XIV - XVIII вв.


Позднесредневековая Южная Осетия и её историческая география

Исторически Южная Осетия делилась на несколько областей и обществ. Это западное Кударское общество в ущелье реки Джоджоры (Стырдон) и вверховьях реки Кведрулы (Козыдон) (Козская долина), в составе которого выделялись общества Кудар, Цон, Чеселт, Пацагом. Северную высокогорную часть Южной Осетии, перед Рукским перевалом, в верховьях Большой Лиахвы, занимала область Урс-Туалта (Цалагом) с обществами Дзомаг, Рук, Сба, Челиат, Згубир, Ерман, Урсдзуар, Тли. При этом фамилии ущелья делились на три колена-сословия — Агузата, выполнявшие военные функции, Кусагонта и Сидамонта.

В центральной части, в среднем течении Большой Лиахвы, находилось общество Дзаугом (или Нижняя Двалетия), делившееся на собственно Дзаугом и Гудисгом. Восточнее находились общества Малой Леуахи (Лиахвы) — Джерыгом, Гнух, Ацерское ущелье. Восточную часть современной Южной Осетии с ущельями рек Ксани (Чисандон), Лехура, Меджуда занимала область Чисангом с обществами Дзимыр, Карцух, Цурта, Чисангом, Алеугом, Лехурагом, Медзыдагом.
(М.М. Блиев, Р. С. Бзаров. История Осетии. — Владикавказ, 2000, §§ 26, 27, 44. с.166-170,253-257)

Наконец, за пределами современной Южной Осетии остались две исторические осетинские области — Тырсыгом (Трусовское ущелье) и Кудыком или Гудыком (Кудское общество). К настоящему времени эти области, находящиеся в составе Республики Грузии, практически покинуты осетинским населением. По местному преданию, Тырсыгом заселялся осетинами три раза и трижды население вымирало. Существовавшее там до середины XX в. население являлось потомками переселенцев четвертой волны, датируемой XVI-XVIII вв.

В начале XVIII  в. в Трусо, считавшемся, по свидетельству Вахушти Багратиони, неотъемлемой частью Двалетии, начитывалось восемь сел. К середине XX в. здесь уже насчитывалось около 25 селений. Самым высокогорным было Сивыраута у истоков Терека со святилищем патрона оспы — Аларды. Далее вниз по течению Терека шли селения Рес, Тъеп, Джимара (упоминаемое как «Берозов кабак» русскими послами в 1604 г.), Цоцолта, Бурмасыг, Хъаратыкау (с главным в ущелье святилищем Таранджелос), Верхний и Нижний Дес, Четойта (здесь найден осетинский надгробный крест 1326 г.), Суатис, Абана, Четырс. Согласно Вахушти Багратиони, область Хеви (Казбегский район Грузии) также была первоначально населена осетинами.
(Гутнов Ф. Х. Века и люди. Из истории осетинских сел и фамилий. Владикавказ. 2001. С.159-182).

Судя по описанию Вахушти Багратиони (вторая четверть XVIII  в.), область расселения южных осетин в то время (собственно южная Осетия, Гудыком и Трусо) практически идентична области их расселения в середине XX в. В дальнейшем новые волны переселения осетин затрагивали главным образом внутренние районы Грузии.
(фрагменты из Парсадана Горгиджанидзе (XVII в.), Вахушти Багратиони (начало XVIII в.) и другие источники XVII-XVIII вв.  по Гаглойти  Ю. С. Алано-Георгика. Сведения грузинских источников об Осетии и осетинах. Владикавказ. 2007. с.68-69,70,72-73,73-96,98-104, комментарии с.206-209,217-219,220-233,234-236).

Данная картина расселения осетин подтверждается и сведениями И. А. Гильденштедта (1771-1773 гг.). Гильденштедт (в других переводах — Гюльденштедт), находясь в гостях у ксанского эристава, особенно подробно изучил Ксанское ущелье, где он отмечает «небольшие грузинские села» и «осетинские округа». Чересполосное расселение грузин и осетин отмечено также в верховьях Арагви и Меджуды, к северу от Цхинвала (в селе Курта «обитали вместе грузины и осетины»).

Гильденштедт называет округа Гуда (7 осетинских селений), Каде или Киуле (в 2 селениях из 11 живут осетины), Кеви Сарети (полностью населен осетинами) и Гудамакари (населен грузинами) в верховьях Арагви. В Ксанском ущелье названы округа Ванети, Цхразма (населен грузинами), Чурта или Чимур («это расположенные без всякого порядка грузинские и осетинские селения, которые очень хорошо уживаются друг с другом»), Сапершел или Сапершети («полностью осетинский»).

