Новости по теме

Статьи по теме

К проблеме соотношения бытия и сознания в русской философии

Цель автора статья вернуться к обсуждению проблем гносеологии в...

К списку статей

От имяславия к философии имени, от философии имени к лингвистике

От имяславия к философии имени, от философии имени к лингвистике

От имяславия к философии имени, от философии имени к лингвистике


Прошедшей зимой на Остоженке в Московском Доме фотографии состоялась поразительная выставка изобразительных материалов, связанных с отцом Павлом Флоренским. В частности, на ней впервые были представлены его рисунки-иллюстрации к лекциям по античной философии, читанным в МДА в 1908 г. Эти рисунки дают визуальное представление о фундаментальных актах познания в философии и именования в языке и о роли бесконечности в таких актах. Они не вошли в недавнее издание лекций [1]. Также в это издание не вошли лекции 12, 13, 14 [2], к которым и относятся эти рисунки [3]. В 1913 г. Флоренский опубликовал статью «Пределы гносеологии»[4], основанную на материалах этих лекций, но его рассуждения, к которым относятся рисунки, в статью не вошли.

Для меня эти рисунки весьма значимы, поскольку уже много лет я развивал представление, что бесконечность является неотъемлемым свойством акта познания (и сходных действий в языке). Начало этих мыслей было положено в середине 1970-х гг. в анализе теоремы Геделя в логике (опубликовано впоследствии [10]), когда я ничего не знал об этих работах о. Павла. Затем в 2000-х гг. последовало чтение и анализ «Пределов гносеологии» [12], развитие излагаемой там математической структуры и затем небольшая заметка о Я [13], где использовалось представление об «операции» выхода из себя и последующего возвращения в себя, как основе осознания Я. Появившиеся теперь рисунки о. Павла дают гораздо более наглядное представление об этих процессах, причем не в абстрактной философской ситуации, а в применении к языку человека.

Как это связано с темой нашего заседания, с имяславием? Если посмотреть на имяславие, как явление, событие жизни, то это скорее три явления, на каждое из которых можно смотреть по отдельности. Во-первых, это движение в монашеской среде, связанное с определенной молитвенной практикой. Живой аскетический опыт. Во-вторых, это богословские споры, богословское осмысление, рассуждения в богословской среде по поводу этого движения и по поводу тех формул, которые были в нем выработаны. И в-третьих, это поведение церковных властей, которые определенным образом относились и относятся к появляющимся богословским выводам.

logosfera_Parshin_Florensky_03.jpg   
 
Соответственно, изучение имяславия может происходить по нескольким направлениям, например, оно может быть чисто историческим: сбор документов, публикации, работа в архивах, воспроизведение текстов с комментариями и т.д. Такую работу могут делать и светские, и даже неверующие люди в той степени, в которой они делают это добросовестно и аккуратно. Что касается анализа богословских взглядов, например, их критика или их защита, или попытки их развития, то это - более тонкая материя. Этим, на мой взгляд, должны заниматься только верующие люди с богословским образованием, да и это является лишь необходимым, но далеко не достаточным условием. Тем не менее, такой анализ происходит и делаются даже некоторые выводы и предложения на будущее, но об этом я говорить не дерзаю.

Но есть еще и четвертая сторона, отличная от всех предыдущих. Как известно, в спорах об имяславии обычная светская наука сыграла очень существенную роль. Я имею в виду гуманитарные науки: языкознание, логику, психологию, философию, конечно, прежде всего, но и даже такая, казалось бы, далекая наука, как математика, имела некоторое значение. Вот эта сторона, лично мне наиболее близкая, и будет основной в нашем анализе. Только мы эти связи богословия и науки повернем, так сказать в противоположную сторону. Не как наука может подпереть богословие (или тем более "исправить"), а что богословие может дать науке. Вот, по моему мнению, правильная постановка вопроса, не грозящая к тому же вторжением в вероучительные истины.
И наш подход к имяславию будет выглядеть так:
Опыт - Богословие - Философия - Наука

В богословском осмыслении имяславия основную роль играет учение свт. Григория Паламы о сущности Бога и божественных энергиях. По-видимому, богословское осмысление имяславия могло бы состоять в утверждении, что Имя Божие есть божественная энергия. Тогда возникают непростые вопросы о существовании разных божественных энергий. Вспомним, что в учении Паламы, Фаворский Свет является божественной энергией. Я думаю, что, принимая сформулированный выше путь мысли, мы можем считать, что атрибуты божественных энергий (точнее их тварные аналоги) применимы к именам и вообще к словам «обычного» языка.

