славян. Казань, 1900, с. 95). Изучением жизни и научной деятельности казанского профессора занимался С.А. Никитин.

Источник:
Ю.В. Пахомов. Размышления о судьбе ученого и его научного наследства. И. Н. Смирнов (1856 – 1904 гг.) в кн. Балканские исследования. Вып. 16. Российское общество и зарубежные славяне XVIII – н. XX в. М. 1992 г. (в сокращении. – Ред.)

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"