Новости по теме

Всякий человек носит в себе Музей…

16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...

О выпуске альманаха «Самопознание»

На сайте политической консервативной мысли «Русская Idea» в разделе...

К списку новостей

Статьи по теме

К проблеме соотношения бытия и сознания в русской философии

Цель автора статья вернуться к обсуждению проблем гносеологии в...

К списку статей

Пограничные ситуации: Карл Ясперс / Фёдор Конюхов. Агон второй: Что есть Кто?

Пограничные ситуации: Карл Ясперс / Фёдор Конюхов. Агон второй:  Что есть Кто?

Пограничные ситуации: Карл Ясперс / Фёдор Конюхов. Агон второй: Что есть Кто?


В своих путешествиях Федор Конюхов познаёт себя, глубины своего внутреннего мира, но одновременно с самопознанием он со всей очевидностью обнаруживает, что познаёт и высшее, божественное начало мира. Поначалу можно предположить, что это познание имеет сугубо умозрительный, философический характер, при котором понятие Бога отождествляется понятием рационально найденной истины.

28 декабря 1990 года. Караана.

… Налетает шквал со снегом - в таком случае даже штормовые паруса велики. Проходит шквал - можно увеличивать парусность. В каюте болтает, за столом не усидишь. Только лежать и думать бесконечные думы.
Здесь я нуждаюсь только в Боге и божьей помощи больше, чем кто-либо. Моя жизнь зависит только от Него.
Хочется познать истину. Кто же он, Бог? Но этот вопрос никто не разрешал и не познавал до конца жизни в своем теле.
Смерть - это телесное состояние человека, так как Бог создал человека из праха земного и в землю оно отойдет. Но смерть не касается духовной стороны человеческой природы. Как вдохнул Бог свой дух в тело человека, так этот дух и возвратится к Богу.
Мои мысли прерывает кипение картошки в кастрюле. Думаю, что бы к ней открыть. У меня есть рыбные котлеты производства Южной Кореи. Я их уже пробовал - гадость порядочная, как и наши рыбные консервы.

Это предположение согласуется с общей романтико-философской настроенностью души во время одиночных плаваний путешественника.

Все птицы. Все крылаты. 

24 октября 1998 года. Атлантический океан.

В небе чужие звезды и непривычно опрокинутый лунный серп. В своих кругосветных плаваниях я ищу Истину.

Но по мере углубления в тексты дневниковых записей, мы находим выходящее за пределы сугубо рационального способа постижение божественного начала. К Истине (как впрочем и к неимоверным физическим усилиям потраченным на её поиск во время экспедиций) Федор Конюхов относится отнюдь не релевантно. Истина для него не следствие спекулятивной «игры в бисер». Он не ищет в лишениях самоцель или спортивный интерес. Через рационально-эмпирические поиск Истины и преодоление трудностей своего пути он стремится выйти к явлениям духовного порядка. Именно от метаморфозы физического преодоления трудности в духовный подвиг путешественник получает истинное удовлетворение. («Меня не интересуют просто физические усилия, необходимые на пути к полюсу… Я получаю удовольствие, когда ко мне приходят духовные силы»)Истина для Конюхова – это в первую очередь духовный феномен. Следовательно, в лице Федора Конюхова мы обнаруживаем личность, наделенную особым даром не столько разумного понимания, сколько выходящего за пределы эмпирико-рационального постижения Истины.

1 мая 1999 года. Южная Атлантика.

Подхожу к Экватору.

Сегодня утром перед тем, как взойти солнцу, из-за линии океана, на восточной стороне, вышел в небо зеленый луч. Он очень трогает меня своей таинственностью.

Такие восходы я люблю наблюдать. Они стимулируют появление новых идей и сообщают тому, кто смотрит на них, добавочную энергию. Они распространяют свои чары, обладающие, как известно, бесценной энергией. Зеленый луч, сколько бы я его не наблюдал, постоянно воздействует на меня магическими свойствами. Я понимаю, что если позволю себе отдаться этому зрительному возбуждению, то сойду с ума. И я ухожу в каюту, которая защищает меня, и ставлю на газовую плиту воду для кофе. Я глубоко убежден, что в закрытой каюте с кружкой горячего кофе, я отыскал средство как сохранить рассудок, и переборки яхты, которые защищают меня, не позволяют зеленому лучу проникнуть сюда, а значит и в меня.

