12/12—1923

Дорогой Николай Сергеевич.

Вчера был у меня Зеньковский, который читает здесь в «ИМКЕ» ряд лекций. Повидимому, он имел поручение от Булгакова разузнать все обстоятельства нашего расхождения с Г. В., и о наших планах, касательно издания «Устоев». По некоторым вопросам я бы хотел получить от Вас самый скорый ответ. Дело в том, что тот орден — братство имени Софии «Премудрости», о котором я Вам писал — теперь осуществляется. Во главе стоит Булгаков в качестве непоколебимого авторитета. Пока что в орден вошли: Новгородцев, Зеньковский, Карташов, Бердяев, Франк, Флоровский; мб. еще кто-нибудь. Зеньковский, якобы от имени Булгакова предложил вступить и мне. Я возражал, что считаю эту организацию именно орденом, а не братством (самоначальный отбор!). Кроме того, мне представляется что тут есть элемент хищения и присвоения себе священных прерогативов церковно-иерархического распорядка. Ведь побудителем для организации этого «ордена» — является сознание всех входящих в него, что русская иерархия разлагается, что нужно создавать «новый оплот дисциплины и авторитета». Кроме того, внутри-орденский распорядок — мне представляется глубоко неправильным (дисциплина, «примат Булгакова» и т. п.).

Словом, что-то декадентски-католичное. Недаром митр. Евлогий все задерживает утверждение ордена. Я спросил, почему они не зовут Вас? На это Зеньковский сказал, что это вероятно не вызовет больших затруднений; но что Савицкий — решительно не приемлем «до тех пор, пока он печатно не покается за свое вступление к «Рос. и Лат.», где он поставил рядом Римск. Церковь и большевизм». Как видите больше заботятся о католиках, чем о русских православных. Да и что это за «проучка»! Словом, метод действия — если хотите («живоцерковный»). Вместо того, чтобы организовать действительные братства, без отбора посвященных, и этим помочь православной иерархии — создается некий «дейком», не то иезуитского, не то масонского пошиба. Удивляюсь Карташеву!

Все это я пишу, Ник. Серг., только Вам; если найдете нужным — перешлите это письмо Савицкому, очень Вас прошу — его содержание сохранить между нами троими. Я не знаю, чем руководствуется группа Бердяева, отзывая меня: хотят-ли они еще нанести удары евразийскому единению, собираются ли декретировать в будущем в порядке армейской дисциплины — чтобы мы вели себя менее независимо — судить трудно. Во всяком случае — я хочу знать по этому поводу Ваше подробное мнение. Единственно, м. б. стоит войти — ради «информации», но все-таки по-моему — это прямой (нрзб.) против и без того больного авторитета нашей иерархии. Интересно, что в орден собираются звать ст. Вениамина, но кажется также «под Булгакова» (?).

Теперь насчет «Устоев». Для меня ясно, между нами, что Г. В. возвращается к нам и добивается редакторства, для того чтобы «играть — рост». Но по-моему, раз «церковные спецы» нас бойкотируют, то мы первоклассного материала пока-что не получим.

Я себе представлял, что можно было-бы сговориться с группой Булгакова, чтобы они давали исторический материал, не касаясь «церковной политики». Но раз фирма «евраз. к-ва» для них одиозна и они не пойдут, то зачем же нам дробить материал между 2-мя изданиями и издавать статьи типа Арсеньева. Г. В. мог бы свои статьи печатать у нас во «Временнике». Короче говоря я не вижу надобности идти на предложение Г. В. и создавать церковный журнал. Если удастся собрать интересные статьи — выпустим сборник; кроме того, нужно разобраться Г. В., если его будет «началить» Булгаков. Это будут вечные споры и несхождения. Вот, дорогой Ник. Серг., мои соображения. Не откажите поскорее ответить, как Вы на это смотрите.

Крепко обнимаю. Ваш П. Сувчинский

Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 12 декабря 1923 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 481—482. — [Т.] V.

Теги:  Евразийство, Братство Св.Софии

Добавлено: 31.05.2012

Связанные события: Протокол евразийцев

Связанные личности: Трубецкой Николай Сергеевич , Сувчинский Петр Петрович