Сегодня советский народ отмечает светлую память русского революционера, писателя и философа Александра Николаевича Радищева. Это один из тех сынов русского народа, имена которых всегда будут с величайшей признательностью и уважением произносить наши современники и потомки. Мы чтим память Радищева потому, что в нём выразилось величие духа нашего народа, выдвигавшего из своей среды борцов за правду, за свободу даже в самые мрачные времена полицейско-помещичьего деспотизма, когда бич помещика являлся олицетворением законности, когда миллионам крепостных крестьян было отказано в элементарных человеческих правах. 
 
Александр Николаевич Радищев был первым среди образованной части тогдашнего русского общества, кто возвысил свой гневный голос против царского самовластья и помещичьего произвола. Радищев принадлежал к славной плеяде решительных и смелых русских людей, которые, борясь с мракомневежества казённой псевдонауки своего времени, искали правду и находили её. По своим философским воззрениям Радищев был материалистом. И хотя взгляды Радищева ограничены рамками эпохи, в которую он жил и действовал, — нам близок его дух свободолюбия, его темперамент борца, его гордое убеждение, что человек в борьбе должен завоевать свободу. 
 
Радищев глубоко верил в творческие силы русского народа. В знаменитой своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву», в оде «Вольность» и других литературных произведениях Радищев выступил как беспощадный обличитель самодержавно-помещичьего строя. Он призывал к свержению ненавистного, царского самодержавия и воспевал свободу. Подлинное назначение литератора Радищев видел в том, чтобы просвещать людей, указывая им пути борьбы, пути их освобождения от гнёта царизма. 
 
В той обстановке каторжного рабства слово Радищева прозвучало подобно набату. 
 
Жестоко поплатился Радищев за свою отвагу: царское правительство не пожалело сил, чтобы уничтожить его книги, чтобы сломить его дух революционера-борца, чтобы вытравить всякую память о Радищеве даже у последующих поколений. Выступления Радищева относятся ко второй половине XVIII века. Но вплоть до революции 1905 года сочинения Радищева находились в царской России под строжайшим запретом. 
 
Свирепые репрессии царского самодержавия, направленные против свободолюбивой мысли и пламенного слова Радищева, оказались тщетны. Призыв Радищева был подхвачен передовыми русскими писателями, пришедшими ему на смену. 
 
Великий Пушкин видел в Радищеве своего учителя и наставника, зачинателя свободной литературы русского народа. Он с восторгом говорил о Радищеве, как о человеке, который «восславил свободу», он считал своей честью быть в числе учеников Радищева. Вслед за Радищевым появились в России декабристы. В свою очередь они, как говорил Ленин, «разбудили Герцена», а Герцен помог «пробуждению разночинцев». Нити от Радищева тянутся к славной когорте революционных демократов — к Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, которые являются честью и гордостью великой русской нации. 
 
Выдающиеся деятели русской общественной мысли подняли на огромную высоту знамя свободы, они всколыхнули передовые слои тогдашней интеллигенции. Идеи Радищева, обогащенные последующими поколениями русских революционных демократов, сыграли большую роль в развитии нашей литературы. Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Салтыков-Щедрин, а вслед за ними и многие другие передовые русские писатели XIX века провозгласили интересы народа и его свободы высшим мерилом деятельности каждого честного человека и передового художника слова. 
 
Русская литература приобрела своё мировое значение именно благодаря тому, что она показала всем народам земного шара величайший пример бескорыстия, неподкупности и самоотверженного служения народным интересам. Обличительный характер художественных творений великих русских писателей направлен своим остриём против рабства, против произвола буржуазно-помещичьего государства, против эксплуатации человека человеком. 
 
Свободолюбивые идеи выразились в русской литературе ярче и полнее, чем в литературе какого-либо другого народа, именно потому, что её создавали люди, подобные Радищеву и его продолжателям и наследникам — революционным демократам. 
 
В своей знаменитой статье «О национальной гордости великороссов» В. И. Ленин отмечал мужественную борьбу русского народа против гнёта и издевательства, которым подвергали, нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Ленин писал:
«Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика». 
 
Имя Радищева, когда-то знакомое лишь узкому кругу передовых деятелей интеллигенции, ныне известно каждому грамотному человеку, каждому гражданину социалистической Родины. Его литературные и философские труды нашли широкое распространение, они переведены на десятки языков народов СССР.
Партия большевиков, являющаяся наследницей и продолжательницей всего того лучшего, что содержалось в учении и борьбе революционных демократов, впервые в истории осуществила вековые мечты народа о свободе. Навсегда уничтожив эксплуататорский строй и освободив людей труда от подъяремной жизни, партия большевиков вдохновила народ на созидание социалистического строя, на строительство величественного здания коммунизма. 
 
Оглядываясь назад, в далёкое историческое прошлое, наш народ с величайшим уважением произносит имена тех, кто помог ему в борьбе против ненавистных угнетателей, кто дал пример мужественного служения народу. 
 
Советская литература по праву гордится своими великими предшественниками. Овладевая методом социалистического реализма, который даёт возможность нашим писателям с исключительной полнотой и правдивостью отображать общественную жизнь, идейные побуждения и поступки людей, советская литература продолжает лучшие традиции революционно-демократического направления русского искусства. Вдохновлённая великими идеями коммунизма, мудро направляемая нашей партией, советская литература зовёт советских людей вперёд, помогая им строить новую жизнь. 
 
В центре творчества советских писателей — новый человек, свободный от оков эксплуатации, чистый и благородный, кровно заинтересованный в счастье и свободе всех народов мира. Эта высокая человечность советской литературы роднит её с творениями великих русских писателей прошлых эпох. Но советская литература сделала качественный скачок по сравнению с литературой прошлого. То, что когда-то рисовалось лучшим, передовым писателям в виде отвлечённого идеала, стало явью наших дней, воплотилось в величественные дела и подвиги людей сталинской эпохи. Огромна общественная роль советской литературы, которая призвана помогать партии воспитывать трудящихся в духе коммунизма. Примеры Горького и Маяковского, целиком и безраздельно поставивших своё творчество на службу интересам социалистической Родины, беззаветных пропагандистов идей коммунизма, являются для всех советских писателей вдохновляющим образом. 
 
Наша советская литература живёт интересами народа, интересами социалистической Родины. Наши писатели, пламенные советские патриоты, верно служат народу в его борьбе за коммунизм. Неустанно совершенствуя художественное качество своих произведений, советские писатели создают самую передовую литературу в мире, достойную нашей героической эпохи — сталинской эпохи борьбы за коммунизм.

«Правда», № 243, 31 августа 1949 г.

Теги:  Революционный демократ

Добавлено: 11.04.2013

Связанные личности: Радищев Александр Николаевич