Сегодня и вчера
Портрет графа Петра Александровича Валуева
Портреты «Портрет графа Петра Александровича Валуева» Автор:
Крамской Иван Николаевич


Размер:
71,2 x 56 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1880
Местонахождение:
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Смотреть полностью

Для состязания с Европой нужны европейские средства, как для войны с нею нужно европейское оружие



Валуев П. А. Дневник П.А. Валуева министра внутренних дел. Том II. 1865-1876 гг. — М. ,1961. С. 416


Какое понятие или какой ряд понятий может быть обозначаем без произвольных толкований или преднамеренных искажений над выражениями: европейские взгляды, европейские начала или европейские стремления? Я разумею эти выражения так, что ими обозначается совокупность выработанных веками результатов христианско-европейской государственной и общественной образованности. Я говорю именно совокупность, потому что эти результаты ныне не принадлежат в отдельности ни одному европейскому государству и ни одному европейскому народу, а суть общее достояние всех, хотя и не все себе усвоили, за собою укрепили или самостоятельно выработали и приобрели одинаковые доли этого достояния. За всеми государствами и народами остались многоразличные им в отдельности принадлежащие особенности или оттенки. Образованность вообще не уничтожает индивидуальностей, ни собирательных, ни единоличных, но только сводит их в известных отношениях к некоторым общим понятиям и правилам, коих основательность, справедливость, удобство, польза или даже необходимость доказаны опытом и засвидетельствованы историей. Руководствуясь этою точкою зрения, я не нахожу повода к предполагаемому так охотно у нас антагонизму между европейскими и русскими понятиями и стремлениями. Я считаю Россию частью христианского мира и частью Европы, хотя не считаю ее ни Англией, ни Францией, ни Германией, и не желаю, чтобы она превратилась в Англию, Францию или Германию, а затем, не думая, чтобы Россия, оставаясь русскою, должна была отказаться от пригодных ей долей общей европейской образованности, не думая, чтобы ей суждено было в единонадесятый час изобрести совершенно новую государственную и общественную образованность и не находя в ее тысячелетней истории залогов к такому изобретению, я полагаю, что русским можно и даже должно пользоваться некоторыми началами и понятиями, ими самими не выработанными, точно так как они ежедневно и на каждом шагу пользуются разного рода материальными открытиями или изобретениями, ими несделанными. Я думаю, что в каждой стране и в каждом народе есть данные стихии, которых нельзя не ведать, отчасти нельзя переработать, а отчасти и не следует желать перерабатывать; но что «методы» управления этими стихиями, если можно так выразиться, суть более или менее общие. Они — результат многоразличных, разновременных и разномастных опытов; а так как эти опыты большею частью совершались не у нас, то и не у нас выработались и установились самые методы. Но это обстоятельство, само по себе, не опровергает их правильности и не может доказывать их к нам непригодности.

Я чужд всякому стремлению перекраивать Россию на иноземный лад; я привязан к ней со всеми ее отличительными особенностями и был бы менее к ней привязан, если бы она их не имела; но я думаю, что эти отличительные, народные свойства не состоят в противоречии с общечеловеческими началами христианской образованности и с общими началами государственного и общественного развития. Не предрешая, в частности, ни одного вопроса о том, что должно и что может быть нам пригодно или к нам приноровлено, я только становлюсь вразрез сухому априористическому отрицанию, отвергающему все неисконно русское только потому, что оно неисконно русское. Я усматриваю в этом отрицании не органическую силу, а преемственное коснение. Я изучаю дела тех проповедников стародавней русской народности, которые воображают, что во времена Котошихина Русь шла своею родною столбовою дорогой, а что с тех пор, благодаря Петру I, она колобродит западными проселками. Я вижу в их делах любовь к насилию и пренебрежение ко всем законам самоограничения и уважения к ближнему. Я желаю силы, славы и благоденствия России; я вижу ее европейских соперников; я знаю, что жизнь государств есть непрерывное состязание, и я убежден, что для состязания с Европой нужны европейские средства, как для войны с нею нужно европейское оружие.




Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами
Одно время в Измайловском полку было 65 процентов не православных офицеров...
Использовать можно, воровать нельзя



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"