Здесь, в одиноком океане, ты чувствуешь, что соприкасаешься с Богом, даже когда ты не заслуживаешь Его милости.

Данное внерациональное соприкосновение с Божественной Истиной является предпосылкой к религиозности. У Федора Конюхова развито религиозное чувство и, как он пишет, появилось оно в самом раннем возрасте. Но путешественник видит в нём подвижность. Первоначально оно облечено в формы церковности. Церковность составляет основу направленности религиозного чувства Федора Конюхова. Конюхов – православный христианин и большинство образов его религиозности укладываются в православный канон.

1 января 1991 года. Караана.

logosfera_Konyukhov&Jaspers_02.jpg 

…Смотрю по карте тот район, в котором нас с “Карааной” сильно прихватил шторм. И вспоминаю каждый час, каждое мое движение. Осталось четко и ясно в памяти, как я ползком добирался до носа и там ставил или убирал паруса. Как яхта кренилась на борт и, казалось, что она больше не встанет на ровный киль.
“Караану” сбрасывало с гребня волны, и, бедная, она летела вниз метров 20, а я ничем не мог ей помочь. Мне осталось молится Богу и просить Его о помиловании. В такие минуты я обращался к святым Николаю Чудотворцу и святому Пантелеймону, чтобы они за меня просили Бога помочь нам выжить с “Карааной”.
С иконой Николая Чудотворца я ходил к полюсу. И сейчас она у меня здесь, в каюте на переборке. Святой Николай родился во второй половине третьего века, в городе Патары, области Ликии в Малой Азии.

Здесь и в других отрывках мы будем встречать имена христианских (и в частности православных) святых, подвижников, отцов церкви. Иногда путешественник в своих дневниковых записях целыми абзацами цитирует Священное писание. Например, в записи от 10 февраля 1991 года
перечислены все заповеди, сказанные Христом в Нагорной проповеди. Но далее мы видим, что религиозность Федора Конюхова не ограничивается одной лишь церковностью. Она выходит за пределы ритуально-канонического поклонения божеству и в ситуации одиночного плавания обрастает характеристиками индивидуального сверхчувственного созерцания. Мистического созерцания Божьего Лика.

10 июля 1993 года. Индийский океан. Кругосветное плавание на яхте “Формоза”

Как хорошо идти под парусами в кругосветном плавании. Яхта тихо покачивает тебя, лежащего на палубе под открытым ночным небом. Звезды висят так низко, что если протянуть руку вверх, то можно до них дотронуться.

В такие минуты все располагает к покою. Здесь, в тропиках, ты не слышишь никаких новостей о суетной жизни людей. Не читаешь газет, наполненных сенсационными сообщениями. Ты не участвуешь в политических демонстрациях и понятия не имеешь о поднятии или падении курса рубля по отношению к доллару. Тебе не надо думать об одежде и пропитании. Все, что есть на яхте - неизменно будет до конца плавания. На утро чай с сухарями, на ужин сухари с чаем.
Океан заменяет мне Храм Божий. И только в плавании, далеко от людей, я могу созерцать лик Господа Бога.

Кругосветное плавание на яхте “Формоза”15 апреля 1993 года.

16 часов по Гринвичу, 00 - судовое. У меня мурашки побежали по коже. Я увидел прямо по носу яхты "Формоза" созвездие Южного креста. Наш курс 180 градусов прямо на юг. По корме Большая Медведица и низко над горизонтом Полярная звезда. Как тут не заплакать! Слезы текут сами и трудно их остановить.
Три раза я был на Северном полюсе. Когда шел к нему, знал, что над моей головой висит и дает мне энергию, чтобы я дошел до полюса, Полярная звезда. А на яхте "Караана", когда огибал мыс Горн, над ее мачтой качался Южный крест.

Я счастлив в этой земной жизни. Я получил от Господа Бога многое. Чем мне Его отблагодарить, сколько надо молиться?
Гляжу на Южный крест, и как будто вижу тайную власть его надо мною. И я склонил колени, как Авраам перед Ангелами. Мистический трепет, который я испытал впервые - когда впервые увидел Южный крест. Ни в коей мере не связано это со стихами...

В мои глаза вливается твой свет.

И таинство движения планет

Влечет меня по Млечному пути

Скорее к очищению прийти.

Я чувствую твой шепот в тишине –

Ты возвращаешь моё я ко мне.

