Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Конфессионально-этническая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX веках. Часть 1

Конспект лекции

1 2 3 4

Конфессионально-этническая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX веках. Часть 1

Цивилизационный выбор русского общества в 17 веке. Новый тип религиозности

Старообрядчество, возникло во второй половине XVII века, причем, формировалось постепенно. Но так или иначе главным импульсом формирования этого отдельного, хотя и не изолированного сообщества, был выбор, цивилизационный, если хотите, выбор. Выбор, который был крайне сложен.
Варианта было два. Или отказаться от тех изменений, которые не просто предложила, а навязывала официальная церковь и государство, которое ее поддерживало, и таким образом отказаться от признанного, проверенного типикона, то есть правил спасения души – что надо делать, чтобы спасти свою душу. Или попытаться спасти – в православии это невозможно, это не протестантизм, там нельзя быть уверенным.
Но в этой ситуации человек все равно вряд ли спас эту душу, потому что он бы тогда отказался от очень важного для того времени, и сейчас тоже в какой-то степени имеющего значение лозунга – «Нет власти ащи от Бога». Соответственно, что в Европе это было, что в России было – эта фраза на разных языках. На латыни там есть аналоги, и понятно, потому что она из Библии, в конце концов.
Так вот, в этой ситуации человек, который выступает против официальной церкви и, соответственно, государства, он отказывается от спасения души, отказывается от божественного, то, что ему предлагает власть. Но если он идет на поводу у власти и отказывается от типикона, он сразу же губит свою бессмертную душу. Представляете, это для нас, людей, которые перед выбором стоят каждый день по нескольку раз, даже перед гражданским выбором иногда… А что это для человека средних веков или, точнее, уже раннего нового времени (конечно, XVII век – не древняя Русь), простого человека, крестьянина, ремесленника, купца даже, более образованного человека? Естественно, это ужасно. В этой ситуации происходит что-то в голове, какие-то изменения. Это очень важный выбор.
И вот значительная часть православных принимает решение, что все-таки важнее канонические нормы, проще спасти, точнее, больше перспектив спасти бессмертную душу, если отказаться от этого лозунга «Нет власти ащи от Бога». Не то, чтобы нет власти ащи от Бога, а вот эта конкретная власть не от Бога. Не вообще любая, они не были какими-то антигосударственниками ни разу. Но вот эта конкретная церковь, официальная, патриаршая церковь, она придалась антихристу или его слугам (это неважно). Соответственно, государство, которое ее поддерживает, на той же позиции стоит.
Вот это новое сообщество, которое в процессе конфессионализации, то есть осознания себя частью этого сообщества, увеличивалось, потому что, очевидно, была огромная часть населения простой аморфной массы, которая вообще не думала: где, чего? Ну, пришли тут… Поп сказал, как надо креститься, вот крестимся.
Кстати, очень многие не старообрядцы до середины XIX века, и не в Сибири, а в Поволжье, например, Ярославская, Костромская губерния – продолжали креститься двоеперстием. Или пользовались лестовкой. Лестовка – это такие древнерусские четки. Вот эти, которые из косточек, условно говоря, это католические четки, они к нам пришли как раз после реформы Никона, особенно Петр их внедрял позже и дальше. А древнерусские четки православные, они совсем другие.
Так вот, известный вам, наверное, как писатель, Андрей Печерский, а точнее, Петр Иванович Мельников – он, будучи чиновником при министре внутренних дел для особых поручений, Он говорил, что «если мы сейчас будем по двуперстию и лестовкам определять старообрядцев, у нас вся Нижегородская губерния, Костромская все окажутся старообрядцами». Хотя они ходят в официальную церковь, где служат попы, которые, естественно, получили свое рукоположение от архиереев синодальной церкви, уже не патриаршей, а синодальной церкви, потому что речь идет о середине XIX века.
Это формировавшееся сообщество отличалось от остальных. Чем же оно отличалось от остальных? Прежде всего, типом личности, а до этого – типом религиозности – и результатами, той социальной практикой… Что такое социальная практика? Это то, что мы делаем. Все, что мы делаем – социальная практика. Очень просто. И дома за обеденным столом, и на работе, и в библиотеке – это все социальная практика. И на войне – это социальная практика. Так вот, этой социальной практикой, которая вытекала из нравственности, жизненных ценностей и типа личности и т.д. тоже старообрядцы отличались. По крайней мере, определенное время. Сейчас, возможно, и не узнаете старообрядца в толпе, если он не одет соответствующим образом.
Почему же, как и когда сформировался новый тип религиозности? Здесь, конечно, воздействовало множество факторов. Факторы – это те социальные явления и процессы, которые приводят к жизни какие-то явления культурного, политического, экономического и любого другого характера. Это множество факторов, гонения на старообрядцев, их преследование, их новое совершенно отношение к вере – она стала более осознанной. То есть даже у тех людей, которые до этого не задумывались, кто я – православный, христианин?.. Ну, так известно: слово «крестьянин» произошло от слова «христианин» - так известно, что мы русские, православные, это и понятно. Кто там еще есть? Турки? Они с рогами. Есть еще песьеголовые какие-то люди – это еретики латинские. В общем-то, и все, наверное. А мы – обычные люди.
Теперь уже оказалось, что сосед не такой, как вы. Оказалось, что ваши родственники не такие, как вы. И вы чем-то отличаетесь от них. И вы, оказывается, обладаете чем-то другим. Чем вы обладаете? Вот этой самой истинной верой. Они верят неправильно, а вы – правильно. В чем заключается истинная вера? Опять же, обычный человек, ему в голову не придет, по крайней мере, в ту эпоху, да и много позже, объяснять себе или кому-то еще, в чем заключается его вера. Старообрядцы в условиях гонений, потому что их гонители спрашивали обязательно, в какие-то создавшиеся анклавы приходил представитель официальной церкви и сначала он должен выяснить, кто это?
Во что вы верите, а как вы креститесь? Как вы относитесь в Богоматери и т.д. Масса-масса вопросов. Сохранилось несколько изумительных текстов вопросов и ответов, где сотни вопросов и очень обширных ответов. Ответов исключительно эрудированных людей.
Есть такая точка зрения, что в русском православии не было школы. Имеется в виду богословская школа. То есть как-то там чего-то верили, монахи чему-то учили друг друга и сами не могли определиться – до 1550 года, как креститься-то. Макарий ввел единые формы для различных обрядов, в частности, крещения. До этого в некоторых княжествах могли креститься двумя, в некоторых – тремя, было, что где-то одним крестятся.
Здесь старообрядцы должны были сесть и подумать: кто они? Во что они верят? Это привело к росту религиозного рационализма. То есть то самое, благодаря чему с точки зрения многих западных социологов и религиоведов, прежде всего, того же Макса Вебера знаменитого, благодаря чему возникла современная западная цивилизация. То, что мы называли раньше капитализмом.

1 2 3 4
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"