Вдоль Малой Лиахвы находятся осетинские округа Гунго, Пачур, Ткупта, Гнасур, Кобаис, Гриа. Вдоль Большой Лиахвы указаны осетинский округ Уртсвалад (Урс-Туалта), грузинско-осетинские округа Спа, Джонах, Гудис, Дживатскар, Джауком, грузинский округ Магран Двалети и Меджунскеви. У левого притока Риона Джедо находится имеретинско-осетинский округ Твалда. В верховьях Терека в обществах Сони и Мекевани «среди осетинских семейств все же живут и многие грузины».
(Иоганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. СПб. 2002. с. 92-94,109-112,158,162,178-179,181-183,191,234-238).

Таким образом, очередная миграционная волна осетин на территорию современных Южной Осетии и Грузии датируется XVI-XVIII вв. В середине XVIII  в. происходит интенсивное переселение осетин на равнину и в предгорья, особенно в нижнюю часть Ксанского ущелья. Смешанное проживание с грузинами приводило к двуязычию.

К середине XX в. осетины в нижней части Ксанского ущелья утратили свои этнические признаки и слились с грузинами, но в некоторых случаях сохранили память о своем осетинском происхождении. То же самое относится и к значительной части осетин, переселившихся в Картли и Имеретию. Значительная часть современных грузинских фамилий имеет осетинское происхождение.

В XVI — первой половине XVIII вв. происходит также новая активизация деятельности грузинской христианской церкви в горах Осетии. Видимо, не случайно эта активизация совпадает с началом интенсивной борьбы грузинских феодалов за подчинение горных обществ Южной и Центральной Осетии.
(З.Д. Цховребова «Топонимия Южной Осетии в письменных источниках». Тбилиси. 1979).

Крупнейшими феодалами на территории современной Южной Осетии были ксанские эриставы, имевшие при этом осетинское происхождение. По легенде, их предки из аланского царского рода (фамилии Сидамонта) Ростом, Бибила, Тцитлосан («Порфироносный», то есть, возможно, это не имя, а титул братьев) пришли в VI-VII вв. из Северной Осетии в Двалетию, откуда были изгнаны двалами, боявшимися усиления новых владетелей. Из Двалетии Ростом и Бибила ушли в верховья Ксанского ущелья (Цхразмийское ущелье и селения Ларгвиси и Квенипневи или Квемо Ипневи), где Ростом стал правителем (эриставом).

Духовным центром эриставства и усыпальницей владетелей (получивших фамилию Бибилури или Бибилта) стал монастырь в Ларгвиси. В этом монастыре в 1405–1410 гг. была написана «Хроника эриставов» — важнейший источник по истории региона.

В междоусобной борьбе Давида VIII (1293-1311 гг.) и Вахтанга III эриставы активно поддержали Вахтанга III. В благодарность царь пожаловал эриставам права на Трусовское ущелье, Гудыком, Ацерское ущелье и другие области. Так, в начале XIV в., началась экспансия ксанских эриставов на соседние земли, населенные по большей части осетинами. При этом Двалетия, откуда Ростома с братьями изгнали, продолжала рассматриваться ими как наследственная вотчина.

Эристав Шалва «сжег и опустошил все ущелья Двалетские и захватил и разрушил все крепости от Трусо до Ачабети». Затем экспансия эриставов обратилась против обществ Гиух, Тлигом, Рокского, Гудского и Трусовского ущелий.

На протяжении XIV в. эриставы неоднократно совершали походы с целью покорения этих областей. С помощью царя Георгия VII (1393–1407 гг.), вторгшегося в Двалетию «по Ачабетской дороге», то есть со стороны современного Цхинвала, эриставам удалось на какое-то время сломить сопротивление двалов.

Во второй-третьей четверти XV в. происходит расширение владений ксанских эриставов к югу, вдоль долин Ксани, Лехуры и Меджуды. Эриставство превращается из военно-административной единицы в полунезависимую феодальную сеньорию («сатавадо»). Не позже 1440-х гг. духовный центр и усыпальница эриставов переносится из Ларгвиси в Икорту.

Новые границы эриставства укрепляются. В грамоте Шалвы Квенипневели упоминаются основанные или возобновленные селения Ахалубани, Иврети, Эрида, Курта. Основывается и Ахалгори (Новый Гори). В 1630-х гг. в Ахалгори уже находилась перенесенная из Квенипневи резиденция эриставов.
(С.С. Какабадзе. Памятник эриставов)
(Гаглойти Ю. С. Алано-Георгика. Сведения грузинских источников об Осетии и осетинах. Владикавказ. 2007. с.59-67, комментарии с.190-206, там же с.69-71, комментарии с.209-214).

Из осетинского рода Сидамонта и селения Уанат на Малой лиахве происходили и арагвские эриставы, занявшие в начале XV в. ущелье реки Арагви и ставшие основателями фамилии Эристовых.

