Военная история России XVIII века
Войны и вооруженные конфликты   |   Аналитические материалы
Пограничные укрепленные линии в 1-й половине XVIII в.

Пограничные укрепленные линии

С начала XVIII в. традиционный для России метод возведения засечных черт (см. «Засечные черты 1618 – 1700 гг.») стал сочетаться с европейскими фортификационными формами. В результате данное сочетание привело к формированию пограничных укрепленных линий. Они состояли из крепостей и укрепленных городов, между которыми создавались полевые укрепления обычно в виде земляного вала (4,5 м высотой) иногда с деревянным тыном наверху и рва (от 1,5 до 4 м глубиной и 3,5 до 5,5 м шириной). Перед рвом устраивались засеки и ставились рогатки против конницы. Через каждые 200 – 600 м вал имел выступы в виде редутов и реданов, что позволяло оборонять подступы к валу продольным ружейным и артиллерийским огнем. Устраивались сигнальные вышки, на которых находились бочки с горючим, поджигавшиеся при приближении противника.

География, история сложения и причины создания

На 1700 г. на юге и востоке России актуальными являлись Белгородская, Симбирская, Закамская, Изюмская, Сызранская и Исетская засечные черты (См. «Засечные черты 1618 – 1700 гг.»). В 1-й половине XVIII в., как и прежде, на засечных чертах располагались городовые казаки, пушкари, затинщики, воротники, засечные сторожа, а на востоке и юго-востоке – еще и служилые татары, калмыки, мордва. С преобразованием засечных черт в пограничные укрепленные линии прежние воинские контингенты постепенно уступили свою роль новым формированиям – регулярным войскам, казакам и ланд-милиции.

Западная граница

В 1706 – 1708 гг. в период Северной войны (1700 – 1721 гг.) в связи с наступлением шведских войск по территории Польши по направлению к западным границам России была создана пограничная укрепленная линия по рубежу Остров – Великие Луки – Соболево – Костеничи.

После окончания Северной войны было принято решение об упразднении укрепленной линии и создании системы крепостей вдоль западной и северо-западной границ России. С 1724 г. было построено 19 крепостей (в том числе модифицированы старые – Смоленск, Псков и другие). Перед крепостями и между ними устраивались форпосты и заставы, на которых была организована форпостная служба. С весны 1731 г. на 150 км к югу от Белгородской засечной черты началось строительство Украинской укрепленной линии. Причиной стала подготовка к войне с Турцией и ее союзником – Крымским ханством.

К 1734 г. было построено 14 крепостей (Донецкая, Кисель, Берецкая, Троицкая, Святой Праскевии, Святого Иоанна, Пятая, Шестая, Девятая, Десятая, Дриецкая, Крутояцкая, Нехворошская, Маячковская) и 24 редута. На строительство укреплений и службу на линии было направлено 20 000 слободских казаков и 10 000 представителей иных сословий из Малороссии, южных и центральных губерний России, из которых было сформировано 24 полка ланд-милиции (16 конных и четыре пеших). В гарнизоне крепостей Украинской линии располагались 54 полка регулярной армии. Строительство данной укрепленной линии с 1735 г. окончательно прекратило набеги крымских татар и ногайцев на южные уезды Империи. К 1742 г. Украинская линия состояла из 18 крепостей и 140 редутов.

Западная Сибирь

С 1716 г. началось строительство вдоль Иртыша крепостей – Омская (1716 г.), Ямышевская (1717 г.), Железинская (1717 г.), Семипалатинская (1718 г.), Убинская (1718 г.), Долон-Карагайская (p1718 г.) и Усть-Каменогорская (1719 г.) и форпостов – Ачаирский, Черлаковский, Осморыжский, Чернорецкий, Коряковский, Семиярский и Убинский. Причина – защита от набегов джунгар, калмыков и казахов сибирских трактов, русской сельскохозяйственной колонизации в Южной Сибири и металлургических заводов в Алтайском горном округе.

Началось переселение городовых казаков из сибирских городов в возведенные крепости, сопровождавшееся вербовкой (верстанием) представителей различных сословий в линейные (крепостные) казаки. В 1746 г. были заложены станцевые редуты в урочищах Грачи, Черемховая Забока, Белый Камень, Глухая Старица, Озерки и Уварово. К 1747 г. было построено 10 форпостов и 23 станцевых редута от Омской крепости до Колыванского завода. К 1750-м гг. сложилась основа Иртышской укрепленной линии, игравшей также роль плацдарма для дальнейшего продвижения России в юго-восточном направлении.

В 1718 г. в верховьях Оби была восстановлена Бикатунская крепость (сожженная джунгарами в 1710 г.), которая была дополнена Белоярским острогом и Малышевской слободой. В 1738 г. на правобережье верховьев Оби были построены форпосты, давшие начало Кузнецкой линии. В 1745 г. началось строительство Колыванской линии. В 1747 г. Колывано-Воскресенская и Кузнецкая линии (крепости Бийская, Катунская (1748 г.), Ануйская (1748 г.), форпосты Шульбинский, Красноярский (1749 г.), Шеманаевский (1749 г.), Святой Екатерины, Алейский, Николаевский, Флавинский, станцевые редуты Спасский, Камихский, Белый, Бехтемирский, Казанский) были соединены с Иртышской укрепленной линией в единую оборонительную систему.

