К ВОПРОСУ ОБ ИСТИННЫХ ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФИИ

Вступительная лекция,
читанная
В МОСКОВСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
доктором и экстраординарным профессором Философии
Николаем Гротом

7-го Октября, 1886 года.

…Задачу высшего синтеза может выполнить только философия. Философия одна способна, путем сличения данных внешнего и внутреннего опыта, открытий мысли и внутренних откровений чувства, восстановить полную картину жизни, выяснить всесторонне назначение человека, его место в природе, разумные цели его существования и деятельности. Она одна может дать воле человека разумные идеалы, так как корень этих идеалов – в  субъективном чувстве,  проверенном объективною работой  мысли.

У же из этого ясно, что задача философии – дать общее нравственное мировоззрение; но ясно, что также и то, что это мировоззрение должно быть научным, иначе оно неспособно будет удовлетворить научно развитое сознание образованного общества. Отношение философии к науке можно определить так: философия должна внести в свое мировоззрение все уже вполне доказанные и проверенные общие истины науки и в своих дальнейших построениях не должна допускать никакого противоречия этим истинам и отступления от них. Поэтому философия должна быть научною…

Но, стремясь быть «научною», философия не должна, вследствие этого сама хотеть быть «наукою». В этом-то и состояло смешение понятий. У философии есть свои задачи, свои методы. Чтобы достигнуть цельного нравственного мировоззрения, она должна не только исследовать, но и построять, т. е. прибегать часть к творчеству, и это сближает ее с искусством. При этом замечу, что родство философии с искусством было признаваемо не только Платоном, но и многими философами нашего века. <…>

Наше время чувствует настоятельнее, чем когда-либо, потребность в новом нравственном мировоззрении. «В мысли Западной Европы, - говорил Дж. Льюис в   Вопросах о жизни и духе, - мы видим явственные усилия помирить между собою цели и права религии и науки. Наш век страстно стремится к такому учению, которое могло бы сосредоточить наши знания придать нашей жизни такую форму, чтобы поступки наши были на самом деле плодом наших верований. Мы нетерпеливо относимся к пустым компромиссам и полуверованиям. Вследствие этого оказывается, что мыслящие люди, которые с поверхностной точки зрения с каждым днем расходятся дальше, на самом деле все теснее сближаются между собою; расходясь во мнениях, они сближаются по духу и общей цели».

Дай Бог! Но прибавим: для того, чтобы такое новое философское учение, способное сблизить все умы и все верования, могло возникнуть, необходимы два условия:

1) Философия должна понять, что ее идеал – не теоретическое всеведение, а лишь здравое истолкование смысла и нравственных начал жизни [1], и 2) что она такого понимания достигает не путем метафизического пережевывания теории сущностей вещей, а путем внимательного изучения жизни в самом корне ее, т. е. в нашем самосознании, и в проявлениях  ее, т. е. в жизни общества, а также путем критической поверкии объединения в одно целое мировоззрение выводов «специальных наук» о природе и человеке.

Одно без другого так же мало может оплодотворить нравственное сознание разумного человека, как землю сделать плодоносною одно летнее солнца без дождя или один дождь без содействия живительных лучей солнца. Влага, делающая плодоносною мысль философа, - это научные истины, точные знания; лучи солнца, согревающие эту мысль, - это нравственные идеалы, высшие идеалы субъективного чувства. Эти нравственные идеалы уже лежат готовыми в христианской религии. Задача философии все та же, что и во времена Сократа, - свести эти идеалы «с неба на землю» и дать вразумительное для ума и удобоисполнимое для воли нравственное истолкование жизни человека [2].


[1] Это положение не означает, чтобы мы отождествляли философию с этикой. Во избежание недоразумений поясним, что науку этику, рассматривающую условия и законы развития нравственных воззрений и доктрин, мы считаем частью психологии. Для этой науки нет нравственного и безнравственного, а только существуют нравственные п р у ж и н ы деятельности человека (чувства, аффекты и страсти) и разнообразные м н е н и я о нравственном. Философия же ищет обоснования п р и н ц и п а морали, установления начала нравственности, а это возможно лишь при посредстве общего мировоззрения, т. е. учения о мире и об отношении к нему человека, причем в эту систему войдет и философское учение о познавании (о критерии истины), и философская космология и философская антропология, как введение и путь к философской этике…

[2] К этому добавим, что философия с этой точки зрения не есть ни наука, ни искусство, ни религия, а нечто особое, так сказать т о л ь к о   ф и л о с о ф и я. Родственные отношения философии к этим другим сферам сознания человека можно выразить так: из науки философия черпает м а т е р и а л, у искусства берет   м е т о д  е г о  о б р а б о т к и (творческий синтез); с религиею сходится в к о н е ч н ы х  ц е л я х - дать человеку нравственные начала жизни. Н а у к а есть организованная у м с т в е н н а я  деятельность, стремящаяся к идеалу и с т и н ы; искусство есть организованное удовлетворение чувства, независимого от воли, стремящееся к воплощению идеала к р а с о т ы; религия есть организация в о л и, стремящаяся к осуществлению идеала д о б р а. Но все эти идеалы надо примирить, - надо согласить друг с другом запросы ума, чувства и воли, а к этому и стремится философия, слагающая в одно эстетически-законченное целое расчлененные наукою элементы действительности ради н р а в с т в е н н ы х целей. Она не может заменить ни науку, ни искусство, ни религию, а может лишь дополнять их, так как первые удовлетворяют специальным потребностям сознания, рядом с которыми существует в нас общее стремление к  е д и н с т в у   л и ч н о й  ж и з н и  и  к   г а р м о н и и  ее враждующих потребностей. Заметим еще, что назвав здесь религию «организацией воли», мы не противоречим сказанному нами раньше о соотношении религии с чувством; чувство и воля тесно связаны, как моменты с у б ъ е к т и в н о й жизни, и разграничить их вполне нет возможности.

 

Теги:  Экстраординарный профессор

Добавлено: 19.10.2011

Связанные личности: Грот Константин Яковлевич