Сегодня и вчера
Не бо праведно, якоже словеса реша, во cвины поврещи, иже умных бисер чистое и боговидное и доботворное украшение



Курбский Андрей Михайлович. Письма Князя А.М. Курбского к разным лицам. — СПб., 1913. Стб. 53.

Лист Андрея Ярославского до Константина Острозского против варвара неякаго, мнящегося быти мудра, еже похулил словеса новопреложенные Иоанна Златоустого.

Примечание публикатора:
Курбский удивляется, что кн. Острожский переведенную им (Курбским) с латинскаго на славянский беседу Иоанна Златоуста дал «пробовати» невежде и еретику. — Польский перевод не может быть лучше славянского. — Лучше бы спалить или отдать перевод попу якому в Русскую церковь. — Духовное не всякому открывать можно; в доказательство приводится отрывок из книги Дионисия Ареопагита.


Неудобно бывает человеку грубому и неученому, и еще к тому умом врежденному, императором быти, и войска водити, и полки ко сражению врагов по чину устрояти; и еще паче недостоинеше таковому философское, о высоких гадающеся разумех пробовати и разсуждати, и оныя похваляти и иные наругати: понеже зело ми дивно, иже послал есми до вашей светлости княжецкие вещь духовную, от апостольских словес от насветлеишаго мужа протолкованну, и не точию внешния философии и верх достигшаго, но и Духа Святаго исполненнаго и таковым вселенским учителем явишася, иже паче его лепшии ни един обретается во востоке и в западе, во пространных изъявлениих евангельских и апостальских и пророческих словесех непререкомыми свидетелиствы и аргументы содержимых, от нихже едину вещь, яко бы три дражаишия сосуды камением драгим и маргариты словесы его украшени, приведох от Римска, не отменяючи сенсу, а ни граматического чину, а ни в намнеиших по силе моей; а предложих ю на вожделенныи и любимы праотец твоих прирожденный язык Словенский, и послах его ко вашей светлости, на прохлаждение духовное, яко ко благородной душе и светлой княжацкой а, от зацнейшаго и святейшаго учителя заимствовах. От вашей ж милости, не вем, яко случилось, дати таковыя пробовати человеку, не токмо в науках неискусному, но и грамотических чинов отнюдь неведущему, к тому еще и скверных словес исполненному, и во стыду неимеющему, главы священных писании нечисте и скверно отрыгающему: бо и сам от уст его слышах словеса Павла апостола развращение, буе словествующе. Або пишишь, ваша милость, аже бы их, лепшаго ради выразумения, на Польщизну приложити дал: верь ми, ваша милость, естьли бы и не мало ученых сошлося, Словенска языка кланяюще чины грамматические и прелагающе в Польскую барбарию, изложити текст в тест не возмогут, а не токмо Словенские або Гретцкие беседы, а ниже слюбымыя их Латинские. Сенс быти неяко может, но околичность слогнеи зело будет далеко. А естьли бы вашей милости не полюбилася, то бы ваша милость тот напер спалити казал, або попу якому в церковь Рускую отдал. А иже бы ваша милость мене не разумел замышляти от себя, того ради послахом выписавши стих колько строк от книги Дионисиа Ареопогита, пищуще ему до Тимоѳеа апостола: советует не являти духовных лядокому, яко сам узришь, прочитаючи.

От книге Дионисия Ареопагита.

Ты же, о дитя, по преподобном, еже у нас, священническом преданию и уставоположению, сам же священнолепие слыши, иже священне глаголемых, божествен божественных учением быша, и еже во ум сокровением святая скутав от несвященного множества, яко единовидные сохрани: не бо праведно, якоже словеса реша, во cвины поврещи, иже умных бисер чистое и боговидное и доботворное украшение.




Милосердая государыня королева Крестина, вели, государыня, тех наших русских людей из тюрьмы выпустить
«Неотрадная судьба» Белой Руси
Я далек от того, чтоб ожидать полного доверия к моим словам
Безотлагательно приступить к устранению польского языка из преподавания закона Божия
Призывали они нас к себе и говорили, чтоб мы помогли им достигнуть государства Московского и чтоб мы научили свою братью, чтоб Ваш Царской род извести
А город Азов приказал я, холоп твой, строить вновь инженером твоими, великого государя, ратными людьми
Не противоречит ли правде требование процентов?
Так как местность была незнакома, то войскам отдано было приказание, чтобы на случай тревоги, люди стали только в ружье
Памятник сей неумолкно проповедует о доблественных подвигах Царя Иоанна Васильевича и его воинства
Успехи их учеников так были блистательны, что они в три года изучили означенные науки



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.