Сегодня и вчера
Суд над патриархом Никоном
Произведение искусства «Суд над патриархом Никоном» Автор:
Милорадович Сергей Дмитриевич


Размер:
90,5 x 126 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1906
Местонахождение:
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Священное седалище великого архиерея всея России олюбодействовати незаконно без совета священного собора, и непреподобно



Дело о Патриархе Никоне. - СПб. 1987. С. 297


Краткая черновая записка, составленная для собора, о причинах, побудивших патриарха Никона оставить престол.

1.

За что Церковь Божию и патриаршеский престол оставил и, не соверша божественную литургию, из церкви пошел?

2.

В грамоте к константинопольскому вселенскому патриарху писал: Гнев имея на митрополита газского Паисия, и благочестивого царя, и священный собор, и бояр, и весь синклит, и всех православных христиан Российского царствия написал еретиками, будто отлучились от восточной Церкви и соединились с западным костелом, а Церковь Соборную Православную и в ней опочивающих святителей великих бесчестил!

3.

Перед великими судиями, святейшими вселенскими патриархи, и по вопросу великого государя и всего освященного собора, как был, говорил: 2) гнева ради царева оставил Церковь Божию и престол патриаршеский, а того во Святей Божии Церкви, как пошел от нее, не говаривал с клятвою, и кроме клятвы, что оставляю Церковь Божию и престол патриаршеский волею, грехов своих ради, и к тому не буду патриарх.

4.

Он же Никон патриарх говорил: что он по поставлении своем на патриаршеский престол и по шти летех будет мучим от царя, почему то разумел, и совет имел шесть лет неправдою?

5.

Как оставил церковь Божию и патриаршеский престол, и после того времени писал к великому государю, в прошлом 166-м году, в трех грамотах, именуючи себя прежде бывшим патриархом, а в 4-й грамоте о действе цветоносные недели на митрополита о священном седалище великого архиерея всея России олюбодействовати незаконно без совета священного собора, и непреподобно, и святыя недели Вай деяние действовати, а о возвращении написал, ниже к возвращению зря, яко пес к своей блевотине, к любоначалию и власти.

6.

В письме же написано о избрании патриарха, аще хощет благозаконно и праведно и божественно избрание патриаршеское, да призовется его смирение со благоволением честне, и яко божественное дело наченше соборне и благочестиво да сотворитца избрание, и его же божественная благодать изберет на великое архиерейство и благословля благословитца от него.

А те все грамоты писмо ево Никона, бывшаго патриарха, рука, и писмо о избрании и о благословении на патриаршество, и у того писма припись евоже, Никонова, рука.


Мнение неизвестно кем поданное царю и собору, о том, что Никон должен быть лишен патриаршества, но не лишен священства.

Обретаются еще, царю святый и великий самодержче, в писаниих Церкве нашея: Яко иннии архиерее и иногда отставиша престоли своя, овии и часнии имяху и по отречении священство свое, а не имяху есь властителне от себе, но моляще соборов, якоже Евстафий панфилийский и инии; обаче аще и правила святых отец повелевают, яко аще кто архиерей оставит престола своего, да емлется и достоинство священства; обаче тамошнаго Бремене царские и святии собори, умолими молением их, благосердствоваху паки и творяху снисхождение, и оставляху им имети священства неким приличным образом, за малое утешение; подобие, аще повелит святое и превеликое твое царство и святый собор, и синклит,—возможно есть быти и о господине Никоне сицевое снисхождение и человеколюбие. Якоже сотвори и святый и вселенский третий собор о Евстафии, епископе панфилийстем. Зане аще и господин Никон в прочих внешних вещех, и во отречении своем погреши, яко человек, но в догматех благочестивыя и православныя веры бе благочестивейший и прав; и во апостолских и отеческих преданиих Восточныя Церкве бе зело ревнитель. И сего ради, аще от престола своего сам отринуся, достоинства же священства благоутробием и человеколюбием святаго твоего царства и святаго собора приличным образом да имать священство за некое малое утешение, якоже повелит святое твое царство, и да не явимся тяжки в том, молим великое твое царство, якоже християннейшему и кротчайшему и благоутробнейшему царю, с дерзновением пишем. Господь же наш Иисус Христос и Бог всех да благословит и утвердит величайшую державу святаго твоего царствия, и да возрастит и разширит святое твое царствие в роды родов, от конец даже до конец вселенныя, во веки безконечных веков. Аминь.




Отъезд Жолкевского из Москвы под Смоленск. Причины отъезда. Сожаление бояр и народа Московского об отъезде Жолкевского.
«...Надобно на карабле вырезать каруну, а Немцы которые корабль делают, резать той каруны не умеют»
Нужен был царь, какими были исконные московские государи, а не первый ловкий претендент
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Если слова наказуемы бывают наравне с делами, то кто безопасными себя считать возможет?
Чистилища, подобно Католикам, они не признают, а, напротив, думают, что душа после смерти пребывает только в двух местах: в царстве небесном, и в аду
Таковое оного преступника дело учинилось малослыханное
И мы, государь, всего Томского города всякие люди, государю царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичу всея Русии крест целуют
При наступлении неприятеля, к сожалению получил жестокую рану пущенной картечью в правую ногу ниже колена
Встречный бой между воеводами Шуйского и Болотниковым вероятнее всего должен был произойти именно где-нибудь в районе Котлов



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.