Календарь

В этот день

Элемент не найден!

История в лицах


Описание турецкого похода россиян под начальством генерала от инфантерии Голенищева-Кутузова в 1811 году:
21-е число прошло в наблюдениях с обеих противных сторон; но 22-го, вместе с рассветом, верховный Визирь, оставив крепкий лагерь свой между Кади-Киой и Писанец, всеми силами атаковал россиян на всех пунктах. Движения его расположены были столь искусно, что могли бы сделать честь и хорошему европейскому генералу. Он открыл сильный огонь артиллерии на всю линию российской армии и частными нападениями в разных местах и на правый фланг занимал оную, а между тем собрал 10000 Анатальской лучшей конницы, которая с чрезвычайной запальчивостью устремившись между кареев Олонецкого, Бялыкстокского и Выборгского с 29-м Егерским полком, бросилась па левый фланг российской кавалерии, несмотря на сильный ружейный и картечный огонь, во ней производимый кареями (Генерал Кутузов признавался, что в долговременную свою против турок службу никогда не видал, чтобы конница турецкая действовала с такою отважностью.).—Столь внезапное нападение расстроило фланговые полки Кинбурнской драгунской и Белорусской гусарской, которые были турками опрокинуты и гнаты весьма далеко, пока каре 7-го Егерского полка, посланный генералом Кутузовым из 2-й линии, искусным движением выйдя на выгодное для действия артиллерии место, остановил стремление неприятеля, преследовавшего нашу кавалерию. В тоже время Чугуевской уланской полк, предварив на себя движение неприятельское, сделал перемену фронта влево, ударил во фланг сей отважной конницы и, будучи поддерживаем кареем 7-го Егерского полка, принудил ее предаться бегству с таковой же быстротою, с какой учинила она свое нападение; и она обратилась большей частью не прежним путем, а по лощинам между садами и лесами, находившимися позади нашего левого фланга. Опрокинутая же кавалерия наша, хотя уже и не в порядке, однако ж преследовала прогнанного неприятеля; при чем Белорусского гусарского полка поручик Красовский взял Санджак (Пашинское знамя) Вели-Паши. — Во время сего, происшествия, опытные конно-артиллерийские офицера, бывшие при кавалерии, видя замешательство оной, тотчас примкнули с орудиями своими к пехотным кареям; немолодой прапорщик Т...., находившейся при Кинбурнском драгунском полке с орудием своим и в первый раз бывший в бою, не успел того сделать и был на месте изрублен, а орудие его увезено неприятелем. Не малая часть неприятельской конницы рассыпалась в садах, между Рущуком и российской армией лежащим, но часть пехоты нашей, вошедшая из Рущука вместе с некоторыми добровольно присоединившимися к ней булгарами вскоре выгнали оттуда неприятеля.

В то же время турки, вознамерившись сделать покушение и на правый наш фланга, искали обойти оный, и ударить в тыл, скрывая свои в глубоких ложчинах, в некотором отдалении находившихся. Для обезопасения сего фланга, заблаговременно рассыпан был по садам один батальон 37-го егерского полка. — Неприятель одною толпою ударил во фланг сим егерям,. а другою старался отрезать их от кавалерии; на два эскадрона Лифляндских драгун вместе с казаками Мельникова полка ударили на него и опрокинули. Между тем Каре из остальных двух батальонов 37-го егерского полка, стоявший во второй линии, взойдя на высоты по виноградникам и открыв сильный огонь, обратил неприятеля в бегство. Тогда Кутузов всей линией двинулся вперед для преследования Турон; при чем российские стрелки и артиллерия наносили им большой вред. Неприятель скрылся в окопы свои у Кади-Киой, будучи преследуемы на 10 верст от места сражения, где россияне простояли перед его лагерем до 7 часов вечера; а потом, вследствие давно уже сделанного Кутузовым предначертания, возвратились в прежнюю свою позицию. Неприятель скрылся в крепких окопах своих между селениями Кади-Киой и Писанец. Он спас свою артиллерию, прикрывая ее тридцатью тысячами конницы, так, что во время преследования не возможно было слабой кавалерией нашей атаковать сии многочисленные толпы, не подвергнув ее видимой опасности. По единогласному показанию всех пленных, неприятель действительно состоял в 60.000 человек; между тем как российской армии не было и 18000.

По донесению главнокомандующего, поведение всех начальников, равно и солдат российских было таково, что он ни о котором пункте позиции своей не был в беспокойстве ни на одну минуту. Пехота наша с отличной твердостью, а артиллерия с искусством действовавшие наносили ужасный вред неприятелю; так что прежде окончания дела уверенность в победе уже написана была на всех лицах; и 22-го июня на всегда пребудет доказательством тому, что возможно малому числу воинов одушевляемых послушанием и храбростью против бесчисленных толп необразованного неприятеля!


Цитируется по: Описание турецкого похода россиян под начальством генерала от инфантерии Голенищева-Кутузова в 1811 году // Отечественные записки, Часть 14. № 37. 1823. с.248-253


Мир в это время


    В 1810 году испанская колония Буэнос-Айрес избавляется от господства метрополии. В дальнейших планах Буэнос-Айреса было склонить к восстанию соседние латиноамериканские страны, чтобы затем объединить их в одно государство под своим владычеством. И в 1811 году Парагваю приходится вести борьбу как с Испанией, так и с войсками Буэнос-Айреса.

