Новости по теме

Конференция «Святые места в православии и протестантизме»

Дата начала: 17 февраля 2014. Организатор: ПСТГУ. VII международная студенческая...

Рождественские чтения на философском факультете МГУ

24 января с 11:00 до 15:00 в зале Профессорского собрания философского факультета...

К списку новостей

Статьи по теме

... действительное значение Достоевского для Церкви, судя по всему, наиболее точно определил С. И. Фудель, совершенно справедливо назвавший Федора Михайловича не автором катехизиса, а «катехизатором интеллигенции»...

Достоевский как «учитель Церкви»

Рассмотрев основные богословские интенции, вложенные автором...

К списку статей

Антиклерикальные тенденции в современном американском протестантском богословии

Антиклерикальные тенденции в современном американском протестантском богословии

Антиклерикальные тенденции в современном американском протестантском богословии


Американские протестанты относятся к государству и обществу очень по-разному. Но в целом, можно сказать, что традиционные протестантские церкви в Америке долго предполагали, что государство и общество должны поддерживают церкви, и что церковь должна влиять на государство и общество. Американские протестанты хотели, чтобы Америка являлась христианской страной, в которой церковь, с поддержкой государства, определяла бы образ жизни всех граждан, несмотря на их личные религиозные убеждения. Такое отношение церкви к государству и обществу многие имеют в виду под словом «клерикализм».

В последние 30 лет, такого рода клерикализм влияет все меньше не только на американское общество, но также и на самосознание традиционных протестантских конфессий. В этом докладе я описываю антиклерикальные тенденции современного американского протестантского богословия, и как это новое антиклерикальное богословие помогает церкви ориентироваться в новых социальных условиях.

Выражение «антиклерикализм» неоднозначно в американской протестантской традиции. С одной точки зрения, антиклерикализм является сутью протестантского самосознания. Протестанты отвергают разделение церкви на две части или два слои: клирики и миряне. По протестантскому пониманию, священники (или пасторы) не выше мирян ни в духовном отношении, ни в способности понимать Евангелие и исполнять его требования.

Такой род антиклерикализма является особо важным в реформатской традиции, основной на богословие Жана Кальвина. Кальвин настаивал на том, что каждый член церкви получает Святого Духа и духовные дары посредством своего крещения. Поэтому, каждый член церкви призван Богом читать Библию, заниматься богословием и углубляться в молитву. Более того, пасторы и миряне призваны Богом управлять церковью совместно. На уровне прихода миряне выбирают «старост» или «старейшин», которые входят в приходской совет и могут сами решить почти все приходские вопросы. Хотя пастор возглавляет приходской совет, он имеет только один голос. На более высоком уровне - церковных соборов и синодов - количество пасторов и мирян всегда равно.

В этом смысле, церковь всегда антиклерикально устроена. Разница между пасторами и мирянами появляется только в различии их обязанностей. Только пасторы могут проповедовать и совершать таинства. Но это не значит, что пасторы имеют больше духовного авторитета. Вопрос только в том, как сохранять порядок в церкви, так что каждый христианин может слышать слово Божие без препятствия. Проповедь и таинства являются настоящими и действующими, когда пасторы и миряне вместе готовятся слушать это слово и исполнять его. Церковь, в которой только священники или пасторы определяют образ общины, не может быть церковью Иисуса Христа. Церковь по сути антиклерикальна.

logosfera_protestants_MUeter03.jpg   

Мартин Лютер и герои Реформации. Репродукция из
архива Библиотеки Конгресса США 

Но если речь идет о том, как церковь должно относиться к государству и обществу, тогда мы можем сказать, что традиционный протестантизм Мартина Лютера и Жана Кальвина на самом деле является клерикальным. Великие реформаторы отказались только от специфического клерикализма католической церкви, в которой папа Римский имел не только духовную, но также и светскую власть. Они настаивали на том, что церковь и государство должны быть отделены друг от друга. Церковь занимается духовными вопросами и спасением человечества. Государство занимается вопросами благополучия человека и общества на земле. Но и церковь, и государство должны содействовать социальной справедливости и нравственности. Как в православной традиции, также и в традиционном протестантизме мы можем говорить об определенном «симфонии» между государством и церковью. Это взаимодействие было очевидным в Женеве Жана Кальвина и впоследствии в реформатской традиции в Америке.

Традиционный протестантизм, и в частности кальвинизм, играл центральнную роль в развитии американского общества, хотя с начала европейской иммиграции, Америка являлась страной разных христианских конфессий и разных религий и мировоззрений. Протестантские представления о взаимодействии церкви и государства влияли на все области общественной жизни. 

Кальвинисты считали воскресенье днем богослужения и духовных занятий. Государство поддерживало церковь в том, что оно запрещало торговлю по воскресеньям. По закону, магазины и театры были закрыты, и заводы не работали. 

