Краткая библиографическая справка


Гиляров Алексей Никитич

проф. философии, сын публициста Н. П. Гилярова-Платонова, род. в Москве в 1856 г., где кончил Унив.; был прив.-доцентом по философии в том же Университете, в 1887 г. переведен в Киевск. унив. В своих первых трудах: "Платонизм, как основание современного мировоззрения, в связи с вопросом о задачах и судьбе философии" (М., 1887) и "Значение философии" (Киев, 1888), Г., под влиянием изучения истории философии, обнаруживает отрицательное отношение к философии, как науке. Философия есть лишь, вызванная стремлением нашего духа к высшему удовлетворенному единству, попытка примирить две вечно враждующие в нашей жизни истины — истину ума и истину сердца. Из всех философов самым ярким представителем такого взгляда служит Платон, и Г. сделал его центральным пунктом своих занятий философией. В Платоне философский гений достиг наибольшей высоты; все дальнейшие системы были или переработкой учения Платона, или эклектизмом из предшествовавших ему учений. Такое увлечение Платоном сказалось и на чисто историческом труде Г.: "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции" (М., 1888, магистерская диссерт.). Вопреки господствующим взглядам, Г. думает, что Платон не уступает Аристотелю в достоверности сообщаемых им сведений. Извращать известия о софистах Платону не позволяли ни общие его взгляды, ни обычные его приемы, и если сведения Платона о других философах, помимо софистов, вполне достоверны, то почему же думать, что про софистов он выдумывал небылицы? В последнем труде в Г. заметен поворот к признанию за метафизикой научного значения. Истина, по его мнению, лежит в совмещении платонизма с учением о развитии. О Г. см. Э. Радлов, "Русские работы по истории греческой философии" ("Ж. М. Н. Пр.", 1890, 4); А. Козлов, "Новейшее исследование о Платоне" ("Вопр. филос. и психол.", кн. 11).


ГИЛЯРОВ Алексей Никитич 

(1856–1938) – рус. философ-идеалист. Сын Гилярова-Платонова. Приват-доцент Моск. ун-та (до 1887), затем – проф. Киевского ун-та. С 1922 – акад. Укр. АН.

В работах "Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии" (1887), "Значение философии" (1888), "Что такое философия и что она может и чего не может дать" (1899), "Что нужно читать, чтобы заниматься философией?" (1902), "Философия в ее существе, значении и истории" (т. 1, 1916, 2 изд., ч. 1–2, 1918– 1919) Г. отстаивал мнение, согласно к-рому философия не является наукой, а представляет собой своеобразную деятельность, существующую наряду с наукой, поэзией, религией и тесно с ними связанную. Ее задача – примирение "двух вечно враждующих в нашей жизни начал – истины ума и истины сердца". Их синтез Г. назвал "эстетич. состоянием" или красотой. Врем. характер этого синтеза обусловливает все перемены в философии. Системой, близкой к идеальному типу философии, Г. считал платонизм. Попыткой возрождения платонизма являются также работы Г.; "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции" (1888), "Источники о софистах. Платон как исторический свидетель", "Учение Сократа" (рукопись). Г. принадлежит ряд обзоров по зарубежной филос. лит-ре: "Обзор трудов по истории греческой философии (за 1892–96 гг.)" (1896), "Обзор философской лит-ры за последние годы" (1898) за то же время, "Новейшие попытки философского синтеза на научной почве" (1901).

В 20-х гг. начал работу над трудом "Схема истории философии в освещении исторического материализма" ("Схема icтopiï философiï в освiтленнi iсторичного матерiялiзму"), где стремился пересмотреть свое старое представление о природе философии. Работа осталась незаконченной, опубликована только ее вводная часть (см. "Зап. социально-экон. отд. Укр. АН", т. 2–6, 1926–27).

Г. интересовался также вопросами художеств. лит-ры, психологии и химии. В последние годы занимался проблемами права, психологии и физиологии. Лит.: Кони Α., Профессор А. Н. Гиляров. "Предсмертные мысли XIX века во Франции...", СПБ, 1904 [Рец.].