И, разрезая тьму моих оков,

Ведешь меня к познанию миров.

Твои я мысли чувствую и чту,

Давно презрев мирскую маяту.

К тебе я снова устремляю взор,

Мой друг, мой крест, мой вечный приговор.

Идти к тебе сквозь тернии невзгод,

Сквозь вой ветров и горечь шумных вод,

Чтоб светоч знаний новых обрести,

Учитель мой, храни меня в пути.

Что до меня, то я отдался на волю Владыке Святому и Истинному – времени и пространству.

"Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими".

И именно ситуациям своих одиночных экспедиций путешественник обязан присутствию в его жизни этих таинственных и крайне редких для обычных людей состояний. Когда человеческие душа и дух поднимаются на высочайшие уровни стяжания Истины – познания-созерцания Бога.

 logosfera_Konyukhov&Jaspers_03.png

Гребец в океане. 7 ноября 2002 года. Атлантический океан.

Господи Благослови!

11 часов 45 минут

Приближался полдень. Мне кажется, что я в тюрьме. В тюрьме на тебя давят стены и решетки, а здесь в одиночестве океан превратился в зеркало. Куда бы я ни глянул, везде и повсюду нахожу собственное отражение. Но с тюрьмы можно сбежать, а от одиночества и самого себя – нет. Вот в чем ужас, я стал нетерпеливый и раздражительный.

Океан напоминает мне о моем ничтожестве, и о ничтожестве всего рода людского. Но только в одиночном плавании можно узреть лик Господа.

Моя милая Иринушка, может ты разъяснишь, зачем мне надо выходить в океан раз за разом? Почему мне нельзя себя испытать иначе, не отправляясь в одиночное плавание?

… День прошел, и прохладный вечер очистил мои мысли. Сейчас пусть ничто меня не тревожит. До чего же отвратителен мир страстей!

Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро ближнему.

… Нас объединяет только Бог, который и есть истина.

Начиная новые экспедиции, я совершаю мои шаги к Господу Богу.

Как видно из отрывка «узрение Божьего Лика» классическим со времен патристики образом сочетается с уничижением собственного Я человека. Не уничтожив в себе гордыни, свое-началия, свое-волия нельзя продвинуться на пути познания-созерцания Бога. И здесь мы подходим к важному для нашего исследования вопросу о механизмах этого уничижения. Как, каким образом получается то, что я – человек – начинаю чувствовать своё предельное бессилие, свою немощь и безграничную малость? Великую малость перед Богом, дающую право на созерцание Его величия.

11 декабря 2000 года. Южная Атлантика.

Религиозное чувство родилось в моей душе очень рано, но почувствовать Господа Бога я смог только в одиночных экспедициях. В своих путешествиях я не был первооткрывателем как Колумб, Васко де Гама и другие мореплаватели, которые открыли материки, острова, моря и океаны. Мое открытие сугубо личное и самое важное для меня – только для одного человека. Я открыл в себе, что есть Вселенский творец – Господь Бог. Чтобы его узреть, мне потребовалось много ночей не спать на дрейфующем льду, висеть на веревках над пропастью в несколько тысяч метров в Гималаях, замерзнуть и терять сознание от беспощадного холода Антарктиды, переживать и выходить из жестоких штормов в Океане.

Я с детства этого хотел и искал пути к Нему, только не знал, как и какие будут тропы вести к Нему, к Создателю. Моя бедная мама чувствовала это, и однажды она с тоской в сердце сказала: «Я боюсь, что ты будешь очень одинок».

15 ноября 2002 года

Господи благослови!

Атлантический океан.

… Я испытываю некоторое удовольствие от нескончаемой борьбы с океаном, от своей ежедневной работы веслами. Но нельзя сказать, что это есть чистое самоистязание. Я не удивляюсь, что найду в этом плавании путь к Всевышнему.

Переход на яхте “Алые паруса” по маршруту Ла-Сиота (Франция) - Ла Гомера (Канарские острова) 9 января 2005 года, Южная Атлантика

… Да, на все надо время - время для кругосветного плавания. Но после, как сделаю это, будет время для творчества, а потом для служения Господу. Меня мучает одно, успею ли я все это?

Прежде всего, я житель этой планеты и этого мира. И я хочу испытать многое, что можно в мире людей и природы.

