История повторяется в стадии фарса


"Российская газета" - Центральный выпуск №5053 (229) от 2 декабря 2009 г.
Автор: Елена Новоселова
Какое прошлое изучают в школах СНГ

Многостраничный труд "Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств" выложен и в Интернете на сайте Фонда "Государственный клуб".

Вчера прошла презентация его бумажной версии. На одну треть она состоит из цитат.

- В докладе мы не давали никаких оценок состоянию исторической науки в республиках СНГ, - комментирует свою работу один из авторов доклада, профессор МГУ Александр Вдовин. - Нам просто хотелось получить представление об учебниках, на основании которых формируется общественное сознание молодых граждан. Нас в основном интересовала совместная история: оценки вхождения в Российскую империю, этапов строительства социализма, Второй мировой войны...

И вот выводы: за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении все остальные страны пошли по пути преподавания своеобразной трактовки истории.

К примеру, на уроках истории балтийских стран в одноименном учебнике всерьез обсуждается "этническое происхождение людей каменного века" (учебник подготовлен в рамках проекта Совета Европы). В учебнике для шестиклассников "История Азербайджана" предки азербайджанцев объявляются современниками шумеров. Частично переведя на русский язык и проанализиров 187 школьных учебников и пособий из 12 стран бывшего Союза, ученые МГУ и других исторических факультетов заметили еще одну общую черту: представление о так называемом "заклятом враге". В учебниках контакты с русскими оцениваются только как источник бед. Так, на уроках в Латвии и Эстонии совместное с Россией отражение крестовых походов отодвинуто в тень. Мало того, авторы учебника "История Эстонии" сожалеют, что крестовый поход остановился на границах Руси. Господа Адамсон и Валдмаа так и пишут: "Отчего же Запад не осуществил масштабный крестовый поход на Русь?.. К 1240 году время было упущено".

Еще один способ выразить свое негативное отношение к Руси, России и СССР - замолчать факты. В учебниках истории Узбекистана нет ни слова о том, что уже в 1967 году (ровно через год после страшнейшего землетрясения, которое уничтожило Ташкент) "звезда Востока" был полностью восстановлен.

История, если верить Гегелю, повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Вот и русские, как "заклятые враги" своих братьев по Союзу, уже фигурировали в исторической науке, причем уже после Октябрьской революции.

- Профессиональных историков я не удивлю, если скажу, что аналогичный нынешнему период в науке уже был: после революции до 1934 года, - рассказывает Вдовин. - Считали, что вступление республик в Российскую империю - это абсолютное зло, а русские должны заплатить за угнетение. Но в преддверии Второй мировой появилось понятие "старшего брата", который обязан помогать младшим. Зло стало не абсолютным, а относительным. И только в начале пятидесятых, заметьте, с подачи руководителя Азербайджана Багирова стали говорить о том, что объединение с Россией - исключительное благо.

Слово геноцид, с легкой руки украинских историков, назвавших геноцидом голод начала тридцатых годов, прижилось в учебниках и других стран. Например, в киргизских так называют подавление восстания в Туркестане в 1916 году, есть параграф о голоде в казахском учебнике - "Геноцид Голощекина и трагедия казахского аула".

Учебники Грузии, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана и Эстонии оценивают политические репрессии как этнический геноцид. Если заменить в этом списке Узбекистан на Украину, то получится компания стран, где в учебниках Советский Союз назван агрессором и инициатором Второй мировой войны. Есть "перлы", которые нужно просто читать, как говорится, без комментариев: так, в латвийских учебниках подчеркивается, что жители Латвии были "незаконно призваны" в Латышский легион СС. И объясняется, что с СС Латышский легион связывало "только название". Неудивительно, что молодежь СНГ имеет самое приблизительное представление об истории XX века. По-видимому, те времена уже перестали быть для молодых граждан независимых государств периодом собственной истории. К примеру, по данным "Европейского мониторинга", 39 процентов молодых жителей Эстонии и 46 процентов Грузии никогда не слышали о маршале Жукове.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"