Сегодня и вчера
Суд над патриархом Никоном
Произведение искусства «Суд над патриархом Никоном» Автор:
Милорадович Сергей Дмитриевич


Размер:
90,5 x 126 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1906
Местонахождение:
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Священное седалище великого архиерея всея России олюбодействовати незаконно без совета священного собора, и непреподобно



Дело о Патриархе Никоне. - СПб. 1987. С. 297


Краткая черновая записка, составленная для собора, о причинах, побудивших патриарха Никона оставить престол.

1.

За что Церковь Божию и патриаршеский престол оставил и, не соверша божественную литургию, из церкви пошел?

2.

В грамоте к константинопольскому вселенскому патриарху писал: Гнев имея на митрополита газского Паисия, и благочестивого царя, и священный собор, и бояр, и весь синклит, и всех православных христиан Российского царствия написал еретиками, будто отлучились от восточной Церкви и соединились с западным костелом, а Церковь Соборную Православную и в ней опочивающих святителей великих бесчестил!

3.

Перед великими судиями, святейшими вселенскими патриархи, и по вопросу великого государя и всего освященного собора, как был, говорил: 2) гнева ради царева оставил Церковь Божию и престол патриаршеский, а того во Святей Божии Церкви, как пошел от нее, не говаривал с клятвою, и кроме клятвы, что оставляю Церковь Божию и престол патриаршеский волею, грехов своих ради, и к тому не буду патриарх.

4.

Он же Никон патриарх говорил: что он по поставлении своем на патриаршеский престол и по шти летех будет мучим от царя, почему то разумел, и совет имел шесть лет неправдою?

5.

Как оставил церковь Божию и патриаршеский престол, и после того времени писал к великому государю, в прошлом 166-м году, в трех грамотах, именуючи себя прежде бывшим патриархом, а в 4-й грамоте о действе цветоносные недели на митрополита о священном седалище великого архиерея всея России олюбодействовати незаконно без совета священного собора, и непреподобно, и святыя недели Вай деяние действовати, а о возвращении написал, ниже к возвращению зря, яко пес к своей блевотине, к любоначалию и власти.

6.

В письме же написано о избрании патриарха, аще хощет благозаконно и праведно и божественно избрание патриаршеское, да призовется его смирение со благоволением честне, и яко божественное дело наченше соборне и благочестиво да сотворитца избрание, и его же божественная благодать изберет на великое архиерейство и благословля благословитца от него.

А те все грамоты писмо ево Никона, бывшаго патриарха, рука, и писмо о избрании и о благословении на патриаршество, и у того писма припись евоже, Никонова, рука.


Мнение неизвестно кем поданное царю и собору, о том, что Никон должен быть лишен патриаршества, но не лишен священства.

Обретаются еще, царю святый и великий самодержче, в писаниих Церкве нашея: Яко иннии архиерее и иногда отставиша престоли своя, овии и часнии имяху и по отречении священство свое, а не имяху есь властителне от себе, но моляще соборов, якоже Евстафий панфилийский и инии; обаче аще и правила святых отец повелевают, яко аще кто архиерей оставит престола своего, да емлется и достоинство священства; обаче тамошнаго Бремене царские и святии собори, умолими молением их, благосердствоваху паки и творяху снисхождение, и оставляху им имети священства неким приличным образом, за малое утешение; подобие, аще повелит святое и превеликое твое царство и святый собор, и синклит,—возможно есть быти и о господине Никоне сицевое снисхождение и человеколюбие. Якоже сотвори и святый и вселенский третий собор о Евстафии, епископе панфилийстем. Зане аще и господин Никон в прочих внешних вещех, и во отречении своем погреши, яко человек, но в догматех благочестивыя и православныя веры бе благочестивейший и прав; и во апостолских и отеческих преданиих Восточныя Церкве бе зело ревнитель. И сего ради, аще от престола своего сам отринуся, достоинства же священства благоутробием и человеколюбием святаго твоего царства и святаго собора приличным образом да имать священство за некое малое утешение, якоже повелит святое твое царство, и да не явимся тяжки в том, молим великое твое царство, якоже християннейшему и кротчайшему и благоутробнейшему царю, с дерзновением пишем. Господь же наш Иисус Христос и Бог всех да благословит и утвердит величайшую державу святаго твоего царствия, и да возрастит и разширит святое твое царствие в роды родов, от конец даже до конец вселенныя, во веки безконечных веков. Аминь.




Приказные дьяки XVI века по моему убеждению — видные общественные и политические деятели, а не только «плутишки» и «страдничьи дети»
И повелел Владимиру быть с нею перед отцом ее и матерью, и потом отца ее убить, а ее взять себе в жены
Ну, казачки, — сказал Маслов стоявшей сотне, — вот через 40 секунд взорвем стену!
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Желателен переход крестьян к подворному владению
Мысли о федеративном устройстве Древней Руси
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании?
Саги, для Русского человека, любящего свое отечество, могут быть объяснением многим сказаниям Нестора
Рождество Христово



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.