Календарь


Гравюра 1879 года. Мариинский театр, 1859 год. Архитектор А. Кавос.

1860 год. 14 октября (2 октября ст.ст.) в Санкт-Петербурге постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя» открывается Мариинский театр.

Гравюра Л. Премацци. Середина 19 века. Театр – цирк на Театральной площади.


«Мариинский театр - символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведется с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория. В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло "На Луне". Площадь перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836 его реконструировал Альберт Кавос.

29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала русская оперная, а затем, в сезоне 1885-1886 годов, и петербургская балетная труппа.

Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге". Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок - таков уникальный колорит зрительного зала - самого лирического театрального зала Европы.

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса - в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов. Однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередному техническому обновлению».
Цитируется по материалам официального сайта Мариинского театра - www.mariinsky.ru

История в лицах


Отзыв Э.Ф.Направника о состоянии Мариинского театра:
Хор поет без соблюдений каких-либо оттенков, оркестр (в 70 человек) и хор (в 80 человек) по качеству весьма недурны, однако запущены и без всякой дисциплины. Репертуар самый ограниченный и почти без опер русских авторов. Дирижер (К.Н. Лядов), очень даровитый и знающий музыкант, был мало способен бороться с плачевным состоянием русской оперы и взглядом начальства на нее.
Цитируется по: Направник Э.Ф. Автобиография, творческие материалы, документы, письма / Сост. М. Л. Кутателадзе. - Л., 1959.


Мир в это время


    В 1860 году во Франции основан Альянс или Всемирный израильский союз с целью «защищать права евреев в странах, гражданами которых они являются».

    Ж.-Ж.-А.Лекомт. Конец 19 века. Изак Адольф Кремье, президент Альянса в 1863–80 гг.
    «Альянс (Alliance Israélite Universelle, `Всемирный еврейский союз`; на иврите כָּל יִשְׂרָאֵל חֲבֵרִים, Кол Исраэль хаверим), первая современная международная еврейская организация. Альянс был создан в 1860 г. в Париже для оказания помощи евреям во всем мире. Впоследствии деятельность Альянса сосредоточилась главным образом в области образования.

    Кровавый навет в Дамаске (1840) усилил стремление к солидарности и сотрудничеству евреев во всем мире. Дело Мортары в Италии (1858) еще более наглядно доказало необходимость международной еврейской взаимопомощи. В том же году ученый и журналист Исидор Кан предложил создать межобщинную организацию под названием «Всемирный еврейский союз». В 1860 г. это предложение повторил Симон Блох (французский писатель, впоследствии секретарь Альянса), и так несколько месяцев спустя был основан Альянс. Его основатели собрались в Париже, в доме Ицхака (Шарля) Неттера. Их манифест подчеркивал необходимость солидарности в еврейском вопросе и провозгласил Альянс «важнейшим стимулом к еврейскому возрождению».

    Цели союза были сформулированы в трех пунктах:

    1. способствовать всюду эмансипации и моральному развитию еврейских масс;

    2. оказывать помощь всем, кто страдает за свое еврейство;

    3. поощрять публикации, которые могут содействовать осуществлению этой цели.

    Устав Альянса основывался на принципе централизма. Общее собрание всех членов организации избрало центральный комитет с центром в Париже. В состав комитета входили 30 человек, из которых 20 обязательно должны были быть жителями Парижа. Все региональные и местные комитеты предлагали свои средства центральному комитету или, с его разрешения, частично использовали их на местах. Все президенты Альянса были французскими евреями, за исключением немецкого еврея С. Х. Гольдшмидта (президента в 1881–98 гг.). Много сделал для развития Альянса Изак Адольф Кремье (президент в 1863–80 гг.). В числе президентов Альянса был также Рене Кассен.

    Альянс заложил основу еврейской дипломатии современной эпохи. В 1860 г. и позднее представители Альянса неоднократно требовали улучшить правовое положение евреев в Сербии и Румынии, основываясь на §46 Парижской конвенции 1858 г., провозглашавшей принцип равноправия евреев; выступали в защиту евреев Бельгии и России, а также требовали предоставления гражданских прав евреям Швейцарии. После того, как президентом Альянса стал Адольф Кремье, французские власти в колониях и протекторатах часто сотрудничали с Альянсом.

    Благодаря стараниям Альянса, Англо-еврейской ассоциации (АЕА) и Борд оф депьютиз, на Берлинском конгрессе в договор с балканскими странами был включен параграф, обеспечивающий гражданские права евреям. На Мадридской конференции великих держав (1880) Альянс получил обещание улучшить положение марокканских евреев. В 1869 г. Альянс стал оказывать содействие евреям, желавшим покинуть страны, в которых они были жертвами бесправия, главным образом России и Румынии. После погромов 1881 г. началась массовая эмиграция евреев из России, и Альянс вместе с другими еврейскими организациями участвовал в помощи эмигрантам. Когда первая волна из четырех тысяч беженцев прибыла в Броды (Галиция), от имени Альянса туда был направлен И. (Ш.) Неттер. Однако он не смог оказать соответствующую материальную поддержку столь значитель¬ному количеству беженцев. Впоследствии Альянс принял решение отказаться от дальнейшей материальной помощи эмиграции.

    На Версальской мирной конференции после Первой мировой войны Альянс активно защищал интересы евреев Польши, Венгрии, Румынии и других стран.

    В конце 19 в. совместно с Еврейским колонизационным обществом (ЕКО) Альянс усиленно занялся еврейским образованием на Балканах, в странах Ближнего Востока и Северной Африки, стремясь улучшить социальное и правовое положение евреев путем «повышения их культурного и морального уровня». В 1867 г. в Париже была основана учительская семинария для подготовки директоров и учителей школ Альянса. В 1870 г. Ицхак Неттер основал в Палестине сельскохозяйственную школу Микве Исраэль. В 1882 г. были открыты начальные школы в Иерусалиме, а затем и в других городах. В Египте по поручению Альянса местные общины также вели работу в области образования. В Марокко в 1928 г. школы Альянса были подчинены строгому контролю отдела народного образования. К 1939 г. в 45 школах Альянса в Марокко было 15 760 учащихся; к 1952 г. общее их количество достигло двадцати восьми тысяч. При Высшей еврейской школе в Касабланке существовала учительская семинария. В Тунисе в 1960 г. было 2150 учащихся в начальных школах Альянса, 700 — в средних и 76 — в коммерческих. Школы Альянса были основаны также в Сирии, Ливане, Ираке и Иране».
    Цитируется по: Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим: Еврейский ун-т, 1996
даты

Июль 2016  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.