Сегодня и вчера
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря (Эскиз неосуществленной картины)
Произведение искусства «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря (Эскиз неосуществленной картины)» Автор:
Суриков Василий Иванович
(1848 – 1916))

Размер:
41 x 65 см.
Техника:
Бумага, гуашь, акварель, итальянский карандаш
Время создания:
1915
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Откуда родом была св. великая княгиня русская Oльга?



Малышевский И.И. Происхождение русской великой княгини Ольги св. // Киевская старина. Год восьмой. Том XXVI. Июль-Сентябрь 1889 г. — Киев, 1889. — С. 1.

«О происхождении этой бессмертной жены, о месте ее рождения, возрасте, образовании и многих других небольших обстоятельствах, которые так хотелось бы знать, — никто ничего не знает». Так выразился Шлецер при сличении летописных и житийных известий об Ольге в своем знаменитом «Несторе», изд. в 1805— 1809 гг. на немецком языке, а в 1809—1819 гг. в русском переводе Языкова. Прошли десятки лет усиленного труда над разработкой начального периода нашей истории, — и замечание Шлецера пришлось повторить одному из наиболее сведущих и ученых представителей этого труда М. П. Погодину, который выражается так: «о роде супруги Игоря, великой княгини Ольги, бессмертной по многим отношениям, до сих пор не сказано было ничего решительного». Эти слова Погодина кстати поставлены эпиграфом к новому ученому сообщению об Ольге, предлагающему новое решение вопроса о ее происхождении. Это сообщение достоуважаемого о. архимандрита Леонида, наместника Троицкой лавры, которому наука обязана уже многими, весьма ценными учеными открытиями, сообщениями и исследованиями в области древней русской истории и письменности, преимущественно церковной. Оно предложено в июльской кн. «Русской Старины» за минувший год ко времени бывшего юбилея 900-летия крещения России, в статье, существующей и в отдельном издании, под заглавием: «Откуда родом была св. великая княгиня русская Oльга». На это сообщение уже было обращено внимание печати при обзорах статей, брошюр я изданий, вышедших по поводу юбилейного празднества, но обстоятельного суждения о нем, сколько помнится, не высказано. Передадим вкратце сущность нового сообщения о св. Ольге.

Занимаясь описанием рукописей покойного графа А. С. Уварова, о. арх. Леонид в запрошлом году нашел, в одном историческом сборнике ХV в., любопытный отрывок из древнего летописца, где описываются в сжатом виде события русской истории с 862 по 1174 г. (до смерти Андрея Боголюбского). Летописец, по содержанию, может быть назван владимирским, ибо в нем обращено особенное внимание на Владимир и его святыни. А время составления его определяется находящимся в начале его «Родословцем» русских князей, в котором последним упоминается сын Иоанна III Иван Младой, сконч. в 1490 г., следовательно, летописец писал в исходе XV в. Неизвестный летописец в изложении событий следует, очевидно, указаниям нашей первоначальной летописи, но заметно уклоняется от повторения всех легендарных сказаний, встречающихся на первых годах оной, а местами делает весьма важные и любопытные дополнения и поясненья некоторых мест своего источника. Для примера приложен отрывок из летописца, относящийся ко времени от Рюрика до Владимира. Из этого отрывка взято ученым исследователем для настоящего сообщения след. место: «Игоря же жени (Олег) в Болгарех, поят же за него княжну, именем Ольгу. И быст мудра вельми». Далее затем описывается поход Олега на Царьград.

Итак, по этому известию, Ольга была родом княжна из Болгарии. Исследователь находит, что это известие наиболее достоверно. Этот вывод уясняется и подтверждается следующими соображениями:

На вопрос о роде Ольги дается, по-видимому, утвердительный ответ в летописи под 903 годом, где говорится: «Игореви же возрасшю и хождаше по Олзе и слушаше его. И приведша ему жену от Плескова, именем Ольгу». Этот Плесков обыкновенно отождествляется с русским Псковом, который в летописях также называется Плесковом. Замена древнего названия Плесков новым названием Псков начинается еще с Лаврентьевского списка летописи, где под 903 г. стоит именно от Пскова, тогда как в Ипатьевском — от Плескова…




Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами
Одно время в Измайловском полку было 65 процентов не православных офицеров...



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"