ПРОТОКОЛ

допроса обвиняемого Горского Александра Константиновича от 9 марта 1943 года

г. Тула

Горский Александр Константинович, 1884 года рождения, уроженец гор. Стародуб, Черниговской губернии, происходит из духовной семьи, имеет высшее образование, ранее судим по ст. 58 п. 11 УК РСФСР, женат, до ареста работал научным работником в институте мировой литературы имени Горького.

Вопрос: – Расскажите подробно, из какой социальной среды Вы происходите?

Ответ: – Отец мой был священником в г. Стародубе. Я имел двух братьев, один из которых был учителем, а другой работал юристом. Один из братьев пропал без вести в империалистическую войну, другой умер в 1932 году.

Вопрос: – Расскажите о своей работе с начала трудовой деятельности.

Ответ: – В 1910 году я окончил Московскую духовную академию. После окончания академии до 1912 года жил и работал в Петрограде в качестве учителя и занимался научной работой. С 1912 по 1920 г. жил в Одессе, где работал в духовной семинарии и других средних школах преподавателем латинского языка. В 1920 г. был переведен в Вознесенск Одесской области и работал в Вознесенском Наробразе заведующим лекторским бюро. В 1922 году уехал в гор. Москву, где стал заниматься специально литературной деятельностью. Состоял членом Союза писателей, работал при Государственной Художественной Академии членом литературной секции по изучению творчества Блока, Достоевского, Толстого. В 1929 году был арестован.

Вопрос: – За что?

Ответ: – За что, этот вопрос для меня остается тайной. На допросе следователем мне было сказано, что я являюсь членом какой-то организации, стал перечислять фамилии участников этой организации, которых я совершенно не знал. Затем 7 месяцев допросов не было, а дело двигалось помимо меня. После я убедился, что тут был вопрос не только в том, что я член какой-то организации, а просто меня хотели удалить от Горького, который перед этим предложил мне принять участие в работе журнала "Наши достижения", членами редакции которого состояли Михаил Кольцов, Н.Зарудин и другие.

Вопрос: – Какой результат был следствия?

Ответ: – Мне дали 10 лет лагеря по ст. 58 п. 11 УК РСФСР. С зачетом предварительного заключения и работы на Беломоро-Балтийском канале я пробыл в заключении 8 лет и в 1937 году был освобожден.

Вопрос: – Чем Вы занимались после освобождения из лагеря?

Ответ: – После освобождения я занимался тем, что было связано с творчеством Горького, так как Горький мне был дорог. Я в 1932 году еще понял, что Ягода провокатор и мне было ясно, что что-то плетется вокруг Горького.

Вопрос: – Непонятно, что Вам было ясно в 1932 году в отношении Горького?

Ответ: – Мне было ясно, что Ягода провокатор и вокруг Горького им и его друзьям плелась какая-то сеть. Это чувствовалось также и по высказываниям самого Горького, по его статьям, где он негодует на всех писателей.

Вопрос: – Все же непонятно, что Вам было известно в 1932 году?

Ответ: – Мне было ясно, что Ягода провокатор и изменник Родине.

Вопрос: – Говорите конкретнее, что Вам было известно и откуда?

Ответ: – Доказать то, что готовилось убийство Горького я, конечно, тогда не мог. Это были мои догадки, которые я черпал из рассказов, приезжающих в лагерь осужденных, когда они рассказывали, за что их подвергли репрессии. Я увидел определенное стремление, что некоторых людей НКВД хотел удалить, якобы для пользы дела. Тогда уже было известно, что НКВД вел неправильную политику в отношении репрессий. Например, кто-то провоцирует, и арестованный получает за это ссылку или человек не делает преступления и получает 10 лет лагеря. Воспитательная политика лагеря извращалась свыше, кому-то выше это было выгодно.

Вопрос: – Вы думаете о том, что Вы говорите?

Ответ: – Да, я понимаю, что говорю.

Вопрос: – Нам ничего не ясно.

Ответ: – Вообще трудно говорить об этом в кратких словах.

Вопрос – Расскажите полнее. Вы говорите, что Вам было известно о готовящемся убийстве Горького в 1932 году, что кто-то свыше вел неправильно дело и извращал воспитательную политику и т.д.

Ответ: – Да, хорошие воспитатели затирались, которые имели влияние на заключенных, а назначались те, которые добивались обратной цели. Я вперед думал, что это случайно, а потом вижу, что это была определенная система.

