Краткая библиографическая справка


ИЛЬИН Владимир Николаевич

(16.8.1891, близ Киева — 1974, Париж) — православный богослов, литургист и историк культуры. Окончил Киевский университет по естественному (1913) и историко-филологическому (1917) отделениям, а также Киевскую консерваторию. До 1919 преподавал в Киевском университете затем покинул Россию. За границей читал лекции по философии (Константинополь, Берлин, Прага), изучение богословия продолжил в Германии, где слушал лекции А.Гарнака. С 1925 профессор Русской музыкальной академии в Париже и лектор Свято-Сергиевского Богословского института.

Публиковался в различных периодических изданиях.

В книге “Преподобный Серафим Саровский” (Париж, 1925; 4-е изд. М., б/г) Ильин сочетает житийное повествование с научным исследованием жизни святого в контексте исторической эпохи. Святость Саровского чудотворца И. связывает с самой природой Православия, вышедшей из Древнего и Нового Израиля.

В книгах “Запечатанный гроб — Пасха Нетления” (Париж, 1926; 2-е изд. Париж, 1991) и “Всенощное бдение” (Париж, 1927) Ильин рассматривает последование всенощного бдения и богослужений Страстной седмицы и Пасхи в связи с текстами Священного Писания, святых отцов и церковным искусством. Объяснение богослужений дается применительно к современной литургической практике в переводе на русский язык.

Ильин проявлял интерес к библейским исследованиям и написал книгу “Шесть, дней творения”

(Париж, 1930; 2-е изд. Париж, 1991). В этом экзетерико-апологетическом труде автор ставил своей задачей интерпретацию первых глав книги Бытия в аспекте достижений современной науки. Особую ценность в книге представляют историософские и богословские обобщения, что же касается ее естественно-научного метода, то в настоящее время книга кажется устаревшей.

В работах “Арфа Давида. Религиозно-философские мотивы русской литературы” (т. 1. Проза. Брюссель, 1960; 2-е изд. Сан-Франциско, 1980) и “Арфа Царя Давида в русской поэзии” (Брюссель, 1960) дано богословское осмысление духовных исканий в русской литературе XVIII-XIX вв. Неопубликованными остались главный труд его жизни — “Общая морфология” — этот своеобразный синтез богословия и философии, а также работы по истории философии, по науковедению и музыковедению.

Источник: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.265.

ИЛЬИН Владимир Николаевич 

[16(29) августа 1891, с. Владовка Киевской губ. — 23 ноября 1974, Париж] — русский философ, богослов, литературный и музыкальный критик, композитор. Окончил физико-математический (1913), историко-филологический и философский факультеты (1917) Киевского университета, а также Киевскую консерваторию по классу композиции. С 1918 приват-доцент Киевского университета. Зимой 1919 уехал в Константинополь, где читал лекции по философии. В 1923 переехал в Берлин, преподавал логику, психологию, опубликовал несколько работ по философии. В Берлинском университете слушал лекции А. Гарнака. С 1925 профессор Богословского православного института в Париже, где преподавал литургику, апологетику, психологию, средневековую философию. Принимал участие в евразийских изданиях; с 1929 прекратил сотрудничество с евразийцами, обвинив их руководство в лояльности к большевизму. Выступил с критикой материализма, образцом которого считал механистический материализм Ж. О. Ламетри и советский марксизм. Ильин отвергал признание материи субстанцией, всеобъемлющим принципом Вселенной и всякого бытия, считал, что философы-материалисты враждебны экспериментальной науке, противопоставлял материализму “материологизм” как “признание Логоса, действующего в материи” (Материализм и материя.— В кн.: Христианство, атеизм и современность. Париж, 1928). Основываясь на данных естественных наук, доказывал согласуемость библейского креационизма с современной научной картиной мира. Органическую жизнь рассматривал как силу, противодействующую энтропии, окончательно раскрывающую себя в сознательной человеческой активности как чудо творения. Вслед за Флоренским признавал фундаментальным принципом науки прерывность мира, основанием которой считал корпускулярное строение вещества. Свою заслугу в философии Ильин видел в создании морфологической логики, или “всеобщей иконологии бытия”, в которой синтезируются монадология Лейбница, неоплатонизм с неопифагореизмом и морфология (учение о формеэйдосе вещи). В философии культуры следовал шпенглеровскому противопоставлению культуры и цивилизации, но отвергал релятивизм ценностей, который ведет к признанию бессмысленности мирового процесса. Для Ильина невозможно примирение с гибелью культуры, причины которой — разделение, утрата взаимопонимания, соборности, иерархического принципа. В трудах по русской литературе Ильин выступал как философ творчества и эстетик. Творчество для него священный акт, который должен получить свое основание в святости. Иночество, по Ильину, есть основа русской культуры. Соч.: Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1925; Атеизм и гибель культуры. Варшава, 1929; Загадка жизни и происхождение живых существ. П., 1929; Шесть дней творения. Париж, 1930; Арфа царя Давида в русской поэзии. Брюссель, 1960; Арфа Давида. Религиозно-философские мотивы русской литературы, т. 1. Проза. Сан-Франциско, 1980; Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987; Эссе о русской культуре. СПб., 1997; Статика и динамика чистой формы.- “ВФ”, 1996, Ν” 11, с. 91-136. Лит.: Милютина Т. Три года в русском Париже (1930—1933).— “Вестник РХД”, 1991, № 162-63, с. 289-292; Козырев А. П. Перипатетик русского Парижа.— “ВФ”, 1996, № 11, с. 75-90.

А. П. Козырев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. 

Книги