В 1730-х гг. от Курганского редута к Омской крепости было построено 60 укрепленных пунктов. Новая система укреплений протянулась от Тобола к Ишиму и далее к Иртышу. Возникла Ишимская укрепленная линия, которая решала те же задачи, что и Иртышская укрепленная линия. Общая длина западносибирских укрепленных линий составила 2019 верст.

Поволжье и Урал

С 1718 г. в междуречье Дона и Волги (переволоке) началось строительство укрепленной линии. Причиной стали набеги:
– кубанских татар в 1711 г. (опустошены Саратовский и Пензенский уезды, в плен уведено 2000 человек);
– казахов в 1716 г. (опустошены окрестности Царицына и Астрахани);
– казаков-некрасовцев, крымских и кубанских татар в 1717 г.; в результате были сожжены окрестности Царицына, Пензы, Саратова и Симбирска, в плен уведено около 12 000 человек, захвачено 163 000 голов скота, принесен ущерб в 625 000 рублей серебром.

К 1720 г. были построены земляной вал длиной в 60 верст и высотой в 12 м с 23 редутами, крепости Мечетная, Грачевская, Донская и Осокорская. Сюда были переселены служилые люди из Пензы и Камышина. В 1731 г. из донских казаков и представителей иных сословий на Царицынской укрепленной линии было образовано Волжское казачье войско.

В 1731 г. между реками Самара и Кама на основе Закамской засечной черты началось строительство Закамской укрепленной линии. Причина – защита от набегов казахов и башкир русской земледельческой колонизации и заводов. К 1736 г. укрепления состояли из крепостей Самара, Алексеевск, Сергиевск, Заинек, Мензелинск, редутов и засек. На линии были расположены три конных и один пехотный полки (4500 человек). Общая протяженность 380 км.

В 1736 г. Закамская укрепленная линия была продолжена на юго-восток вдоль реки Самары. Причина – защита от набегов казахов, каракалпаков и башкир на сельскохозяйственные и промышленные зоны Среднего Урала и Заволжья. Построенные вдоль реки Самары укрепления получили название Самарской (от Самары до Оренбурга) укрепленной линии или дистанции, включившей Бузулукскую, Краснокамскую, Ольшанскую, Борскую, Тоцкую, Сорочинскую, Новосергиевскую крепости. Далее шла Нижнеяицкая укрепленная линия (дистанция) (от Оренбурга до Илецкого городка), состоявшая из Чернореченской, Татищевской, Бердской, Нижнеозерной и других крепостей и форпостов. Исетская линия (дистанция) к 1737 г. состояла из Чебаркульской, Миасской, Челябинской, Еткульской крепостей.

В 1743 г. вдоль реки Уй началось строительство Уйской укрепленной линии (дистанции) – крепости Троицкая, Магнитная, Карагайская, Петропавловская, Кичигинская, Степная. Каждая крепость имела несколько застав. Между форпостами непрерывной линией тянулись заграждения из березовых или таловых прутьев (симы). В общей сложности в 1736 – 1755 гг. было построено более 40 крепостей, вошедших в общую оборонительную систему Южного Урала – Оренбургскую укрепленную линию, где на 1748 г. служило около 4500 казаков.

С 1736 г. от Камы на восток началось строительство Екатеринбургской укрепленной линии, основными пунктами которой стали Екатеринбург и Шадринск. Данная укрепленная линия была создана не столько в целях защиты от набегов извне, сколько для утверждения российской власти на Среднем Урале и поддержании здесь порядка.

Северный Кавказ

В 1712 г. на левом берегу Терека были построены укрепленные казачьи станицы Червленая, Щедринская, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская, которые вместе с Терской крепостью создали 88-километровую линию обороны. Их заняли переселившиеся с правого берега Терека гребенские казаки.

В 1722 г. Терская крепость была ликвидирована и ее гарнизон переведен в новую крепость на реке Сулаке – Святого Креста. Тогда же началось строительство укрепленной линии по Сулаку до слияния его с рекой Аграханью. Сюда были переселены казаки с Терека и 1000 казачьих семей с Дона. В 1736 г. была возведена крепость Кизляр, началось строительство новой укрепленной линии, которая позже была продолжена до устья реки Кубани. На Кизлярскую линию с Аграхани переселили часть казаков, которые построили Бороздинскую, Дубовскую и Каргалинскую укрепленные станицы. Причиной явились набеги кавказских горцев на русские поселения левобережье Терека.

Итоги

В 1-й половине XVIII в. была создана мощная система оборонительных сооружений, прикрывших районы русской промышленно-земледельческой колонизации и основные транспортные коммуникации в непосредственной близости от Черного моря, в Нижнем и Среднем Поволжье, Урале, Западной Сибири, в центральных и восточных областях Предкавказья. Пограничные укрепленные линии возводились в соответствии с правилами европейской фортификации того периода. Они играли не только оборонительную роль, но и стали важным плацдармом для активного распространения российского влияния на сопредельные регионы на южном и юго-восточном направлениях.

Байов А. К. Курс Русского военного искусства. СПб., 1909. Вып. III. С. 14 – 15.
Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. М., 1887.
Кривощеков А. И. На Оренбургской пограничной линии: Очерки прошлого // Вестник Оренбургского учебного округа. Вып. 1, 2. Уфа, 1914.
Огурцов А. Ю. Иртышская пограничная линия // Кузнецкая старина. Новокузнецк, 1999. Вып. 3. С. 19 – 35.
Огурцов А. Ю. Кузнецкая линия // Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2007. Вып. 9. С. 40 – 67.
Полунин Ф., Миллер Г. Географический лексикон Российского государства. М., 1774.

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.