«Еще один новый конец мира! На этот раз светопреставление, или кончина мира, досужими умами назначено на 25 марта 1912 года. И не только это совпадение (Речь идет о совпадении в 1912 году дней Благовещения Богородице и Пасхи - Ред.) говорит о близком конце, но и все окружающее нас: всюду войны, смуты, народные восстания, изгоняются цари земные, народ терпит голод, всюду бродят смутьяны, соблазняя легковерные сердца… Среди нас уже живет антихрист, который пока только ждет своего дня, чтобы восстать пред смущенным народом и повести его в преисподнюю ада на вековечные мучения и страдания .<…> Ведь еще недавно, когда в 1899 году светопреставление было назначено на 1-ое ноября, произошло много прискорбных недоразумений и курьезов. Среди доверчивых и невежественных масс нашлись такие наивные российские обыватели, которые поверили всяким кривотолкам о кончине мира и стали готовиться к смерти. Они продавали свое имущество ловким аферистам, удачно оперировавшим на легковерии ближнего».

Конец мира 25 марта 1912 года [новые толкования о будто бы предстоящем конце мира]. СПб.: Типо-литография К.И. Лингарда, [1912]. 16 с.

Увещание православным не верить, что 25 марта нынешнего года будет второе пришествие Христово

Всюду идет волнение по поводу слухов о том, что в нынешнем году праздников праздник Пасхи совпадает с днем Благовещения, что это небывалый случай, что ныне произойдет в этот день — 25 марта — светопреставление. Особенно сильное волнение замечается в населении деревень, где живут раскольники. Они выдумали и легенду о грядущей в день Благовещения кончине мира. Их старики будто бы нашли в старинной книге разговор Христа Спасителя со Своею Пречистою Материю: будто бы Матерь Божия спрашивала у Своего Сына когда будет светопреставление, а Он отвечал ей: когда мой праздник, да твой праздник будет в один день.

Ходит и другой, действующий на встревоженную толпу, нелепый рассказ, будто бы недавно родился где-то на заводе или фабрике ребенок и стал сразу же говорить, что ныне настает страшное время, в Пасху будет кончина мира и суд над миром.

Конечно, никакой старинной книги нет, где бы находился разговор Господа с Материю Его, подобный выдуманному раскольниками; конечно, рассказ о небывалом мальчике нелеп до невозможности, но живущая ожиданием чего-то необыкновенного, тяжелого в годину столетия страшных испытаний толпа народа, не проверяя сих слухов, легко схватывает их и широко распространяет всюду.

В иных деревнях только и разговоров в настоящее время об этом — ведь уже можно сосчитать минуты до грядущего страшного дня.

