Сегодня и вчера
Не бо праведно, якоже словеса реша, во cвины поврещи, иже умных бисер чистое и боговидное и доботворное украшение



Курбский Андрей Михайлович. Письма Князя А.М. Курбского к разным лицам. — СПб., 1913. Стб. 53.

Лист Андрея Ярославского до Константина Острозского против варвара неякаго, мнящегося быти мудра, еже похулил словеса новопреложенные Иоанна Златоустого.

Примечание публикатора:
Курбский удивляется, что кн. Острожский переведенную им (Курбским) с латинскаго на славянский беседу Иоанна Златоуста дал «пробовати» невежде и еретику. — Польский перевод не может быть лучше славянского. — Лучше бы спалить или отдать перевод попу якому в Русскую церковь. — Духовное не всякому открывать можно; в доказательство приводится отрывок из книги Дионисия Ареопагита.


Неудобно бывает человеку грубому и неученому, и еще к тому умом врежденному, императором быти, и войска водити, и полки ко сражению врагов по чину устрояти; и еще паче недостоинеше таковому философское, о высоких гадающеся разумех пробовати и разсуждати, и оныя похваляти и иные наругати: понеже зело ми дивно, иже послал есми до вашей светлости княжецкие вещь духовную, от апостольских словес от насветлеишаго мужа протолкованну, и не точию внешния философии и верх достигшаго, но и Духа Святаго исполненнаго и таковым вселенским учителем явишася, иже паче его лепшии ни един обретается во востоке и в западе, во пространных изъявлениих евангельских и апостальских и пророческих словесех непререкомыми свидетелиствы и аргументы содержимых, от нихже едину вещь, яко бы три дражаишия сосуды камением драгим и маргариты словесы его украшени, приведох от Римска, не отменяючи сенсу, а ни граматического чину, а ни в намнеиших по силе моей; а предложих ю на вожделенныи и любимы праотец твоих прирожденный язык Словенский, и послах его ко вашей светлости, на прохлаждение духовное, яко ко благородной душе и светлой княжацкой а, от зацнейшаго и святейшаго учителя заимствовах. От вашей ж милости, не вем, яко случилось, дати таковыя пробовати человеку, не токмо в науках неискусному, но и грамотических чинов отнюдь неведущему, к тому еще и скверных словес исполненному, и во стыду неимеющему, главы священных писании нечисте и скверно отрыгающему: бо и сам от уст его слышах словеса Павла апостола развращение, буе словествующе. Або пишишь, ваша милость, аже бы их, лепшаго ради выразумения, на Польщизну приложити дал: верь ми, ваша милость, естьли бы и не мало ученых сошлося, Словенска языка кланяюще чины грамматические и прелагающе в Польскую барбарию, изложити текст в тест не возмогут, а не токмо Словенские або Гретцкие беседы, а ниже слюбымыя их Латинские. Сенс быти неяко может, но околичность слогнеи зело будет далеко. А естьли бы вашей милости не полюбилася, то бы ваша милость тот напер спалити казал, або попу якому в церковь Рускую отдал. А иже бы ваша милость мене не разумел замышляти от себя, того ради послахом выписавши стих колько строк от книги Дионисиа Ареопогита, пищуще ему до Тимоѳеа апостола: советует не являти духовных лядокому, яко сам узришь, прочитаючи.

От книге Дионисия Ареопагита.

Ты же, о дитя, по преподобном, еже у нас, священническом преданию и уставоположению, сам же священнолепие слыши, иже священне глаголемых, божествен божественных учением быша, и еже во ум сокровением святая скутав от несвященного множества, яко единовидные сохрани: не бо праведно, якоже словеса реша, во cвины поврещи, иже умных бисер чистое и боговидное и доботворное украшение.




Использовать можно, воровать нельзя
Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»
Очередность строительства новых городов и частей будущей Белгородской черты находилась в полном соответствии с направлением татарских нападений
Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"