Оглавление
- Введение 9
- Отдел первый. Сказания о нартах 17
- I. Как родился Батраз 17
- II. Как убили Хамыца, Батразова отца 21
- III. Как Батраз мстил за смерть своего отца 25
- IV. Как Бог убил Батраза 27
- V. Батраз и Бадзанаг 29
- VI. Созрыко 31
- VII. Хамыц, Созрыко и Урызмаг 39
- VIII. Урызмаг и Созрыко 43
- IX. Как родилась Сатана 49
- X. Урызмаг и Сатана 51
- XI. Урызмаг, Хамыц и Созрыко 55
- XII. Амиран, Бадри и Мусырби 61
- XIII. Предание об Амиране 71
- XIV. Сослан и Урызмаг 73
- XV. О Ростоме и Безане 81
- Отдел второй. Сказки, местные предания и песни 83
- I. Человек, волк и лисица 84
- II. Как Дигорцы черта надули 88
- III. Предание о великанах 94
- IV. Предание о том, как пчелы явились в Дигории 96
- V. Туккаевская болезнь 100
- VI. Предание о Хамыцевых 102
- VII. Предание о Уаскерги 104
- VIII. Песнь Аларде 104
- IX. Думки 106
- X. Посвящение коня 110
- Примечания 118
- Отдел третий. Местные предания и сказки, записанные на русском 136
- I. Предание о великанах 137
- II. Предание о змее в Галиате 138
- III. Предание о поселении Дигорцев в Камунте 138
- IV. Предание о Бадилятах 140
- V. Предание об осаде Галиаты Сахом 140
- VI. Предание о грузинской короне 141
- VII. Предание о Ногайцах, живших некогда в Дигории 141
- VIII. О Крымском хане и приходе Русских 143
- IX. Предание рода Хамицевых 143
- X. Сказание о Дерезановых 145
- XI. Из сказаний о Сослане 147
- XII. Из сказаний о Батразе 148
- XIII. Сказка о балкарском и кабардинском охотниках 150
- XIV. Рассказ о Дигор-Кабане 152
- XV. Сказка об Алыппе 154
- XVI. Легенда о св. Георгии 156
- Примечания 159
Место издания: Владикавказ
Год издания: 1992
Количество страниц: 707 с.
Издание осуществлено Северо-Осетинским институтом гуманитарных исследований с «Ученых записок императорского Московского университета» (в. I — 1881 г., в. II — 1882 г., в. III — 1887 г.).
Под общим названием «Осетинские этюды» историко-филологическим отделом Университета был издан ряд материалов и исследований, имеющих целью изучение языка осетин, их этнических сказаний, религиозных воззрений и их прошлого. «Осетинские этюды» — результат двухлетних занятий осетинским языком и поездкой в Осетию, предпринятой летом 1880 года.
Приведенные здесь материалы рассказывают интересные сведения из истории осетинского народа: какая судьба загнала осетин в нынешние места их поселения, какое воспоминание сохранили они о своем прошлом, какая информация осталась о них в исторических документах, каков склад их жизни, каковы их религиозные воззрения. Осетины представляют интерес не только для этнографа, но и для лингвиста. В издании значительное внимание уделяется осетинскому языку; исследования рассказывают, какое место он занимает в группе иранских языков, каков его современный строй, на какие наречия он распадается, каковы произведения осетинской поэзии. «Осетинские этюды» состоят из двух частей.
В первую входят собранные в Осетии материалы: а) Нартские сказания в осетинском тексте с русским переводом, б) Сказки, предания и песни, в) Примечания к тем и другим, г) Местные предания, записанные по-русски в аулах Камунте, Галиате и Стыр-Дигоре.
Во вторую часть вошли следующие исследования: а) Звуки осетинского языка и их выражение в алфавите, б) Фонетический строй осетинского языка и отношение его к строю ирландского праязыка, в) О диалектах осетинского языка, г) Исторические сведения об Осетинах и вопросах об их происхождении и д) Религиозные воззрения осетин.