Кальвинисты считали Евангелие истинным в всех областях человеческого знания, в том числе, науке и истории. Поэтому, они хотели, чтобы каждый гражданин получил религиозное (т.е., протестантское) образование, вне зависимости от его личного отношения к церкви. Государство поддерживало церковь в том, что оно включало религиозное образование в учебный план государственных школ. Все школьники изучали Библию и учились молитве. 

Кальвинисты считали свои представления о нравственности необходимыми основами американского общества, без которых общество разрушится. Государство поддерживало церковь в том, что оно запрещало аборты, контрацепцию и разводы. 

Кальвинисты влияли столь сильно на государственные решения и общественные ценности, потому что они на самом деле часто управляли государством и обществом. Кальвинистами были многие лидеры политической и экономической жизни страны, и они считали своим религиозным долгом осуществлять свои представления о государстве и обществе, хотя по конституции страны государство должно уважать и защищать совесть каждого гражданина.

Еще в конце 19. века и в начале 20. века, политическое и общественное влияние традиционного протестантизма вызывало сопротивление. Значительно, что это сопротивление сначала появилось не со стороны атеистов или представителей нехристианских религий, но со стороны других христианских конфессий. Хорошим примером служит вопрос о продаже алкогольных напитков. В начале 20. века, кальвинисты считали пьянство главной причиной безнравственности в американском обществе. Алкоголь был причиной преступлений, семенного насилия и деградации личности. Алкоголь разрушал общество.

Но лютеранские иммигранты из Германии или Швеции, и католические иммигранты из Польши или Ирландии, считали употребление алкоголя не угрозой общественной нравственности, но существенной частью их культурных и даже религиозных традиций. Они пили вино или водку, когда они справляли дни рождения или национальные или церковные праздники, и часто они даже выпивали чересчур много.

Перелом произошел в 1920-ых годах. Пол влиянием кальвинистов, государство запретило производство и продажу алкогольных напитков. Но уже задолго до этого решения, отношение американского общества в целом к этому вопросу изменилось. Большинство населения не поддерживало запрета. Через несколько лет государство было вынуждено отменить его.

Подобные перемены произошли в других областях общественной жизни. Религиозное разнообразие росло, и американцы все больше считали кальвинизм только одной конфессией из многих. Люди других конфессий, религий и мировоззрений все больше требовали от государства и общества уважения и защиты своих прав. Традиционные протестантские представления о сотрудничестве между государством и церковью теряли влияние. Появился новый социальный принцип: государству нельзя содействовать одой конфессии больше других. Религия должна быть вопросом личного выбора каждого гражданина. 

Из-за этих новых общественных условий государство стало прекращать свою поддержку традиционных протестантских церквей. Законы, которые запрещали работу по воскресеньям, были отмены. Религиозное образование в государственных школах было запрешено. К тому же, государство стало считать вопросы о сексуальных отношениях личными и частными. Каждый человек должен решить эти проблемы без вмешательства государства, общества или церкви.

Мы можем назвать это новое отношение государства и общества к церкви антиклерикальным. Такой антиклерикализм распространялся в течение 20. века, когда американское общество становилось более разнообразным. Массовая иммиграция из непротестантских стран, и даже из нехристианских стран изменяла состав американского общества. 

Более того, экономические перемены превратили Америку в потребительское общество. Удовлетворение личных потребностей стало новой идеологией, которое объединило американцев разных конфессий, религий и мировоззрений. Влияние церкви на общество было нежелательным, потому что церковь стала бы заставлять людей принимать ценности, которые не соответствовали их личным потребностям.

Теперь традиционный американский протестантизм ищет новую богословскую ориентацию. В этом плане ему помогает богословие Карла Барта. Уже в середине 20. века, Барт предсказал конец христианского влияния на западную цивилизацию. Для Барта этот перелом не представляет собой историческую трагедию. Наоборот, новое социальное положение церкви освобождает ее – для того, чтобы признать и принять ее настоящее призвание, быть свидетелем о спасении человечества через Иисуса Христа. В этом смысле, антиклерикализм является сутью Евангелия, хотя этот «богословский» антиклерикализм отличается в многим от антиклерикализма современного американского общества.

Это новое антиклерикальное богословие основывается на следующих тезисах:

1. Сегодня церковь вынуждена признать, что она мало влияет на государство и общество. Христиане видят, что нравственные ценности общества
  logosfera_protestants_02.jpg 
 отличаются все больше от их ценностей. Христианская вера не совпадает с общественными идеологиями. Христиане должны отказываться от этих идеологий, которые с христианской точки зрения являются ложными идолами.

2. Иногда христиане скучают по прошлому могуществу церкви. Они вспоминают о днях, когда общество считало их влиятельными, и государство содействовало их нравственным ценностям. Сегодня христиане часто чувствуют себя политически слабыми и не понимают, в чем смысл церкви, если общество не ценит ее.