Вопрос: – Вы речь ведете о системе работы лагеря, это нас не интересует. Вы заявляете, что знали о готовящейся провокации против Горького. Скажите, что Вы знали?

Ответ: – Я не знал, что готовилось убийство Горького, но видел, что плелась какая-то сеть. Его окружали такие как Михаил Кольцов, который был очень неискренен, что было видно из его фельетонов. Из рассказов Горького я слышал его раздражение против таких писателей.

Вопрос: – Короче говоря. Вы ничего не знаете. Вы просто решили излить свою нелюбовь к органам НКВД и делаете выпады против наших органов. Ответ: – Это было мое ощущение, которое доказать было трудно.

Вопрос: – Вы хотите сказать, что были другом Горького?

Ответ: – Это слишком смело. Я с Горьким виделся всего два раза, но я чрезвычайно дорожил тем, что делает Горький.

Вопрос: – Вы себя считали его политическим единомышленником?

Ответ: – Да.

Вопрос: – Так ли это?

Ответ: – В своих книгах я свою точку зрения о Горьком изложил с достаточной подробностью и считаю сейчас об этом говорить не стоит. Мои книги об этом могут рассказать все.

Вопрос: – Вы лучше расскажите о своих личных политических убеждениях. Откуда и с какого времени у Вас формируются антисоветские убеждения?

Ответ: – Никогда у меня антисоветских убеждений не было, я ничего не делал, что вредило Советскому Союзу.

Вопрос: – Вы неискренни. Нам известно, что Вы человек антисоветских убеждений. Почему Вы это скрываете?

Ответ: – Если Вам это известно, то мне неизвестно.

Вопрос: – Чем Вы занимались перед оккупацией города Калуги немцами?

Ответ: – Я занимался литературной и научной деятельностью.

Вопрос: – Почему Вы остались в Калуге?

Ответ: – Вам известно, что накануне эвакуации был приказ всем оставаться на месте. Многие учреждения пытались эвакуироваться, но пришлось им возвратиться. Никакой эвакуации жителей не было.

Вопрос: – Сами Вы не хотели уходить из Калуги?

Ответ: – Если бы предложили эвакуироваться, может быть, и уехал.

Вопрос: – Чем Вы занимались в период оккупации немцами города Калуги?

Ответ: – Ничем не занимался. Я пытался что-то сделать для спасения библиотеки и музея Циолковского, но все это оказалось невозможным, а вообще вопрос стоял о спасении жизни. Кроме того, у меня были материалы по борьбе с фашизмом, которые мне нужно было спрятать так, чтобы их не нашли, которые каждую минуту могли быть обнаружены. Мне нужно было найти какое-то для себя занятие, чтобы не казаться подозрительным, поэтому, я пошел на предложение приехавшего протоиерея Лысяка заниматься вопросом открытия церкви. Меня пригласили работать старостой при вновь открывшейся кладбищенской церкви. Я согласился, но никакого деятельного участия в открытии церкви не принимал.

Вопрос: – С кем Вы встречались во время оккупации из немцев и их пособников в Калуге?

Ответ: – Из немцев я ни с кем не встречался, так как я немецкого языка не знал и вообще избегал с ними встречаться. Из видных деятелей во время оккупации я встречался с начальником кадров городской управы Стронским, который любезно предлагал мне работу в управе. Больше ни с кем из крупных деятелей я не встречался.

Вопрос: – С кем еще встречались?

Ответ: – Встречался еще с каким-то артистом.

Вопрос: – Что же Вы не знаете, с кем Вы встречались?

Ответ: – Да, фамилию его я не знаю и вообще, с кем-либо из больших людей не встречался.

Вопрос: – Вы не откровенны в этом вопросе.

Ответ: – Я никак сейчас не могу вспомнить, но никакой антисоветской деятельности я не вел в тот период, но естественно и не протестовал и не возражал против того, когда некоторые при мне вели антисоветские разговоры.

А.Горский

Допрос прерывается.

Допросили: Начальник КРО УНКВД по Тульской области

майор госбезопасности Глазков

Начальник 3 отд[елени]я КРО УНКВД по Тул[ьской] обл[асти]

ст[арший] лейтенант госбезопасности Замотаев


УФСБ России по Калужской области. Д. № П-17724.Л. 102–104 об. Подлинник. Машинопись. Автограф.


Источник: В.Г.Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № 8. С.98–133.

Теги:  Репрессии

Добавлено: 24.08.2013

Связанные личности: Горский Александр Константинович