В моих экспедициях великая истина открылась мне. Я узнал, что все создано одним Творцом. Я Его видел. Видел, когда шел к Полюсу; видел, когда стоял на вершине Эвереста. Видел, когда в ураган стоял за штурвалом своей яхты.

Здесь небо и океан объединились в одно целое.

В запасниках мировой культуры хранится множество свидетельств о неповторимых, своеобразных путях к Богу и способах, практиках достижения стадии высокого созерцания. В начале 20 века один из родоначальников прагматизма Уильям Джеймс попытался описать сверхчувственный опыт подвижников христианства и дать некоторые характеристики механизмам его обретения. В 1910 году уже в русском переводе выходит его фундаментальный труд «Многообразие религиозного опыта», где собрано множество примеров явлений божественных субстанций людям.

«Были такие святые, которые с особенной силой поддерживали в себе отрицательные элементы религиозного чувства – унижение, физические лишения, мысль о страданиях и смерти, так как в душе усиливалась радость в той же мере, в какой увеличивались их тяжкие физические страдания»[1]. В современном же, по мнению ученого, мире по отношению к человеческому страданию, и в частности, к физической боли произошёл «странный нравственный переворот», а именно – люди перестали встречать физическую боль «со спокойным сердцем». В конце 19 века и уж тем более в начале 21-го людей всё более и более ужасают картины истязаний людей. Это относится как к истязанию других, так и к самоистязанию. Однако для средневекового менталитета самоистязание было вполне знакомым и не вызывающим ужаса явлением. Истязание плоти во имя Бога – умерщвление преходящего, дабы познать Непреходящее высоко ценилось в церковных практиках богопознания. Порою неоднозначным в этическом плане выглядел факт суровых наказаний послушников в церковных кругах, но человек, бичующий или изнуряющий свою собственную плоть, дабы познать Божественную Истину не вызывал у окружающих недоумения и страха, а напротив, являлся зачастую примером для подражания. В качестве яркой иллюстрации Джеймс приводит в пример чудовищный для современников опыт немецкого аскета, мистика 14 века Сюзо, написавшего автобиографию в третьем лице. Вот некоторые отрывки из этой биографии:

«В молодости он обладал темпераментом полным огня и жизни; когда этот темперамент начал давать себя чувствовать, он был очень опечален этим и стал придумывать различные способы, как бы при­вести свое тело в покорность духу. Он носил долгое время власяницу и железные вериги, пока, наконец, из-под них не показалась кровь, и он был вынужден снять их. Он втайне ото всех заказал себе особого рода нижнюю одежду, с внутренней стороны которой были на­шиты кожаные ремни; в эти ремни было вделано около полутораста медных гвоздей, отточенных и заостренных, причем острия их всегда были обращены к телу. По его указаниям одежда эта была сделана очень узкой и застегивалась спереди, чтобы ее можно было туже затянуть, причем острые гвозди впивались в тело. Приспособление это охватывало его живот до пояса, и он не расставался с ним даже на ночь. Иногда летом, когда было очень жарко и он, весь истомленный ходьбой лежал в этих узах, изнемогая от усталости и мучимый насекомыми,— он громко кричал, давая волю накопившимся страданиям, и извивался по полу, как червь, пронзенный острой иглой. Ему часто казалось, будто он лежит в муравейнике,— так сильны были мучения, причиняемые ему насекомыми (вшами); последние всегда поднимали возню, когда ему хотелось спать или когда он был уже погружен в сон. Иногда он взывал к Всемогущему Богу от полноты своего сердца: «Милостивый Боже, что за ужасные мучения я терплю! Когда человека убивают разбойники или разрывают на части дикие звери, жизнь, по крайней мере, скоро улетает от него, я же медленно умираю здесь от жестоких насекомых и все-таки не могу умереть». Как бы ни были длинны зимние ночи, и как бы ни были знойны летние дни,— он ни разу не оставлял изнурительных упражнений. Наоборот, он выдумал еще новое истязание — две ременных петли, в которые он вкладывал свои руки и затем прикреплял их к шее, завязывая узлы так туго, что если бы в его келье случился пожар, он не смог бы высвободиться из этих петель.