    «Большинство парагвайцев, в принципе одобряя революционные события 25 мая, вовсе не разделяло планов объединения лаплатских провинций в одно государство под эгидой Буэнос-Айреса.

    Тогда буэнос-айресское правительство объявило блокаду Парагвая и направило туда войска под командованием Бельграно. Однако вопреки ожиданиям хунты парагвайцы не присоединились к армии Бельграно, а стали вступать в ряды ополчения, которое в начале 1811 года нанесло поражение буэнос-айресским войскам. Но со временем многие парагвайские патриоты осознали, что, сражаясь с армией Буэнос-Айреса, они невольно способствовали сохранению испанского господства в своей стране. Поэтому большинство их стало склоняться к установлению независимости в союзе с Буэнос-Айресом, сняв возражения против объединения провинций Рио-де-ла-Платы в рамках единого государства.

    В ночь с 14 на 15 мая 1811 года группа молодых офицеров подняла в Асуньоне восстание, политическое руководство которым осуществлял известный своими революционными убеждениями доктор Хосе Гаспар Родригес де Франсиа. Он родился в 1766 году в семье состоятельного торговца табаком. По окончании Кордовского университета в течение непродолжительного времени преподавал в семинарии Асуньона, но из-за своих либеральных взглядов вскоре был уволен. Тогда Франсиа стал изучать право и в дальнейшем занялся адвокатской практикой. Он был начитанным и разносторонне образованным человеком, сторонником идей французского Просвещения. Его честность, бескорыстие и скромность принесли ему широкую популярность и всеобщее уважение.

    Портрет доктора Хосе Гаспара Родригеса де Франсиа
    В результате событий 14-15 мая колониальная администрация была упразднена, и власть временно перешла к триумвирату. 17 июня в Асуньоне собралась ассамблея, вручившая исполнительную власть Правительственной хунте во главе с Йегросом. Фактически же ее деятельностью руководил Франсиа, обладавший наибольшими способностями, энергией, политическим опытом и авторитетом.

    Хунта приняла меры к развитию торговли, культуры и просвещения, объявила свободу судоходства по реке Парагвай, запретила избрание испанцев депутатами будущего конгресса, однако многие начинания Франсии и взятый им курс на полную независимость страны наталкивались на сопротивление со стороны его коллег, особенно офицеров. В связи с этим он потребовал ограничения роли военных и созыва национального конгресса для изменения формы правления и образования нового правительства.

    20 июня 1811 года роялисты нанесли сокрушительное поражение войскам Буэнос-Айреса в Верхнем Перу и отбросили их далеко на юг. Тем не менее на территории Верхнего Перу еще несколько лет действовали партизанские отряды, состоявшие преимущественно из индейцев.

    В руках испанцев продолжала оставаться часть территории Восточного Берега. Фактически местная колониальная администрация не подчинялась властям Буэнос-Айреса еще с 1808 года, когда в связи с бонапартистскими симпатиями вице-короля в столице этой провинции Монтевидео была создана испанская хунта, занимавшая легитимистские позиции. Такое положение сохранялось и после майской революции в Буэнос-Айресе. Однако в конце февраля 1811 года уругвайские патриоты подняли восстание, во главе которого стал Хосе Хервасио Артигас.

    Хуан Мануель Бланес. Портрет Хосе Хервасио Артигаса. 1884 год
    Артигас (1764-1850) родился в Монтевидео в состоятельной креольской семье. Юность его прошла в отцовском поместье, но ему часто приходилось сопровождать гурты скота и караваны с грузами шкур. В 1797 году он вступил в ополчение, сформированное испанскими властями в помощь регулярным войскам. Во время вторжения английских захватчиков на Ла-Плату Артигас принял деятельное участие в борьбе с интервентами, а с началом войны за независимость стал одним из ее руководителей.

    Возглавлявшееся Артигасом восстание охватило вскоре большую часть территории Восточного Берега. Установив контакт с хунтой Буэнос-Айреса, уругвайские патриоты заручились ее поддержкой и 18 мая 1811 года одержали победу над испанскими войсками на подступах к Монтевидео. Вслед за тем отряды Артигаса, состоявшие главным образом из гаучо – пастухов пампы, подошли к самому городу и осадили его. Вскоре к ним присоединились войска, прибывшие из Буэнос-Айреса. Обосновавшийся в Монтевидео новый вице-король Элио обратился за помощью к португальскому правительству принца-регента Жоава, находившемуся в Рио-де-Жанейро. Поскольку португальцы давно стремились к захвату Восточного Берега, они сразу же откликнулись на этот призыв и направили войска, которые в середине июля 1811 года вторглись в пределы страны. Военные неудачи и угроза захвата Монтевидео португальцами еще больше обострили разногласия между различными группировками в Буэнос-Айресе. В результате победы более радикального крыла правительственная хунта была распущена, а исполнительная власть передана триумвирату. Вопреки сопротивлению реакционных сил триумвират провел некоторые мероприятия с целью углубления революции. Но его политика далеко не во всех вопросах отличалась последовательностью. Так, 23 октября 1811 года правительство Буэнос-Айреса заключило соглашение о перемирии с вице-королем. В соответствии с этим соглашением войска Буэнос-Айреса и Португалии покинули Восточный Берег, который был признан владением Испании».
    Цитируется по: Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала ХХ века). М.: Высш.шк., 1991. с.55-57
даты

Апрель 2013
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24
  • 25

  • 26
  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"