Сегодня и вчера
Жилье восточных славян
Русская историческая живопись «Жилье восточных славян» Автор:
Иванов Сергей Васильевич


Размер:
58,5 х 83 см.
Техника:
Картон, масло
Время создания:
1907
Смотреть полностью
Примечание:


Так близкие народные оттенки получают некоторым образом вид различных народностей



Костомаров Николай Иванович. Мысли о федеративном начале в Древней Руси. —1860. С. 4.

Все различия между племенами ярко бросались в глаза современников и не исчезали ни после укоренения единого княжеского рода, ни после распространения христианства. Летописцы наши, жившие, разумеется, уже после принятия христианства, говорят, что все они «имяху обычаи свои и закон отец своих и преданья, кождо свои нрав», и при этом жалуются, что некоторые, как, например, Вятичи, долго держались своих языческих привычек, противных христианству. В это время этнографические особенности казались еще резче между ними и теми, к которым христианская вера получила скорейший доступ. Ни география, ни история этих народов не способствовали исчезанию их народностей. Климат и качество почвы поддерживали местные особенности племен. Иных занятий, иного образа жизни требовали поля, обитаемые Полянами, плодоносные, и вместе открытые нападению иноплеменников, чем леса Древлян и болота Дреговичей. Иначе действовал на организм и наклонности человека теплый и здоровый климат Улучей, чем холодный и ровный климат Ростовской и Суздальской земли, или сырой климат отечества Кривичей.

Пространства, на которых жили все эти племена, были слишком велики, а пути сообщения слишком длинны и затруднительны. Дремучие леса, непроходимые болота и широкие степи разделяли их друг от друга. Массы народцев мало знали одна другую; каждый составлял себе понятия о соседях или неверные, или враждебные, и надолго сживался с такими понятиями. По-видимому, взаимная вражда Полян и Древлян принадлежит такому отдаленному веку, что всякое искание ее следов в наше время должно показаться бредом. А между тем, и до сих пор, во взгляде Украинца, потомка Полян (или преемника их по земле) на своего соседа Полещука, потомка Древлян и наследника их имени, проглядывает тень враждебности. Полещук, для Украинца, или колдун, способный на лихое дело, превращавший людей в волков, или глупец, высмеиваемый в затейливых анекдотах. Еще рельефнее выдается, в воображении того же Украинца, Литвин (под этим именем разумеется народ не действительно Литовский, а Белорусский), т. е. потомок Кривичей и Дреговичей, обозначавшийся у него под общим именем Литвина. Земля Литовская до сих пор для Украинца земля чудес и чародейства, как земля Кривская была страною волхвований при Всеславе Полоцком. Так близкие народные оттенки получают некоторым образом вид различных народностей. Чем неразвитее масса народа, чем уже круг ее понятий и скуднее запас сведений, тем уже у нее понятие о своенародности, тем оно сосредоточеннее в самом тесном кругу признаков и все, что сколько-нибудь не похожее на свое, кажется чуждым, иноземным, непривычным, неудобоприемлемым. Различия наречий, нередко даже одного выговора, достаточно, чтоб в каком-нибудь городке или округе составились насмешливые рассказы о соседях и передразнивания. Так и теперь соседи Псковичей и Новгородцев насмешливо передразнивают употребление «ц» вместо «ч» в их наречии, а у Одоевцев и Мценян «ч» вместо «ц». Различие в одежде, постройкее домов, мелочных особенностях домашнего быта, достаточно, чтоб соседи дали соседям прозвище, и это одно уже поддерживает сознание отдельности. Так Ростовцев, например, называют вислоухими за то, что они носят шапки с длинными ушами и лапшевиками за то, что они постоянно едят лапшу. Иногда даже особенности не народа, а местности, дают жителям ее у соседей насмешливое и оскорбительное прозвище; например: Дмитровцев называют лягушками за то, что около их города множество лягушек. Вся южная часть Воронежской губернии населена Малороссами, пришедшими в разные времена из разных краев Южной Руси. Предки одних пришли из Волыни, другие из Подоли, третьи из Северской стороны; разные наречия Южной Руси отпечатлелись в говоре и способе речи их потомков, и одно село смотрит на другое как на особый от него народ. «Что город, то норов«, говорит пословица. В народе оставляют воспоминание не те события, которые касаются внешней политической истории, а те (часто вовсе упускаемые историками), который выказывают народные нравы: так, некогда благоприятный приют разбоев— Северский край и соседний ему — нынешняя Орловская губерния, оставили надолго о себе в народной памяти неприятное впечатление: Орловцев, Кромцев, Карачевцев прозывают ворами и сорвиголовами. В нашей сельской жизни можно повсеместно встретить примеры, как село повторенными несколько раз преступлениями своих жителей навлекает на себя от соседей дурную славу; всех его жителей наголо прозывают ворами, конокрадами, плутами, и тому подобными названиями, и тоже название идет из рода в род. В древности подобные случаи не ограничивались только одними оскорбительными прозвищами, но разражались кровавыми столкновениями, которые раздували более и более вражду и укореняли между ними взгляды, мешавшие им соединиться.




Откуда слово Кремль?
Она не только заставит мужа купить выбранную ею вещь, но еще будет считать себя при этом чем-то вроде жертвы
Разговоры, бывшие между двух российских солдат, случившихся на галерном флоте, в кампании 1743 года.
Турецкие уполномоченные вынуждены были согласиться на предъявленный ультиматум
Пошлите своих лазутчиков приготовить и осмотреть дороги, — все богатство Индии будет вам за сию экспедицию наградою.
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно
Зрелище этого народного праздника оживлено и блестяще
Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"