Так он поступал до тех пор, пока его руки не начали дрожать от непрерывного напряжения; тогда он придумал новую пытку — кожаные перчатки, которые были снабжены, по его указанию, остроконечными медными гвоздиками. Он надевал эти перчатки обыкновенно на ночь, чтобы, при всякой своей попытке во время сна сбросить с себя власяницу или освободиться от грызущих его насекомых, острые гвозди впива­лись бы в его тело. По большей части так и случалось. Если он пытался во сне хоть немного облегчить руками свои страдания, острые шипы вонзались в его грудь и вырывали клочья мяса, а потом на ранах образовы­вались нагноения. Когда, по прошествии многих недель, язвы заживали он опять раздирал себе тело и наносил свежие раны.

Так истязал он свое тело в продолжение шестнадцати лет. К концу этого времени, когда кровь в его жилах охладела и огонь темперамента погас, ему было на Троицын день видение: посланник небес явился к нему и сказал, что Бог больше не требует от него умерщвления плоти. После этого он прекратил самоистязания и бросил все свои приспособления в реку».

Дальше Сюзо рассказывает, как он сделал крест и вбил в него, остриями вверх, тридцать игл и гвоздей, желая испытать муки распятого Господа. Он каждый день носил этот крест на своей обнаженной спине. «В первый раз, как он возложил этот крест себе на спину, его слабая телесная оболочка исполнилась ужасом, и он слегка притупил о камень острия гвоздей. Но вскоре, раскаявшись в своем малодушии, он снова заострил их напильником и вновь положил крест себе на спину. Вся спина его покрылась кровью и мучительно болела, особенно в костях. Когда он садился или вставал, то испытывал ощущение ко­лющей боли, словно одежда его была сделана из ежовых игл. Если кто-нибудь нечаянно дотрагивался до него или задевал его одежду, он ощущал резкую боль».

Сюзо рассказывает потрясающую историю о том, как он, ударяя по кресту, заставлял гвозди глубже входить в свое тело и как подвергал себя бичеванию: «В это же самое время, продолжает он, слуга Господа достал себе старую брошенную дверь и стал спать на ней ночью, ничего не подстилая под себя; он снимал с себя только сапоги и закутывался в плащ из толстой материи. Изголовьем ему служили вязанки твердой гороховой соломы, острые гвозди креста впивались ему в спину, руки его были крепко связаны, власяница охватывала чресла, плащ был тяжел и дверь жестка. Так он лежал в унижении, словно колода, боясь пошевельнуться и неоднократно воссылая Господу тяжелые вздохи.

logosfera_Konyukhov&Jaspers_01.jpeg 

Зимою он много страдал от мороза. Если он во время сна вытягивал свои ноги, они соприкасались с холодным полом и, ничем не по­крытые, зябли; если же он подбирал их под себя, кровь в них на­чинала гореть, причиняя мучительную боль. Его ступни были изранены, ноги опухли от водянки, колена были окровавлены, спина покрыта рубцами от власяницы, тело измождено, уста ссохлись от сильной жажды, руки дрожали от слабости. В подобных мучениях он проводил дни и ночи; претерпевал же он их из-за великой любви, которую питал в своем сердце к Источнику Божественной и Вечной Мудрости — Нашему Господу Иисусу Христу, мучительным страданиям которого он стремился подра­жать. Спустя некоторое время он оставил свои покаянные упражнения с дверью и поселился в очень маленькой келье, где стал спать на скамьи, такой короткой и узкой, что он не мог на ней вытянуться во весь рост. Так он провел восемь лет, лежа ночью, в своих обычных узах, то в этой узкой кельи, то на двери. Все время, пока он жил в монастыре, у него была привычка в течение целых двадцати пяти лет никогда не входить зимою после вечернего богослужения, даже во время сильных морозов, в теплую комнату, чтобы обогреть себя, если это не вынуждалось только какими-либо другими причинами…»[2].

Таким образом, претерпевание физических страданий в традиционных обществах не считалось чем-то из ряда вон выходящим, поскольку имело четко осознанный мотив – стяжание Божественной Истины. Возвращаясь к русскому путешественнику, мы, так же как и он сам, не склонны видеть в его путешествиях попытку целенаправленно довести себя до предельного аскетического самобичевания. Стиль жизни человека в современном демократическом обществе основан на гуманных (человеко-любивых) ценностях. И любое посягательство на это человеко-любие не понимается (и даже отвергается) людьми 21 века. Для современного человека постиндустриальной эпохи священный «страх и трепет» перед Божеством вообще становится рудиментом. Да и Федор Конюхов не ставит перед собою цель вступать в конфликт со «слишком человеческим» - с гуманизмом своей эпохи. Для окружающего его общества он в первую очередь путешественник. Но путешественник не обычный. А извлекающий из своих путешествий особые глубинные смыслы – познания человеческой души и богопознания. Путешественник сталкивается в своих странствиях с тягчайшими испытаниями, сравнимыми по силе воздействия на тело и душу с испытаниями, которые изобретали для себя средневековые монахи-аскеты.

