Сегодня и вчера
Нечволодов Александр Дмитриевич. Сказания о русской земле. Часть первая. С древнейших времен до расцвета русского могущества при Ярославе Мудром. — СПб., 1913. — С. 103. Конечно, Греческие цари согласились на требования Олега, но со своей стороны просили: «Пусть приходить Русь в Царьград; но если придут без купли, то месячины не получают. Да запретить князь своим словом, чтобы приходящая Русь не творила пакости в наших селах. Когда приходить Русь, пусть живет за городом, у Святого Мамонта. Там запишут их имена, и по той росписи они будут получать свое месячное: первое от Киева, также от Чернигова, Переяславля и прочие города. В Царьград Русь входить только в одни ворота, с царевым мужем, без оружия, не более 50 человек. И пусть творят куплю, как им надобно, не платя пошлин ни в чем». Затем, в утверждение мира, цари целовали крест, а Олег и его мужи, по Русскому закону, клялись своим оружием, своим богом Перуном и Велесом, скотьим богом. Корабли Олега наполнялись всяким товаром. Шелковых и других тканей было так много, что на возвратном пути Олег велел своей дружине сшить паруса паволочные (разноцветнаго шелку), а остальной рати от Земли—кропийные (ситцевые). Когда подняли кропийные паруса, случилась беда: их разорвал ветер; тогда сказали Славяне: «останемся при своих холстинах, не пригодны Славянам парусы кропийные». Отходя от Царьграда, Руссы прибили к воротам его свои щиты, в знак победы. Вернулся Олег в Киев с большой славой, неся золото, паволоки, овощи, вина и всякое узорочье, всякий товар, который был ходок и дорог в Русской Земле. Народ, видя возвращение Олега с такой богатейшей добычей, и вместе с тем видя, что войско его все вернулось целым и невредимым, то есть, что стало быть он все это добыл, не пролив крови своих людей, дивился этому и прозвал его «Вещий», что значило—чудесный, великий. На пятое лето после этого славного похода, в 911 году, воцарился в Царьграде император Константин Багрянородный, и Олег снова послал к Грекам послов, чтобы подтвердить мир и договор с новым царем. В Царьград было отправлено четырнадцать послов, в числе которых находилось и пятеро, устраивавших первый договор. Приветствовав императоров, «Великих о Боге Самодержцев», от имени Олега, Великаго Князя Русскаго, и от всех находящихся под рукой его, светлых и великих князей и великих бояр, послы стали объяснять цель своего прибытия: «Первое слово», сказали послы, «да умиримся мы с вами, Греки! Да любим друг друга от всей души и изволенья и сколько будет нашей воли не допустим случая, чтобы кто из живущих под рукой наших светлых князей учинил какое зло, или какую вину, но всеми силами постараемся не превратно и не постыдно во всякое время, во веки сохранить любовь с вами, Греки, утвержденную с клятвами нашим словом и написанием. Так и вы, Греки, храните такую же любовь, непоколебимую и непреложную, во всякое время, во все лета, к князьям светлым нашим Русским и ко всем, кто живет под рукой нашего светлого князя». |
Тому, кто доставит живым шведского короля, было обещано шесть дукатов, а в доказательство требовалось предъявить королевский камзол.
Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов. Вспомним матушку Царицу, вспомним, век ее каков!
С вами должны быть всегда смерть и победа!
Многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский…
Не слушать отбоя, его не будет, пока неприятель совсем не истребится!
В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все.
Булавин, видя, что казаки сами готовы схватить и выдать его, решился предупредить ожидавшую его казнь, и убил себя выстрелом из пистолета
Губернатору Иркутскому предписать, чтобы он отвел под поселение места между Байкала, реки Верхней Ангары, Нерчинска и Кяхты, избирая места самые плодороднейшие
Д.А. Столыпин: Я постарался узнать причину этой общей бедности
Надлежит детей приучать стоять почти во весь день. Привычка к стоянию укрепляет все их члены, и делает оные прямыми
|