Но верные сыны церкви да не мятутся духом, да не смущается сердце их разными бабьими сказками. Апостол заповедует: не всякому духу веруйте, но испытуйте духи, яже от Бога. Если вникнете в слово Божие, если в сокровищницах Церкви святой поищете для себя указаний и наставлений о дне Господнем страшном, то увидите очевидную ложь слухов, смущающих людей, не утвержденных в вере. Рассуждая о втором пришествии Христовом, св. Иоанн Златоуст говорит, что Господь во Евангелии доводит до самой двери его, но не открывает сей двери; Господь указывает те признаки, по которым можно заключать о близости суднаго дня; таковы — оскудение веры, умножение беззаконий до страшных пределов, появление возмутительных пороков среди людей, испытание людьми мучительной тяготы. Конечно, все истинные христиане не могут не заметить тех мрачных явлений жизни, которые заставляют сердца их сжиматься тоскою и предчувствием ужасного будущего. Но все же переживаемое время не вполне сходно с тем, что будет при господстве злейшего врага Церкви — антихриста. Есть и ныне светильники веры, не только в пустынных местах, но и в городах, есть проповедники правды. Господь являет Свою любовь людям, милости очевидныя и ясныя, успокаивающия сердца верных. Ныне прославленный угодник Божий святитель Иоасаф не открывает ли щедроты Божии, не умиряет ли дух скорбящих? Многочисленные чудеса, совершающиеся по Его молитвам у святых мощей, не окрыляют ли надеждою, не поддерживают ли, не наполняют ли радостью неизреченною сердца тысяч народа? Разве можно наблюдать при явлении многих милостей Божиих среди людей то томление и тяготу духа, какая должна быть при конце мира, когда будет скорбь великая, люди, по словам св. Ефрема Сирина, встав утром, пораженные скорбью, будут одного желать, чтобы настал скорее вечер, а когда придет вечер, ожидать скоро ли рассветет. До наступления второго пришествия Христова должен еще явиться и царствовать три с половиною года Антихрист, а пред ним придти пророкам подобает: Илии и Еноху для обличения Антихриста, для проповеди среди верных, чтобы они не покорялись обольстителям, принимали всякую скорбь и тесноту за имя Христово. Эти пророки через три с половиною года проповеднической деятельности должны быть убиты. Имеет еще явиться страшное царство Антихриста, мучения лютыя верных, великая скорбь, какой не бывало от начала мира. Но всякий из истинно верующих в Божественное Писание знает, что не было прихода с неба Ильи и Еноха, не было Антихриста, царя жидовскаго, имеющаго покорить всю вселенную и принуждать покланяться ему как Богу. Значит, нельзя говорить о том, что уже очень близок день второго пришествия Христова. Нельзя говорить, что сей день будет в праздник Благовещения в нынешний год. Это противоречит слову Самого Господа. Раскольники и им подобные невежи в Писании указывают определенный день явления в мир Господа для суда над ним, тогда как Христос Спаситель ясно сказал, что о дне том и часе никто не знает, даже ангелы, только Отец Небесный. А люди, стремящиеся произвести волнение в среде простецов, хотят уподобиться Богу, утверждают, что знают известное только одному Ему. Сохрани, Господи, всякаго от такого страшнаго обольщения.

Неправда и то, будто бы нынешнее совпадение праздника Пасхи с днем Благовещения небывалый никогда случай. Нет! Правда, едва ли остались старцы, при жизни которых праздновалась Пасха в Благовещение, но наши прадеды без сомнения праздновали Воскресение Христа в день Благовещения, потому что подобное совпадение происходило в 1828 году, затем в 1817 году, и далее в глубь — в 1744 году, в 1733 году, и во дни патриарха Иосифа в 1649 году, и далее в 1543 году. В эти годы св. Пасха праздновалась в день Благовещения, но не последовало кончины мира. Свв. Отцы Церкви, составляя Устав Церковный, знали, что в некоторые годы будет совпадение сих великих праздников и дали устав, как тогда совершать богослужение, но и намека не сделали, что тот день страшный, не думали указывать дня второго пришествия Христова, ведомаго одному Всемогущему и Всезнающему Богу.

Раскольники, посевая волнение и тревогу в душах людей распространением безрассудных слухов о близкой кончине мира, имеют свои цели. Им хочется, устрашая народ, скорее расположить его к переходу в свою веру.

Нет человека, который бы не сознавал себя грешником; нет человека, который бы видя, что конец при дверях, не стал бы предпринимать все, что бы могло избавить его от беды, от муки вечной. Раскольники же предлагают ему — средство для полного очищения от грехов — переход в веру: крестись, говорят они, сделаешься младенцем, все грехи простятся. И верят малограмотные, простые сердцем люди и готовы решиться на это средство — принять крещение, чтобы сделаться святыми, избавиться от грехов. Но пусть знают они — не очищение примут, а сугубое осуждение, потому что, по Писанию, «кто второй раз крестится, тот во второй раз распинает Сына Божия», то есть принимает на свою душу великий грех. Какой ответ даст он пред Мздовоздаятелем Богом?

Ответ дадут Богу все, распространяющие ложные мысли, не имеющие основания в Слове Божием, и все, превращающие писания, неразумные и неутвержденные в вере.

Умоляем вас, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников; и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 3, 17).

Архимандрит Неофит

Прибавление к «Вологодским епархиальным ведомостям» № 4 за 1912 год

Теги:  Апокалипсис, Антихрист, Суеверие

Добавлено: 15.02.2013

Связанные события: Ответ ожидающим конца света, Кончина Мира