Гребец в океане. 21 октября 2002 года. Атлантический океан.

Я в океане и мне не хватает здесь только моей Иринушки.

Что там забыл я на берегу? Метро? Лифт? Кино? Телевизор?

Здесь океан, тепло, солнце. Я ушел в плавание от той бездарной жизни в городе. Где перебегаешь улицу и смотришь, как бы тебя не задавила машина, платить коммунальные за мастерскую, а электричество. Там все платное, а здесь настоящий рай. Я даже воду пью с океана, она чистая-пречистая.

Вот уже пять дней, как я в одиночном плавании.

Я что-то еле слышно мурлычу себе под нос. И без устали подымая и опуская весла в воду.

От соли и пота кожа так раздражена, что вот-вот воспалится. С тех пор, как я получил солнечный удар и потерял сознание, я все время чувствую слабость и головную боль.

Я целых два дня боролся с недугом. Первый день меня мучил сильный жар, почти тридцать девять, и неукротимая рвота. Но на второй день температура упала, стал возвращаться аппетит. Голова раскалывалась, видимо не столько от солнечного удара, сколько от напряженной длительной работы под прямыми лучами солнца. В общем, ничего серьезного. Может быть, поэтому я быстро поправляюсь.

На третий день боль в голове почти прошла. На четвертый день, если не считать некоторой слабости, я уже не ощущал никаких признаков недавней болезни.

Все эти дни я не греб, и моя лодка дрейфовала сама по себе. Куда ее занесло, я не знаю. Просто держу курс на запад.

Солнце все время встает с кормы, идет вдоль левого борта и прячется за горизонт ровно по моему курсу.

Я покорно отдал себя в руки океана и следую его течениям.

И все же до конца я так и не выздоровел. Надо больше грести ночью, чем днем. Ночью нет солнца, и мне не грозит получить еще один солнечный удар.

Ночью работать, а днем спать?

Как не старался я заснуть днем, ничего не получалось. В каюте духота, нервы слишком напряжены, и я не могу сомкнуть глаз.

Днем я спал плохо, и поэтому мне приходилось засыпать ночью. И, что хуже всего, я все время хочу спать.

Я чувствую себя ненужным здесь в океане и часто впадаю в мазохистское одиночество. Но что за человек я, обязательно должен причинять беспокойство своим близким, и не узнаешь, что у меня на уме!…

Но такая жизнь целесообразна и необходима лишь до тех пор, пока я здоров и в состоянии организовать и ходить в экспедицию. А дальше что?

Прошел 189 миль.

Я гребу с усердием, даже с чрезвычайным усердием. От звуков, издаваемых от уключин и этих ритмичных гребков весел, меня начинает клонить ко сну.

Давно уже хочется почитать книгу. Никак этого нельзя устроить. Нет времени. Только гребля и гребля как на римских галерах.

Не спи… Спать нельзя.

Я налег на весла и протяжно застонал.

Для меня смысл существования в чем-то более высоком. Есть люди на свете, которые чуть ли не всю жизнь посвятили тому, чтобы устроить свой быт, обставить всем необходимым свою квартиру. В этом тоже наверное может быть смысл существования. Но именно потому, что я отвергаю подобный смысл существования, я, в конце концов, и отправился в это плавание.

Я, конечно, не пытаюсь обратить внимание на свой образ жизни других людей. Я просто имею собственную точку зрения на жизнь.

Изнемогаю от безнадежного одиночества.

Все, кто живы, я знаю, боятся одиночества. Они заранее напуганы предстоящей разлукой.

Даже после того, как я вытащил весла на палубу лодки, плечи у меня не расправились и мне не хочется ничего делать. Тяжесть моих весел такая же, как тяжесть краеугольного камня храма...