На рубеже XIV-XV вв., при Георгии VII, усиливаются феодалы Мачабели, закрепившиеся в селении Ачабети близ Цхинвала и имевшие брачные связи с владетелями Двалетии. По одной из версий, Мачабели происходили от абхазского княжеского рода Анчабадзе (Ачба). По другой — должность царских чиновников, назначенных в Ачабети для контроля над важной дорогой, первоначально носила название «мачабели», а затем оно стало фамильным названием. Мачабели претендовали на земли в Джавском ущелье, но расширить свою власть к северу от Кехвской теснины им не удавалось. Построенная ими Мугутская крепость у села Хвце была разрушена в 1731 г.

На Кударское ущелье претендуют цари Имеретии. В 1601 г. Двалетию покоряет царь Имеретии Ростом. Последнее нападение имеретинцев на Кударо, сопровождающееся разрушением башен, относится к 1770 г. В 1614 г. Южную Осетию («страну Ус»), главным образом Кударское ущелье, разоряют отряды персидского шаха Аббаса.

Большой урон густонаселенным горным ущельям причиняли многочисленные эпидемии и неурожаи. Как свидетельствует купчая первой половины XVII  в., в это время вся Верхняя Джава «обезлюдела от осетин» из-за голода.

Моуравом Тбилиси, Цхинвали и Двалетии был знаменитый Георгий Саакадзе (существует версия об его осетинском происхождении), женатый на дочери арагвского эристава. Около 1624 г. Саакадзе совершил поход с целью покорения двалов. К 1711 г. относится успешный поход царя Картли Вахтанга VI в Двалетию, Зарамаг и Кударо. В 1731 г. объединенное турецко-кахетинско-картлийское войско совершило карательный поход против ксанских эриставов и князей Мачабели. В 1737 г. против ксанских эриставов направилось иранское войско Сефи-хана. В 1741 г. иранский шах, решив передать владения ксанских эриставов Гиви Амилахори, отправил в Ксанское и Лиахвское ущелья крупное войско, разорившее их, «нигде не оставив строения».

Междоусобицы, когда грузинские феодалы, приводя черкесов, лезгин, турок и персов, разоряли свою страну, продолжались и в последующие годы. В 1746 г. царь Ираклий II совершает карательный поход против «отложившихся» осетин, разгромив Трусовское ущелье и разрушив 40 башен, после чего ксанские осетины признали свое подданство.

С начала XVII  в. набирает силу «особа» («овсоба», «осианоба») или «осетинщина», период набегов осетин на грузинские земли.

К концу XVIII  в. сложилась ситуация, когда усиление давления со стороны грузинских феодалов, стремящихся подчинить южных (как называют грузинские источники, «потусторонних») осетин, приводило к усилению сопротивления со стороны осетин, принимавшего форму «особа».

Тупиковость ситуации вынудила царя Ираклия II (1744-1798 гг.) издать в 1778 г. приказ, в котором крестьяне ущелий Ксани и Лиахви были объявлены казенными («из Ксани и Лиахви ни одного двора никому не дадим»). В 1779 г. грамотой Ираклия II в разряд казенных из крепостных ксанского эристава были переведены крестьяне селений Малой Лиахвы, Потниси, Гудиси, Чипрани и Тлиа.

Судя по описанию похищенного осетинами жителя села Хвце Давида Эристави, в 1786 г. Джавское ущелье было вполне независимым. Тем не менее, по словам Гильденштедта, общества Южной Осетии подчинялись картлийскому и имеретинскому князьям, ксанскому эриставу и другим феодалам.

Памятники традиционной осетинской культуры эпохи позднего средневековья наиболее хорошо сохранились в Джавском районе.

Это многочисленные боевые башни XVII-XVIII вв. (селения Рук, Бритат, Кугом, Кабузта, Галуат, Саулохта, Дзомаг, Ходз, Челиат, Едыс, Верхн. Ерман, Тли, Ванел, Цру, Чеселта (Кешелта), Кола, Лет, Кобет, Тамаджин, Саритата, Назиджин, Угарданта, Гуфта, Мсхлеб и др.). Кроме того, это погребальные склепы (в селениях Верхн. Ерман, Челиат, Ходз), святилища (в селениях Едыс, Верхн. Сба, Ходз), жилые дома. Характерно, что башни и замки каждого из ущелий находились в визуальной связи друг с другом, что облегчало передачу сигнала об опасности. Встречаются как типичные осетинские прямоугольные в основании башни, так и, хотя значительно реже, распространенные в прилегающих районах Грузии башни «с округлой спинкой» (но и они имеют особенности, отличные от башен Шида Картли).
(Руслан Дзаттиаты. «Оборонительные сооружения южных осетин». Цхинвали. 1983).

