О состоянии современной исторической науки
Было ли это связано с тем, что ни общество и власть так и не дали оценку многим историческим событиям хотя бы последнего века?
В данном случае нужно подчеркнуть такую вещь. Именно непрофессионалы историки – а в большей степени пиарщики, политтехнологи – занимались вопросами актуальных проблем исторической науки. Я ненавижу фразу: «Как в других развитых демократических странах». Или: «В цивилизованных странах», – еще говорили наши первые депутаты на Съездах народных депутатов. Такое впечатление, что наша страна, с более чем тысячелетней историей, менее цивилизованна. Мы ее почему-то активно забывали. Да, у нас произошел разрыв на уровне семьи, на поколенческом уровне, когда не принято было говорить, кто у тебя дедушка, кто у тебя бабушка, кто прабабушка, кто прадедушка.
В этом отношении я всегда вспоминаю замечательного педагога в нашем институте Сигурда Оттовича Шмидта. Его папа – Отто Юльевич Шмидт. Он всегда говорил: «История начинается с семьи», начинается с простых вещей. Люди интересуются не просто своим абстрактным прошлым, а вполне конкретными прошлыми шагами того или иного предыдущего поколения. Они зримо ощущают это.
Например, замечательный мой старший коллега, известный историк Ярослав Николаевич Щапов. Это удивительный, уникальный, предельно интеллигентный человек. Он историк в шестом или седьмом поколении. Он переехал в свое имение. В бывшем имении (в Щапово под Москвой) он практически на пустом месте создал музей. У него я увидел те личные печати, которые в XVIII, XVII веках были у них в семье... Это его семейные реликвии, которые сохранились.
У меня есть замечательный коллега, мой ровесник Антон Горский. Его родители историки. И один из выдающихся историков церкви в России – его предок. Вот эта неразрывная связь и является, по сути, главным базисом, на котором строятся все семейные, а соответственно групповые, социальные отношения. Вот это социальная история, о которой сейчас много говорят, как бы антропологическая история.