И подобные испытания оказываются наделены необычной силой. Как и в далекие времена средневековья они имеют способность пробуждать в человеке переживания сакрального характера. Несмотря на то, что современный путешественник открыто не стремится в новом гуманистическом формате жизни к этим ужасающим потрясениям своей человеческой природы, они, однако, самопроизвольно раз от раза появляются в его экспедициях. Каким же образом мы можем в смысловых полях современности обозначить данные феноменальные состояния человеческих духа, души и тела? Ведь редукция к средневековым категориям самоистязания для нас не считается приемлемой. Каков тот язык, на котором мы можем говорить об этом уникальном и сложном опыте путешествий Федора Конюхова?… И здесь мы входим в область философских исканий 20-го века, а именно в смысловую ткань философии экзистенциализма.



[1] Джеймс Уильям. Многообразие религиозного опыта. М., 1910, С.54

[2] Там же, С.59-60.


ОБ АВТОРЕИгорь Викторович Чиндин - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций РГТУ "МАТИ им. Циолковского", эксперт по культуре Парламентского Клуба Государственной Думы РФ.

Теги: Экзистенциализм, Путешествие

Автор:  Игорь ЧИНДИН

Комментарии (4) 11.03.2014

Обсуждение:
Guest
Уважаемый Игорь Викторович !
Как было бы хорошо, если бы Вы посвятили такому же социофилософскому анализу жизнь и деятельность более авторитетному, чем Фёдор Конюхов, яхтсмену-путешественнику - Евгению Гвоздёву.
Полная информация о его путешествиях на моей библиографической странице academia.edu:  
https://dgu.academia.edu/EldarEldarov
ИмяЦитировать
Guest
Уважаемый Игорь Викторович !
Как было бы хорошо, если бы Вы провели аналогичный социофилософский анализ жизни и деятельности более авторитетного, чем Фёдор Конюхов, яхтсмена-путешественника - Евгения Гвоздёва.
Полная информация о его путешествиях на моей библиографической странице academia.edu:
https://dgu.academia.edu/EldarEldarov
ИмяЦитировать
Laura
http://www.vapormaxflyknit.us/producttags/V/
http://www.cgoosejackets.org.uk/producttags/G/
Nike Vapormax
Air Max 90
http://www.nmdsr1.com/producttags/N/
http://www.yeezyboost350v2stores.us.com/producttags/A/
Nike Air VaporMax Flyknit
http://www.coachoutletoff.us/producttags/C/
http://www.bydreheadphones.org.uk/producttags.html
http://www.pandoraringsjewelry.us/producttags.html
http://www.vapormaxflyknit.us/producttags.html
http://www.nmdsr1.com/producttags.html
http://www.salomonpascher2017.fr/producttags/S/
http://www.nmdr1.us.com/producttags/A/
Pandora Ring
http://www.cgoosejackets.org.uk/producttags.html
http://www.2017max90.fr/producttags/N/
Fitflop shoes
http://www.yeezyboost350v2stores.us.com/producttags.html
Air Max Shoes
http://www.monclerjacketsoutletsshop2018.org.uk/producttags/M/
Yeezy Boost 350 V2
http://www.airmax-outlet.us.com/producttags/A/
http://www.nmdr1.us.com/producttags/N/
http://www.ralphlaurenpolosoutletonline.org/producttags/R/
http://www.huaracherunpas-cher.fr/producttags/H/
http://www.coachoutletoff.us/producttags.html
http://www.max2018vapor.com/producttags/A/
NMD R1
http://www.monclerjacketsoutletsshop2018.org.uk/producttags.html
http://www.katespadeoutletdiscount.com/producttags.html
Nike Air Max 2018
http://www.salomonpascher2017.fr/producttags.html
Outlet Coach
Yeezy Boost 350 V2
http://www.airmax-outlet.us.com/producttags/N/
http://www.vapormaxflyknit.us/producttags/N/
http://www.2017max90.fr/producttags.html
Moncler outlet
http://www.max2018.org/producttags/A/
http://www.max2018.org/producttags/N/