Б. Сафронов.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

ГИЛЯРОВ Алексей Никитич 

(1856-1938) - историк западноевроп. филос., спец. по теории филос. знания, литературовед. Род. в Москве; сын Н.П. Гилярова-Платонова. С 1876 - студент классич. отделения ист.-филол. ­ф-та Моск. ­ун-та. По окончании Моск. ун-та нек-рое время учился в Париже у известного психиатра и психолога Ж.Шарко. Увлекся историей филос. Приват-доц. Моск. ­ун-та (с 1885). В 1887 перевелся на кафедру филос. в ун-т Св.Владимира (Киев), проф. В 1888 защитил магистерскую дисс. «Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции», в 1892 - докт. дисс.- «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель». В 1891 стал проф. Вел курсы «Введение в философию» и по истории заруб. филос. («Философия в ее существе, истории и значении»). Свободно владел греч., латынью, нем., англ. и итал. яз. Выезжал в научные командировки в библиотеки Берлина, Мюнхена, Парижа и Лондона, результатом к-рых явились его библиографические очерки и обзоры заруб. литературы по истории филос., отличающиеся высоким профессионализмом и научной добросовестностью. Одновременно Г. изучает неорганическую химию, образует в Киевском ун-те собственную лабораторию, в к-рой (1894-1902) ведет иссл. в обл.органического синтеза. Кроме того, он много времени отдает экспериментальной психологии, занимаясь проблемами психол. права, «гипнотизма», «психологии толпы» и др. С 1922 - акад. Всеукраинской Академии наук (ВУАН). Руководил семинаром по соц. филос. при ВУАН, объединявшей молодых философов и ученых (среди них - В.Ф.Асмус и М.А.Дынник). Как отмечают исследователи его филос. концепции Ю.В.Кушаков и М.Л.Ткачук (см.: «Философская и социологическая мысль». Киев. 1990. №5), Г. прошел непростой путь дух. развития: начав в конце 80-х гг. XIX в. как убежденный приверженец Платона, к началу 1900-х гг.- приходит к сходным взглядам с нем. психофизиком Г.Т.Фехнером. Рассматривая материю и дух как два определения одной первоосновы, полагающей и внешн. природу и внутр. мир человека, Г. склонялся к примирению материального и идеального в духе пантеизма.  В.В.Зеньковский пишет, что «синехология» Г. очень близка к софиологическим построениям. «Вселенское существо», с т.зр. Г., не м.б. оторвано от материальных процессов, как и сознание - от мозга. Отсюда - попытки Г. овладеть химией и раскрыть связь психического с хим. Г. выступал против сциентист­ского истолкования филос. знания, против редукции филос. к науке; филос., прежде всего, мудрость. Основу ист.-филос. концепции Г. составляет истолкование им филос. как мировоззрения, задающего человеку систему смысложизненных координат миропонимания, самосознания и поведения. Филос. представляет для него творч. деятельность, направленную «к построению или указанию основ, устоев для построения такого цельного и слаженного миропонимания, к-рое бы отвечало всем требованиям нашего духа, одинаково теор., нравственным, эстетич., помогало бы разбираться во всех сложных вопросах и давало бы для жизни руководств» («Философия в ее существе, значении и истории». Киев, 1918. Ч.1. С.65). Филос., по Г.,- это своеобразная деятельность, тесно связанная с наукой, религией, поэзией. Ее задача - примирение «двух вечно враждующих в нашей жизни начал - истины ума и истины сердца». Их синтез есть «эстетич. начало», или красота. Временный характер этого синтеза обусловливает перемены в филос. Системой, близкой к идеальному типу филос., является, по Г., платонизм. Исследуя с позиций гуманизма проблему классового и общечеловеческого в ист. филос., Г. делает вывод о том, что содержание филос. систем не является исключительно класс. достоянием. Неся заряд общечеловеческого, эти системы могут находить своих приверженцев в разл. классах об-ва.

Соч.: Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии. М., 1887; Значение философии // Киев. унив. изв. 1887. №11; Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. М., 1888; Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. Киев, 1892; Гипнотизм по учению школы Шарко и Психологической школы. Киев, 1894; Новые книги по истории средневековой и древней мысли (за 1889-1894) // Киев. унив. изв. 1895. №6, №11; Старые поэты в новых русских переводах. Данте, Боккаччо, Ариосто, Сервантес, Байрон. Критический очерк с точки зрения учения о поэзии как выражении вселенского логоса. Киев, 1895; Обзор трудов по греческой философии за 1892-1896 гг. Киев, 1896; Обзор философской литературы за последние годы. Киев, 1898; Что такое философия и что она может и чего не может дать? Киев, 1899; Предсмертные мысли XIX века во Франции. Очерк миропонимания современной Франции по ее крупнейшим литературным произведениям. Киев, 1901; Новейшие попытки философского синтеза на научной почве // Киев. унив. изв. 1901. №11; Что нужно читать, чтобы заниматься философией? Киев, 1902; Рецензия на кн.: Г.Челпанов. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч.2. Представление пространства с точки зрения гносеологии. Киев, 1904 // Киев. унив. изв. 1904. №11; Введение в философию. Киев, 1907; Пособие по истории новой философии. Лекции. Киев, 1914; Руководство к изучению философии. Киев, 1916; Философия в ее существе, значении и истории: В 2 т. Киев, 1918-1919.

А.П.Алексеев.

П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.

Книги