Сегодня и вчера
Князь Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда
Гравюра, типографский оттиск «Князь Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда» Автор:
Бруни Федор Антонович


Размер:
26,1 x 34,2 см
Техника:
Офорт
Время создания:
1839
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Отходя от Царьграда, Руссы прибили к воротам его свои щиты, в знак победы.



Нечволодов Александр Дмитриевич. Сказания о русской земле. Часть первая. С древнейших времен до расцвета русского могущества при Ярославе Мудром. — СПб., 1913. — С. 103.

Конечно, Греческие цари согласились на требования Олега, но со своей стороны просили: «Пусть приходить Русь в Царьград; но если придут без купли, то месячины не получают. Да запретить князь своим словом, чтобы приходящая Русь не творила пакости в наших селах. Когда приходить Русь, пусть живет за городом, у Святого Мамонта. Там запишут их имена, и по той росписи они будут получать свое месячное: первое от Киева, также от Чернигова, Переяславля и прочие города. В Царьград Русь входить только в одни ворота, с царевым мужем, без оружия, не более 50 человек. И пусть творят куплю, как им надобно, не платя пошлин ни в чем».

Затем, в утверждение мира, цари целовали крест, а Олег и его мужи, по Русскому закону, клялись своим оружием, своим богом Перуном и Велесом, скотьим богом.

Корабли Олега наполнялись всяким товаром. Шелковых и других тканей было так много, что на возвратном пути Олег велел своей дружине сшить паруса паволочные (разноцветнаго шелку), а остальной рати от Земли—кропийные (ситцевые). Когда подняли кропийные паруса, случилась беда: их разорвал ветер; тогда сказали Славяне: «останемся при своих холстинах, не пригодны Славянам парусы кропийные».

Отходя от Царьграда, Руссы прибили к воротам его свои щиты, в знак победы. Вернулся Олег в Киев с большой славой, неся золото, паволоки, овощи, вина и всякое узорочье, всякий товар, который был ходок и дорог в Русской Земле.

Народ, видя возвращение Олега с такой богатейшей добычей, и вместе с тем видя, что войско его все вернулось целым и невредимым, то есть, что стало быть он все это добыл, не пролив крови своих людей, дивился этому и прозвал его «Вещий», что значило—чудесный, великий. На пятое лето после этого славного похода, в 911 году, воцарился в Царьграде император Константин Багрянородный, и Олег снова послал к Грекам послов, чтобы подтвердить мир и договор с новым царем.

В Царьград было отправлено четырнадцать послов, в числе которых находилось и пятеро, устраивавших первый договор.

Приветствовав императоров, «Великих о Боге Самодержцев», от имени Олега, Великаго Князя Русскаго, и от всех находящихся под рукой его, светлых и великих князей и великих бояр, послы стали объяснять цель своего прибытия: «Первое слово», сказали послы, «да умиримся мы с вами, Греки! Да любим друг друга от всей души и изволенья и сколько будет нашей воли не допустим случая, чтобы кто из живущих под рукой наших светлых князей учинил какое зло, или какую вину, но всеми силами постараемся не превратно и не постыдно во всякое время, во веки сохранить любовь с вами, Греки, утвержденную с клятвами нашим словом и написанием. Так и вы, Греки, храните такую же любовь, непоколебимую и непреложную, во всякое время, во все лета, к князьям светлым нашим Русским и ко всем, кто живет под рукой нашего светлого князя».




Тому, кто доставит живым шведского короля, было обещано шесть дукатов, а в доказательство требовалось предъявить королевский камзол.
Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов. Вспомним матушку Царицу, вспомним, век ее каков!
С вами должны быть всегда смерть и победа!
Многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский…
Не слушать отбоя, его не будет, пока неприятель совсем не истребится!
В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все.
Булавин, видя, что казаки сами готовы схватить и выдать его, решился предупредить ожидавшую его казнь, и убил себя выстрелом из пистолета
Губернатору Иркутскому предписать, чтобы он отвел под поселение места между Байкала, реки Верхней Ангары, Нерчинска и Кяхты, избирая места самые плодороднейшие
Д.А. Столыпин: Я постарался узнать причину этой общей бедности
Надлежит детей приучать стоять почти во весь день. Привычка к стоянию укрепляет все их члены, и делает оные прямыми



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"