http://www.huaracherunpas-cher.fr/producttags.html
http://www.yeezy350boost-v2.org/producttags/A/
http://www.2017max90.fr/producttags/A/
http://www.vapormaxflyknit.us/producttags/A/
http://www.fitflopsandalsclearances.us/producttags.html
http://www.fitflopsandalsclearances.org/producttags.html
http://www.cgoosejackets.org.uk/producttags/C/
http://www.pandoraringsjewelry.us/producttags/P/
http://www.salomonpascher2017.fr/producttags/C/
Dr Dre Headphones
http://www.ralphlaurenpolosoutletonline.org/producttags/P/
chaussures Salomon pas cher
http://www.nmdsr1.com/producttags/A/
http://www.airmax-outlet.us.com/producttags.html
Ralph Lauren Outlet
http://www.max2018.org/producttags.html
Nike Air Max
http://www.fitflopsandalsclearances.us/producttags/F/
NMD
http://www.max2018.org/producttags/V/
http://www.nmdr1.us.com/producttags.html
Fitflop sandals
http://www.yeezy350boost-v2.org/producttags/Y/
http://www.max2018vapor.com/producttags/N/
http://www.max2018vapor.com/producttags.html
http://www.officielmax90boutique.fr/producttags.html
http://www.yeezy350boost-v2.org/producttags.html
http://www.yeezyboost350v2stores.us.com/producttags/Y/
http://www.officielmax90boutique.fr/producttags/N/
http://www.officielmax90boutique.fr/producttags/A/
http://www.fitflopsandalsclearances.org/producttags/F/
http://www.huaracherunpas-cher.fr/producttags/N/
Canada Goose Jackets
Nike Huarache
http://www.ralphlaurenpolosoutletonline.org/producttags.html
Kate Spade Outlet Discount
ИмяЦитировать
Barbara
Air Jordan Shoes For Men
Fitflops Sale Clearance
Air Max 98
Ferragamo
Golden Goose Sneakers
GGDB
Pandora Canada
Pandora Charms
Air Jordans
New Nikes
Jordan Retro 11
Pandora Rings
Jordan Retro
Moncler Jackets
Jordan Sneakers
Air Max 95
Fjallraven Kanken Backpack
Jordans Sneakers
Valentino
Moncler Outlet
Air Max
Jordan 14
Adidas Yeezy
Cheap Nike Shoes
Soccer Cleats
Jordans 11
Adidas NMD R1
Jordan 4 Retro
Jordan Retro 11 Mens
Jordan 11 Red
Harden shoes
Jordan 6 Rings
Nike Website
Air Jordans
Golden Goose Shoes Women
GGDB Sneaker
Pandora Jewelry
Harden Shoes
Jordan 4
Air Jordan 9
Nike Huaraches
Air Jordan 1
Yeezys
Nike Outlet Online
Nike Outlet Store
Jordan 3
Jordan 4
Air Max 270
Air Jordan 11s
Fitflop Shoes
Pandora Jewelry
Kyrie Irving Shoes
Nike Shoes
Nike Air Max 90 Ultra
Adidas NMD
Pandora Bracelet
Nike Shoes
GGDB Shoes
Nike Snkrs
Balenciaga Triple S
Moncler Outlet
Retro Jordans
Moncler
Jordan 5 Retro
Moncler Jackets
Balenciaga
Pandora Rings
Hermes Birkin
New Jordan 11
Air Jordan 4 Retro
Yeezy
Ferragamo
Red Bottom Shoes
Golden Goose Sale
Golden Gooses For Sale
Air Jordan 12
Jordan 11
Golden Goose
New Jordans
Jordan Sneakers
Yeezy
Nike Shoes For Women
Jordans 5
Nike Air Jordan 5
Pandora Jewelry
Men's Nike Shoes
Nike Running Shoes Sale
Golden Goose Sneakers
Golden Goose Sneakers
Red Bottoms
Jordan Sneakers
Jordan 6
Air Jordan 11
Red Bottoms Louboutin
Nike Outlet Shoes
Jordan Win Like 96
Jordan 11
Jordan Retro 6
Jordan 11's
Nike Outlet
Louboutin Shoes
Christian Louboutin
Jordan Shoes
Pandora Jewelry
Jordan 12 Retro
Yeezy Shoes
Air Jordan
Pandora Official Site
Jordan Retro 3
Air Force 1
Air Jordan 10
Moncler Store
ECCO
New Jordans 2021
Cheap Jordan Shoes
Air Max 2018
Men Moncler Vest
Air Jordan Shoes
Jordan 13s
Jordan 12
Moncler Store
Pandora Charms Canada
Pandora Charms
Golden Goose Factory Outlet
Yeezy
Jordan Retros
Jordan Shoes
Air Jordan 12 Retro
Pandora
Jordan 8
Jordan 11
Moncler Jacket
Retro Jordans
Nike Outlet
Nike Air Force 1 Low
Golden Goose Mid Stars
ИмяЦитировать
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал