Оглавление

  • От Института философии АН СССР 5
  • Часть I. Введение в марксистскую гносеологию 11
    • От автора 13
    • Глава I. Мировоззрение, метод и теория познания 15
      • 1. Понятие мировоззрения и изменение его содержания в ходе развития познания 15
      • 2. Функция мировоззрения в познании и практике. Из чего складывается научная картина природы и общества 29
      • 3. Марксистско-ленинская философия как мировоззрение, метод и теория познания 33
      • 4. Место гносеологической проблематики в марксистской философии 45
    • Глава II. Материалистическое решение основного вопроса гносеологии 49
      • 1. Материя и сознание — фундаментальные понятия гносеологии 49
      • 2. Сознание и познание 54
      • 3. Агностицизм и его корни 56
    • Глава III. Субъект и объект 65
      • 1. Общество как субъект познания 65
      • 2. Понятие объекта в созерцательном и диалектическом материализме 72
      • 3. Практическое взаимодействие субъекта и объекта — материальная основа процесса познания 77
      • 4. Опредмечивание и отчуждение 81
      • 5. Человек и машина как гносеологическая проблема 89
    • Глава IV. Познание как отражение 101
      • 1. Основные положения марксистско-ленинской теории познания 101
      • 2. Отражение — важнейшее понятие марксистской гносеологии 104
      • 3. Материальное и идеальное 109
      • 4. Отношение познания к мозгу человека 113
      • 5. Отражение и информация 118
      • 6. Знак и его роль в процессе отражения 125
      • 7. Активность субъекта в процессе отражения объекта 130
    • Глава V. Истина н се критерии 133
      • 1. Объективная истина 133
      • 2. Истина как процесс. Конкретность истины 142
      • 3. Истина и доказательство. Достоверность и вероятность 156
      • 4. Практика — критерий истины. Критика позитивистских принципов верификации и фальсификации 162
    • Глава VI. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое 174
      • 1. Сенсуализм и эмпиризм 174
      • 2. Рационализм, априоризм и интуитивизм 183
      • 3. Знание — единство чувственного и рационального. Эмпирический и теоретический уровень познания 193
      • 4. Формы теоретического воспроизведения мышлением объекта 199
    • Глава VII. Гносеологические вопросы научного исследования 208
      • 1. Рассудок и разум 208
      • 2. Гносеологическая природа научного исследования и его основные категории 224
      • 3. Рождение и развитие теории 231
    • Глава VIII. Истина, красота, свобода 244
      • 1. Идея как гносеологический идеал 244
      • 2. Вера — субъективное средство объективации идеи 252
      • 3. Гносеологическое и эстетическое. Роль искусства в движении к новой действительности 256
      • 4. Познание и превращение вещей и явлений внешней природы в человеческий мир 274
    • .
  • Часть II. Логические основы науки 283
    • От автора 285
    • Глава I. Самосознание науки 289
      • 1. Существует ли наука о науке? 289
      • 2. Понятие знания 298
      • 3. Особенности современного научного знания 309
    • Глава II. Логическое и его формы 322
      • 1. Категориальный характер знания 322
      • 2. Рациональное и иррациональное 329
      • 3. Понятие логического 343
      • 4. Формальная логика и диалектика — два основных метода логического анализа знания 348
    • Глава III. Натурфилософия и ее логический метод 366
      • 1. Историческое место натурфилософии 366
      • 2. Дедукция и умозрение — метод натурфилософии 368
      • 3. Не натурфилософия, а союз философии и естествознания 377
      • 4. Попытки возрождения натурфилософии 382
    • Глава IV. Позитивизм как философия и логика науки 395
      • 1. Характерные черты позитивизма 395
      • 2. Гносеологические основы позитивистской философии 397
      • 3. Позитивистское понимание роли философии и ее отношения к науке 408
      • 4. Разработка в лоне позитивизма проблем логики науки 416
      • 5. Позитивизм действительный и мнимый 427
      • 6. Буржуазная философия в поисках новой логики 433
    • Глава V. Материалистическая диалектика и развитие знания 442
      • 1. Что такое диалектический материализм — онтология, гносеология или логика? 442
      • 2. Категории — логический аппарат диалектики 457
      • 3. Развитие познания как изменение содержания категорий 470
      • 4. Проблема системы категорий диалектики 485
    • Глава VI. Наука как логическая система 491
      • 1. Наука как прикладная логика 491
      • 2. Элементы логической структуры науки 496
      • 3. Понятие научного метода 510
      • 4. Взаимоотношение философского и специальных методов познания 516
      • 5. Теория и эксперимент 530
    • Глава VII. Логика науки и пути ее разработки 544
      • 1. Понятие логики науки 544
      • 2. Направления разработки логики науки 550
    • .
  • Именной указатель 562
  • Предметный указатель 566

Читать книгу

Издательство: Мысль

Место издания: М.

Год издания: 1974

Количество страниц: 566 с.

Рубрики: Русская философия
Теги: Гносеология, Логика, Наука, Методология

Гносеологические и логические основы науки

Павел Васильевич Копнин, пройдя долгий путь от рядового сотрудника Академии общественных наук при ЦК КПСС до директора сначала Института философии АН УССР, а впоследствии и АН СССР, внес существенный вклад в развитие отечественной методологии и философии науки. Одной из важных целей работ П.В.Копнина является формулировка гносеологических основ науки для эффективного использования методов и средств формальной логики, для изучения логико-языковых характеристик научных знаний и построения современной теории знания. Осмысление и решение этих вопросов автор связывает с тщательным изучением научного исследования, его строения и логико-гносеологических зависимостей между отдельными его элементами (идеей, проблемой, научным поиском и т. д.). Таким образом Копнин указывает на возможность некоторого междисциплинарного пространства, в потенциале объединяющего несколько областей (физика, биология, кибернетика) под эгидой единой философской задачи - задачи исследования методологических и логико-гносеологических проблем отдельных отраслей естествознания и разработки разветвленной типологии форм мышления, форм познания и форм систематизации научных знаний. Следуя этому единому замыслу Копнина, третьему тому трехтомника избранных философских произведений, который представляется вниманию читателей, редколлегия дала название  — «Гносеологические и логические основы науки». В этом сборнике работ большое внимание уделено именно соотношению философии и специальных наук.