К таким атрибутам мы относим:

вечность
бесконечность
свет


В богословии существуют, по крайней мере, три света – божественный, умопостигаемый и физический (чувственный). Также и вечность есть божественная и тварная, в которой имеются дальнейшие различения (о чем писал преп. Максим Исповедник). Бесконечность, как известно математикам, существует в очень многих разновидностях.

О роли бесконечности (и связанной с нею иррациональности) писал о. Павел в «Столпе» [5] и других своих работах (см. «Итоги» и «Строение слова» в [6]). В философии имени эти атрибуты слова возникали, помимо Флоренского, у Лосева в его «Философии имени» и у Булгакова [8] (см. также анализ в [9]). Здесь особенно надо отметить «смысловой свет» Лосева [7] и роль жеста в языке у Булгакова.

В 20-х гг. прошлого века физик, и одновременно аббат, Леметр, создавая космологические модели, принятые затем в науке, основывался на тварности мира, наличии у него начала. Почему же лингвисты не могут разрабатывать науку о языке, основываясь (точнее отталкиваясь от…) на богословских представлениях о слове? Пример выдающегося лингвиста и мыслителя Н. С. Трубецкого говорит, что это, видимо, не просто. Так, имяславие не прошло мимо математика Д. Ф. Егорова, но прошло мимо лингвиста Н. С. Трубецкого. В 20-е гг. прошлого столетия существовал московский кружок изучающих имяславие, где участвовали Флоренский, Егоров, Лосев и другие, и одновременно в Вене Трубецкой писал свои знаменитые «Основы фонологии». Прошли годы, многие годы, и расцветший структурализм, выросший, в том числе, и из фонологических штудий Трубецкого, имел своим знаменем сознательную установку на финитное (рациональное) описание языковой реальности.

Литература:
1. Священник Павел Флоренский, Из истории античной философии, М., 2007.
2. П. А. Флоренский, Лекции 12, 13, 14 (29 ноября – 11 декабря 1908 г.) (не опубликовано, готовится к печати).
3. П. А. Флоренский, Рисунки к лекциям, собрание Музея свящ. Павла Флоренского, Москва (не опубликовано, готовится к печати).
4. Свящ. Павел Флоренский, Пределы гносеологии, Богосл. Вестник, 1913, N 1, СС. 147-174// Он же, Собрание сочинений в 4 т. М., Мысль, 1996, Т. 2, СС. 34-60.
5. Свящ. Павел Флоренский, Иррациональности в математике и догмате// Он же, Столп и Утверждение Истины, М., Путь, 1914, СС. 506-514.
6. Свящ. Павел Флоренский, Уводоразделов мысли, // Он же, Собрание сочинений, т. М., Мысль, т. 3(1), 1999.
7. А. Ф. Лосев, Философия имени // Он же, Из ранних произведений, М., Правда, 1990, СС. 40-41.
8. о. Сергий Булгаков, Философия имени, Париж, 1953.
9. А. И. Резниченко, «Я». К метафизике субъекта С. Н. Булгакова в работах 20-х гг. // С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь, М. Русский путь, 2003, СС. 218-250.
10. А. Н. Паршин, Размышления над теоремой Геделя, Вопросы философии, 2000, N 6, cc. 92-109; Историко-математические исследования, вып. 5(40), М., Янус, 2000, сс. 26-55.
11. Он же, Свет и Слово (к философии имени) // Имяславие (антология), М., Факториал, 2002, сс. 529-544(http://old.bfrz.ru/philosophy).
12. Он же, Лестница отражений (от гносеологии к антропологии), Историко-философский ежегодник 2005, М., Наука, 2005, cc. 269-286 (http://old.bfrz.ru/philosophy).
13. Он же, Азъ: откуда наше Я? // Бюллетень Библиотеки «Дом А. Ф. Лосева», Вып. 4, М., 2006, СС. 65-71 (http://old.bfrz.ru/philosophy).

ОБ АВТОРЕ: Алексей Николаевич Паршин (1942) — математик, один из крупнейших специалистов по алгебраической геометрии и теории чисел, доктор физико-математических наук, академик Российской академии наук (2011). Лауреат премии Гумбольдта; сотрудник отдела алгебры Математического института им. В. А. Стеклова.

Теги: Имяславие, Философия имени

Автор:  Алексей ПАРШИН

Комментарии (10) 21.06.2013

Обсуждение:
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Возврат к списку