Муравьев-Апостол Сергей Иванович (1796-1826) - подполковник Черниговского полка, был в числе основателей Союза Спасения и Союза Благоденствия, возглавлял Васильковскую управу Южного общества и входил в состав директории. Руководитель восстания Черниговского полка. Казнен 13 июля 1826 года. 

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло вооруженное выступление, известное в истории как "Восстание декабристов", которое было подавлено правительственными войсками. Начались массовые аресты. Шесть месяцев шло следствие по делу декабристов.  Всего к следствию было привлечено 579 человек, из них 126 были осуждены.

1 июня 1826 года был издан Высочайший манифест об учреждении Верховного Уголовного Суда, который всех подсудимых разделил на 11 разрядов, а пятерых декабристов: П.И.Пестеля, К.Ф.Рылеева, С.И.Муравьева-Апостола, М.П.Бестужева-Рюмина, П.Г.Каховского "по особому свойству и важности злодеяний" поставили вне рязрядов.

На рассвете тюремщики вывели пятерых осужденных на смерть. Декабристов возвели на помост, накинули и затянули петли веревок. Когда из-под ног осужденных выбили скамейки, Рылеев, Муравьев-Апостол, и Каховский сорвались. "Бедная Россия! И повесить-то порядком не умеют!” - воскликнул окровавленный Муравьев-Апостол. По старинному обычаю сорвавшихся с виселицы миловали, так как считалось, что их казнь не угодна богу. В первую минуту среди распоряжавшихся казнью возникло замешательство, но поскольку император Николай I находился вне Петербурга, в Царском Селе, никто не решился его побеспокоить или затянуть с исполнением приговора. Был отдан приказ о повторной казни. Срвавшимся с виселицы пришлось “кроме страшных ушибов, два раза испытать предсмертные муки. Помост немедленно поправили и взвели на него упавших. Рылеев, к которому вернулась способность говорить, воскликнул: “ Я счастлив, что дважды умираю за Отечество!”. Прошло несколько секунд, и барабанный бой возвестил, что правосудие свершилось. Это было на исходе пятого часа утра. Войска и зрители разошлись в молчании”.


С. И. Муравьев-Апостол

Православный катехизис

Во имя отца и сына и святого духа. 
Вопрос. Для чего бог создал человека?
Ответ. Для того, чтобы он в него веровал, был свободен и счастлив.
Вопрос. Что значит веровать в бога?
Ответ. Бог наш Иисус Христос, сошедши на землю для спасения нас, оставил нам святое свое евангелие. Веровать в бога значит следовать во всем истинному смыслу начертанных в нем законов.
Вопрос. Что значит быть свободным и счастливым?
Ответ. Без свободы нет счастия. Святый апостол Павел говорит: ценою крови куплены есте, не будите раби человеком.
Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?
Ответ. Оттого, что цари похитили у них свободу.
Вопрос. Стало быть, цари поступают вопреки воле божией?
Ответ. Да, конечно, бог наш рек: болий в вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.
Вопрос. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божией?
Ответ. Нет! Христос сказал: не можете богу работати и мамоне; оттого-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.
Вопрос. Что ж святый закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?
Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нечестия, поклясться: да будет всем един царь на небеси и на земли - Иисус Христос.
Вопрос. Что может удержать от исполнения снятого сего подвига?
Ответ. Ничто! Те, кои воспротивятся святому подвигу сему, суть предатели, богоотступники, продавшие души свои нечестию, и горе им, лицемерам, яко страшное наказание божие постигает их на сем свете и на том.
Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?
Ответ. Взять оружие и следовать смело за глаголющим во имя господне, помня слова спасителя нашего: Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся, и, низложив неправду и нечестие тиранства, восстановить правление, сходное с законом божиим.
Вопрос. Какое правление сходно с законом божиим?
Ответ. Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.
Вопрос. Стало быть, бог не любит царей?
Ответ. Нет! Они прокляты суть от Него, яко притеснители народа, а бог есть человеколюбец. Да прочтет каждый желающий знать суд божий о царях, книги царств главу 8-ю: собрашася мужи израилевы и приидоша к Самуилу и рекоша ему: ныне постави над нами царя, да судит ны; и бысть лукав глагол сей пред очима Самуиловима, и помолися Самуил ко господу, и рече господь Самуилу: послушай ныне гласа людей, якоже глаголят тебе, яко ни тебе уничижиша, но мене уничижиша, яже не царствовати ми над ними, но возвестиши им правду цареву. И рече Самуил вся словеса господня к людям, просящим от него царя, и глаголя им: сие будет правда царева: сыны ваша возмет и дщери ваша возмет и земля ваша одесятствует, и вы будите ему раби и возопиете в день он от лица царя вашего, его же избрасте себе, и не услышит вас господь в день он, яко вы сами избрасте себе царя... и так избрание царя противно воле божией, яко един нага царь должен быть Иисус Христос.
Вопрос. Стало и присяга царям богопротивна?
Ответ. Да, богу противна. Цари предписывают принужденные присяги народу для гублення его, не призывая всуе имени господня; господь же наш спаситель Иисус Христос изрек: аз же глаголю вам, не клянитеся всяко, итак, всякая присяга человеку противна богу, яко надлежащей ему единому.
Вопрос. Отчего упоминают о царях в церквах?
Ответ. От нечистивого приказания их самих, для обмана народа, и ежечасным повторением царских имен оскверняют они службу божию вопреки спасителева веления: молящий неменьше глаголят, якоже язычники.
Вопрос. Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству?
Ответ. Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждою богу, поборающему по правде и, видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России.
А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь. 

И дум высокое стремленье... / Сост. Н. А. Арзуманова; примечания И. А. Мироновой. - М., "Советская Россия", 1980 (Библиотека русской художественной публицистики). 

Теги:  Декабристы, Катехизис

Добавлено: 27.06.2012

Связанные события: Мы ничего не понимаем, нам ничего не нужно, Гражданская казнь декабристов