Между селами Ходз и Галуат сохранились руины циклопических стен крепости «Зылды масыг». В селе Дзагина (Знаурский район) сохранились церковь и дворец с башней, построенные в XVII в. родом Палавандишвили, а также крепость Кведацихе XIII–XVII вв. В селении Нул Знаурского района находится церковь и замок рода Давиташвили XIII–XIV и XVII–XVIII вв. Еще один феодальный замок XVII в. сохранился в селе Корнис Знаурского района. XVI–XVII вв. датируется крепость в селе Ачабет (Цхинвальский район). Замок ксанских эриставов XVII–XVIII вв. сохранился в селе Икорта.

Столицей Южной Осетии является город Цхинвал, основанный по легенде царем Асфагуром в III в. н.э. Тем не менее, первое упоминание Цхинвала (Крцхинвали, Крцхилвани, Крцхилоани) в письменных источниках (грамота царя Александра Имеретинского (?), датируемая 1392, 1398 или 1438 гг., упоминает еврея Элиозидзе из Крцхинвала) относится к XIV–XV вв. Находка на территории города селевкидской серебряной тетрадрахмы Антиоха Эвергета (138-129 гг. до н.э.) не может считаться основанием для утверждения о том, что «Цхинвали является одним из самых древних населенных пунктов в Грузии».

В эпоху позднего средневековья (XVII в.) городок находился в собственности грузинской царской семьи (являлся «сахасо» царицы) и был административно связан с Леванисхеви и Ачабети. Моуравы одновременно управляли Гори и Цхинвали. Вахушти Багратиони (начало XVIII в.) в качестве «малых городов» упоминает Цхинвали и близлежащий Тамарашени (судя по названию, мог быть основан царицей Тамарой). В городке жили оружейники, кузнецы, котельщики, ткачи, шербетщики, гребенщики. При этом население Цхинвали составляли грузины, армяне, евреи, а население Тамарашени — армяне, евреи, грузины. Судя по эпиграфическим памятникам, к началу XVIII в. местная армянская община становится грузиноязычной.

Подъем Цхинвали относится к 1760–1770-м гг., когда здесь жило около 600 человек и городок, наряду с Гори и Сурами, стал одним из трех наиболее значительных центров Картли. Любопытно, что по описанию Вахушти Багратиони, городок находился на левом берегу Большой Лиахвы, а его церковь — на правом. В 1794 г. в Цхинвале находилось 116 домов, где проживало примерно 580 душ. В 1804 г. Цхинвали был сожжен осетинами. В 1884 г. в городе было 130 домов грузин и 110 домов армян. Во второй половине XIX в. наблюдается новый приток переселенцев-армян в Цхинвали, где в 1880-х гг. даже функционирует армянское училище. В 1912 г. в Цхинвали насчитывается уже 200 домов армян, а местный армянский священник обслуживает также общины близлежащих деревень Мегрврекиси и Шиндиси.

В Цхинвале сохранился собор Пресвятой Богородицы, который местная традиция называет армянской церковью. Судя по храмозданной надписи, церковь построена в 1718 г., колокольня возведена позже. Сохранились также церковь X–XI вв. до н.э., синагога, церковь Вознесения XVI–XVII вв., ряд других церковных и жилых построек эпохи средневековья.

Ахалгори (Ахалгур, в настоящее время — Ленингор) был основан не ранее второй-третьей четверти XV в., а его первое упоминание относится к XVI в. В 1578 г. ксанский эристав временно передал Ахалгори царю Карли Симеону I.

Со второй половины XVII в. по письменным источникам известно армянское население Ахалгори. Кроме того, в Матенадаране в Ереване хранятся рукописи священника Григория из Ахалгори, датируемые 1631–1645 гг. Сохранился также хачкар с армянской надписью об обновлении церкви в 1462 г. В городе существовало несколько армянских церквей, сохранилась церковь Богородицы, обновленная в XIX в. По данным Вахушти Багратиони (вторая четверть XVIII в.), город населен армянами. Армянское население в городке преобладало до 1730-х гг., затем начинает расти численность грузинского населения. Основным занятием местных жителей было изготовление хлопчатых и льняных тканей. В 1770 г. в Ахалгори было 140 домов.
( Гаглойти Ю. С. Проблемы этнической истории южных осетин. Цхинвал. 1996.Глава I. «Историография вопроса». с.3-27)
(История южных осетин/ под ред. Л. А. Чибирова. с.65-76).

Независимость Южной Осетии

Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия

1992 год. 29 мая

Территория Республики Южная Осетия является неделимой, и отныне на территории Южной Осетии имеют силу исключительно Конституция и законы Республики Южная Осетия.


Признание независимости Южной Осетии

Заявление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

2008 год. 26 августа

Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами – я подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.