От представления книги в Совет МДА и до магистерского диспута прошло два года. Диссертация рассматривалась профессором С. С. Глаголевым, вторым рецензентом был утвержден ректор Духовной Академии епископ Феодор (Поздевский), который после кончины профессора А. А. Введенского в 1912 г. стал фактическим руководите­лем работы о. Павла. За два года работа, первоначально предложенная на рассмотрение в том объеме, в каком она появилась в 1914 г. в из­дательстве «Путь» под названием «Столп и утверждение Истины», претерпела существенные изменения (рецензен­там было ясно, что в полном своем объеме книга вызовет серьезные претензии со стороны Священного Синода, что подавать ее в таком виде на рассмотрение нельзя). 

«О диссертации своей, - напишет позже Флоренский, - «О духовной Истине» я хотел бы сказать лишь то, что ни в ней, ни где бы то ни было я, в угоду кому бы то ни было, не писал ни одной запятой. Но кое-чем существенно входящим в ткань книги моей пришлось поступиться, не потому, что­бы я боялся Св. Синода, а потому, что я не был в нравственном праве требовать Синодальной санкции тем строкам своей книги, которые казались моему рецензенту недостойными таковой, и это пишу по чистой совести: я не позволю стеснять своей совести и своей мысли никому, но потому не хочу насиловать чужой совести и чужого разу­мения, хотя бы они и казались мне карикатурными. Итак, что же опущено в «О духовной Истине» сравнительно со «Столпом и утвержде­нием Истины»? Во-первых, лирические места. В моем понимании эти места были не украшением, не виньетками в книге, а методологиче­скими прологами соответственных глав. Удачны ли эти места, судить не мне. Но хотел я именно таких вступлений, подготовляющих чита­теля к пониманию догматических и философских построений. Далее опущен ряд глав-писем, представляющих собою философски-бо­гословский τέλος книги. И это сделано не без боли. Что же касается до примечаний, то их сокращение обусловлено исключительно экономи­ческими соображениями — ради дешевизны вторичного набора, и, сле­довательно, эти сокращения, может быть, и ущербны для материальной полноты книги, с стороны идейной не представляют важности и должны рассматриваться как άδιάφερον [безразличные — греч.]».

Если первоначально о. Павел рассчитывал на защиту полного текста книги (за исключением главы «Геенна»), то в результате выну­жденных сокращений были исключены еще главы «София», «Дружба», «Ревность». В итоге в 1914 году в свет вышли полный вариант книги, названный «Столп и утверждение Ис­тины. Опыт православной феодицеи» и диссертация «О духовной Ис­тине». 

«С тяжелым сознанием причиняемого Вам затруднения, но руко­водствуясь исключительно желанием довести безеоблазненно дело до желательного конца, должен, наконец, сказать Вам, что после много­кратного и внимательного прочтения нахожу необходимым выпустить из Вашего сочинения всю главу о Софии, тем более, что она вошла в полное издание Вашей книги и Вы еще хотите работать по этому во­просу, — писал о. Павлу владыка Феодор. — Скажу откровенно, что я имею некоторые основания думать, что даже просвещеннейшие ие­рархи — члены Синода, от которых можно было ожидать беспристра­стия и широты воззрения, смотрят на Вашу книгу косо. Нужно быть очень осторожным. ...Прошу сказать откровенно, если Вам это за­труднительно, то я лучше устранюсь от рецензирования Вашей книги и передам дело другому».

28 марта 1914 г. на Совете МДА были выслушаны отзывы епископа Феодора и профессора Глаголева о сочинении священника Павла Флоренского и назначены официальные оппоненты, а 19 мая 1914 г. на собрании Совета состоялась защита. 

Теги:  Магистр

Добавлено: 02.05.2013

Связанные события: Павел Флоренский защищает магистерскую диссертацию

Связанные личности: Флоренский Павел Александрович