3. Но в этом новом для церкви общественном положении Бог освобождает христиан и позволяет их вернуться к основам их веры. Христиане могут таким образом вспомнить, для чего церковь существует в мире. Бог напоминает, что ее будущее зависит не от степени их влияния на общество, но от их соотвествия Евангелию Иисуса Христа.

4. Когда государство насаждает христианские ценности в обществе, церковь неизбежно становится тоталитарной. Это бывает, потому что у государства всегда есть тоталитарные черты, когда оно действует. Государство требует не только нашего послушания, но и также нашего доверия и нашего почитания. Оно хочет, чтобы мы подчинялись его воле, словно оно божественно само по себе.

5. Даже у самого демократического государства есть тоталитарные черты. Каждое государство старается определять, как его граждане думают и что они считают важным и необходимым для благополучия общества.

6. Государство является тоталитарным, потому что само общество всегда склонно присваивать себе божественные функции. Общество хочет определять, что является нормальным, приличным и животворящим для человека. Мода, суета, новости, деньги и другие земные власти влияют на наше поведение и наши ценности. Сегодня мы можем также называть консюмеризм (или потребительство) общественным идолом. 

7. Существование церкви заключается не в том, что она является общественной идеологией, но в том, что она сосредоточивается на Христе. Мы можем согласиться с Карлом Бартом, когда он утверждает, что «Церковь - это те, кто окружает Христа и на кого он смотрит. Реальность церкви в тоталитарном мире заключается в том, что она является этим кругом».

8. Церковь верит во Христа и поэтому знает, что все тоталитарные власти основаны на лжи. Они не имеют будущего. В конце концов они разрушатся.

9. Это не значит, что церковь должна просто ждать конца света, будучи политически пассивной. Но церковь может «вмещаться» в политику только таким образом: она свидетельствует о Христе и его любви, а не старается привлекать государственную поддержку и не заставляет людей принимать ее ценности и мировоззрение. 

10. Церковь свидетельствует о том, что Христос управляет миром. Наши жизни лежат в его руках. Церковь является церковью, только когда она старается слышать живое слово Христа и воплощать его в своей жизни.

11. Поэтому, мы можем сказать, что Евангелие всегда антиклерикально. Оно сопротивляется всем тоталитарным идеологиям. Оно обличает и противостоит всем тоталитарным тенденциям и в обществе, и в самой церкви. 

12. Антиклерикализм светского мира отличается от понимаемого таким образом антиклерикализма Евангелия. Антиклерикальные силы светского мира считают церковь лишь общественным, человеческим фактором. Мир рассчитывает на то, что в конце концов он всегда будет сильнее, чем церковь, сможет владеть ей и использовать ее. Антиклерикализм Евангелия имеет иную основу. Христос не позволяет церковь стать только лишь общественным, человеческим фактором. Она живет по промыслу Бога. 

13. Когда церковь ориентируется на Христа, она является местом настоящей свободы. Эта свобода заключается в том, что мы молимся Богу, помогаем нуждающимся и воспринимаем жизнь с благоговением, благодарностью и радостью.

14. Мир сопротивляется свободе детей Божих. Он ненавидит и отвергает свидетельство церкви. Поэтому церковь всегда «плывет против течения» идеологий этого мира (Барт). Она осознает, что всегда будет меньшинством в обществе. 
 
15. Сопротивление мира помогает церкви сосредоточиться на ее настоящей миссии. Тогда христиане спрашивают себя снова: занимаемся ли мы молитвой и чтением Библии? живем ли мы по благодати бога? полагаемся ли мы на одного Христа?

Я подведу итог. Новое американское протестантское богословие утверждает, что главная задача церкви сегодня заключается в том, чтобы учиться жить по «антиклерикальной» свободе Евангелия. Сейчас не хватает времени проанализировать это богословие - в чем оно право или не право. Но знакомство с ним может помочь христианам в иных странах и общественных условиях лучше понимать современную ситуацию в Америке, и то, как традиционный американский протестантизм ищит свою дорогу в будушее. Пока неизвестно, будут ли американская церковь и ее приходы сами готовы исполнить задачу евангелической свободы, или предпочтут лишь сокрушаться о том, что прошло время ее влияния на общественную жизнь Америки.

ОБ АВТОРЕ: Джон Берждесс (John P. Burgess) - профессор догматического богословия Питтсбурской богословской семинарии, Питтсбург, США

Основные положения статьи были представлены на выступлении в рамках Междисциплинарного Интеллектуального Клуба (Научный Проект МОЛОДАЯ РОССИЯ)

Теги: Богословие, Протестантизм

Автор:  Джон БЕРДЖЕС

Комментарии (1) 15.08.2012

Обсуждение:
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал