На празднование пятнадцатилетия факультета в Харбин приезжал Н.К. Рерих (30 мая 1934 г.). Его приезд послужил поводом к скандалу, в результате которого группа советских профессоров, в том числе Н.В. Устрялов и Н.А. Сетницкий, покинули факультет. Этот эпизод подробно описал Устрялов в одном из своих писем:

"...Деканом состоит Никифоров, а заместителем его "наш" Трифонов. Было установлено джентльменское соглашение об академическом облике учреждения, обязательности коллегиального решения дел и т.д. Качественное превосходство преподават[ельских] сил - на нашей стороне, но количественное за последний год, благодаря большому числу второст[епенных] преподавателей (в частности, кит[айского] языка), - у эмигрантов. Но на это мы не обращали внимания. Однако за последний] год Гинс и Никифоров стали систематически нарушать наше джентльменское] соглашение и допускать вторжение дешевой правой политики на ф[акульте]т, ставя нас в крайне фальшивое положение. Мы протестовали, но тщетно. Мало-помалу у них созрел план нас выжить, как неудобных ныне людей и превратить ф[акультет] в боевое эмигрантское заведение, несерьезное по существу, но хлесткое по форме. Они рассчитывали, что вместе с тем удастся добиться и увеличения субсидии от властей.
Финал разыгрался 31 мая на праздновании 15 [-]летнего юбилея факультета. Опасаясь лишнего шума, совет профессоров решил ознаменовать юбилей тихой, домашней "чашкой чая". Но, вопреки этому решению, Гинс и Никифоров решили сделать этот праздник "актом", раззвонили о нем в газетах и пригласили на него разных эмигрантских "деятелей" во главе с худ[ожником] Рерихом, сейчас здесь шумящих. Я просил этого не делать, предупреждал, но встретил только суровый отпор, что окончательно убедился, что налицо провокация. Тогда мы с Сетн[ицким] заявили, что если праздник будет проведен помпезно (в стиле "эмигрантского торжества", как писали газеты), вопреки решению сов[етских] пр[офессоров]в, мы уйдем с факультета...
Праздник был проведен с выступлением Рериха (?!), и на другой день, 1 июня, мы с Сетницким подали заявление об отставке. Три недели Рязанов и др. советские коллеги пытались урегулировать вопрос, но тщетно. Из прилагаемой вырезки Вы видите, что наша "платформа" была ультра-умеренной, но эмигр[антская] профессура (Гинс, Никифоров, Энгельфельд и Эсперов - и 10 мамелюков, внутренне чуждых самому духу факультета) отклонили ее, и тогда все советские преподаватели ушли".

Источник: Макаров, В. Г. Русский философ Николай Сетницкий: от КВЖД до НКВД // Вопросы философии, 2004 . – № 7 . – С. 136-157.

 

Теги:  Эмиграция, Харбин

Добавлено: 29.11.2011

Связанные события: Создан Харбинский юридический факультет

Связанные личности: Сетницкий Николай Александрович, Устрялов Николай Васильевич