Оглавление
- Предисловие
5
- Глава I. Пажи до учреждения пажеского Ее Императорского Величества корпуса
9
- Глава II. Учреждение пажеского Двора Ее Императорского Величества корпуса
25
- Глава III. Пажеский корпус в царствование Императрицы Екатерины II и Павла I
33
- Глава IV. Пажеский корпус в царствование Императора Александра Павловича
41
- Глава V. Пажеский корпус в царствование Императора Николая Павловича
55
- Глава VI. Пажеский корпус в царствование Императора Александра II
59
- Список воспитанников пвжеского корпуса, отличившихся по выпуске в военных действиях и удостоенных орденом св. Георгия
109
- Имена воспитанников убитых в сражениях и умерших от ран, написанные на мраморных досках в церкви
117
- Доски, на коих написаны отличнейшие воспитанники
123
- Список камер-пажей и пажей, выпущенным в офицеры и классными чинами с 1711-1875 год 129
Оригинальное название: Матерiалы для исторiи пажескаго Его Императорскаго Величества корпуса. 1711-1875
Издательство: Тип. М.П. Фрица
Место издания: Киев
Год издания: 1876
Количество страниц: 264 с.
Рубрики:
Военная история, Полковые истории
Автор работы, один из представителей известного дворянского рода графов Милорадовичей Григорий Александрович Милорадович (1834–1905) – генерал-лейтенант, сенатор, историк, выпускник Пажеского корпуса 1857 года, принимал участие в коронационных торжествах по случаю восшествия на престол Александра II. В своем предисловии к данной книге он отмечает, что Пажеский корпус, возникший в России как элитное учебное заведение при императорском дворе, до сих пор не получил своей истории, хотя миновал и свое 50-летие и столетие со времени основания.
Пажи при царском дворе впервые появились в России в 1711 году, после неудачного Прутского похода, ими назначались дети придворных и офицеров гвардии. После кончины Петра Великого на придворной церемониальной службе находились уже 14 пажей и 6 камер-пажей, из дворянских родов. Непосредственным же предшественником корпуса была Пажеская придворная школа, созданная указом от 5 апреля 1742 году. В конце своего царствования Елизавета Петровна повелела графу И.И. Шувалову подготовить проект статуса Пажеского корпуса. 25 октября (5 ноября по н.ст.) 1759 года корпус был учрежден и началось систематическое обучение пажей. В программу их обучения входило изучение немецкого, латинского и французского языков, физики, географии, геометрии, алгебры, фортификации, истории, геральдики. В штат Корпуса изначально составлял 9 камер-пажей и 40 пажей. Екатерина II в 1762 году своим указом запретила приём в корпус отроков недворянского происхождения, тогда же гофмейстером (директором) Пажеского Корпуса был назначен Ф. Ротштейн, а в 1779 году его сменил секунд-майор Ф. Н. Шевалье-де-Вильно, который находился на этом посту до 1797 года. В 1765 году знаменитым историографом Г.Ф. Миллером, была составлена новая программа обучения пажей. Они стали изучать математические и военные науки, философию, мораль, право, историю, географию, генеалогию, юриспруденцию, государственный церемониал, русский и иностранный языки, каллиграфию, а также верховую езду, танцы и фехтование.
В царствование Александра I была проведена серьезная реорганизация Пажеского корпуса и в 1802 году он был преобразован в элитное военно-учебное заведение, а в 1819 году был подчинен главному директору кадетских корпусов. При Николае I штат обучавшихся в Корпусе вырос до 150 человек, были изданы правила о порядке зачисления в пажи. В соответствии с ними в пажи зачислялись только дети лиц первых трех классов Табели о рангах (не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника) и только по высочайшему повелению. Прием осуществлялся на основании строгих конкурсных вступительных экзаменов. Обучение длилось в течение семи лет, в том числе два года в специальных классах. Пажи, не удовлетворявшие требованиям перевода в специальные классы, увольнялись с правами окончивших военные гимназии. Окончившие специальные классы разделялись на четыре разряда по итогам обучения и выпускались: 1-й разряд – подпоручиками и корнетами в гвардию; 2-й разряд – подпоручиками или корнетами в армейские части с одним годом старшинства; 3-й разряд – теми же чинами в армию без старшинства; 4-й разряд – унтер-офицерами в армию на шесть месяцев с дальнейшим производством в офицеры. Преподавание в Корпусе велось на высоком уровне. Там читали курс не только корпусные преподаватели, но и профессура университета и высших военно-учебных заведений Петербурга. Так, артиллерию и фортификацию преподавал профессор трех военных академий композитор Ц.А. Кюи. Ряд преподавателей корпуса были учителями особ царской фамилии. Требования к воспитанникам корпуса были высокими. Знания оценивались объективно, вне зависимости от происхождения. Первые ученики при выпуске заносились золотом на белые мраморные доски почета, висевшие в актовом зале корпуса. В числе лучших выпускников были столь различные по своей судьбе будущий теоретик анархизма князь П.А. Кропоткин, будущий декабрист П.И. Пестель, будущий советский генерал-лейтенант граф А.А. Игнатьев