Все документы темы  



Жанры, виды фотографии

Фотография нашла широчайшее развитие и применение в самых различных областях человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали ее одним из самых эффективных способов запечатления действительности, важным средством информации и документирования. Фотография широко используется в искусстве (художественная фотография), во многих отраслях наук (научная фотография), в технике (полиграфия, репрография), в быту.

Основные виды и жанры фотографии сложились в первые десятилетия ее существования. Почти сразу фотография разделилась на три большие группы (вида): научно-прикладную,  художественную, публицистическую. Но отнести то или иное конкретное изображение к какой-либо определенной группе часто бывает трудно. Отсутствие универсальных критериев оценки фотографии свидетельствуют о ее бесконечном разнообразии. Нельзя считать деление на жанры чем-то застывшим и общепринятым, так как насчитывается огромное количество смешанных форм. В современной фотографии появились снимки, которые еще ждут своей классификации, и жанры, которые требуют теоретического осмысления и разработки.

В настоящее время в исследовательских работах по фотографии  выделяются следующие устоявшиеся виды и жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, документальная, научно-прикладная фотография.

 

Натюрморт (от французского nature morte, буквально – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов быта, атрибутов какой-либо деятельности, цветов, плодов, промышленных изделий, произведений прикладного искусства. Предметные композиции создают своеобразные картины жизни и рассказывают об отсутствующем в кадре человеке. Выразительные средства натюрморта необычайно разнообразны, а круг тем практически неисчерпаем.

Фотографический жанр натюрморта стал складываться сразу с возникновением фотографии. Первым снимком Л. Дагера был натюрморт («Уголок мастерской художника», 1837 г.). Развитие жанра не сковывали скромные возможности светописи того времени, которые ограничивались низкой чувствительностью  фотоматериалов и необходимыми в связи с этим длительными выдержками. Неподвижные предметы можно было экспонировать сколько угодно долго, а выбор и компоновка их зависели только от творческой фантазии фотографа.

Освоение фотографией своих собственных специфических изобразительных средств сказалось и на понимании натюрморта. Расширился круг предметов и мотивов натюрморта, в него всё больше проникала окружавшая художника повседневная реальность. Подробно «описать» предмет, выявляя его красоту, и подчеркнуть  её красотой композиции – такова задача классического натюрморта.

Время изменяет не только живое, но и оставляет следы на предметах. Многие из них, бытуя среди людей, вызывают ассоциации, далеко выходящие за рамки предметного мира и отражающие жизнь и чувства отсутствующих в кадре людей. Жанр натюрморта, также, тесно смыкается с рекламной фотографией.

 

Из наиболее выдающихся отечественных фотографов, работавших в жанре натюрморта, можно назвать Александра Хлебникова (1897 – 1979).

 

 

Пейзаж (франц. Рaysage, от  pays – страна, местность) – жанр,  в котором объектом изображения является природа. К пейзажу принято относить изображение больших пространств. П. может быть ландшафтный, архитектурный, городской, индустриальный, сельский, но чаще всего пейзаж – это изображение природы.

Фотографический жанр пейзажа, как и натюрморта, начал складываться с зарождения фотографии. Первый в мире снимок Н. Ньепса (1826 г.) – вид на городские крыши, по существу представлял собой архитектурный пейзаж. С появлением дагеротипии многие фотографы стали снимать всемирно известные памятники архитектуры и другие знаменитые достопримечательности. Широкому и быстрому распространению архитектурного пейзажа способствовали большие размеры, локальные объемы и неподвижность объектов архитектуры, тогда как изображение живой природы для фотографии того времени с её длительными выдержками и несовершенными материалами удавались с большим трудом. Причиной тому было движение на ветру листьев и травинок, дробность деталей пейзажа, труднодоступная воссозданию игра света и тени. Поэтому первые изображения пейзажа отличались обобщённостью формы, отсутствием излишних подробностей. Он приносил больше пользы географии и ботанике, снабжая ученые общества и путешественников ландшафтами и видами познавательного характера. Дальнейшая эволюция пейзажного жанра была связана с новыми возможностями фотографической техники: снимок стал документальным свидетельством изображённого фрагмента природы. Появились также фотопейзажи, органически включающие человека. Такие пейзажи характерны для  Е.Вишнякова, М. Дмитриева, А. Карелина, С. Прокудина-Горского. В то же время некоторые фотографы, следуя традициям живописи, научились передавать в пейзажных мотивах  определенное настроение, личностное восприятие натуры (пикториальная фотография). Этим отличались работы Н. Андреева, С. Лобовикова, Н. Свищова-Паолы,  А. Гринберга.

 

 

Портре́т (франц. portrait, от cтарофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей.

Портрет был всегда одним из популярных видов изобразительного искусства, а в дофотографическую эпоху, написанный рукой художника, он вообще был единственной возможностью запечатлеть облик человека. С появлением дагеротипии он стал доступнее, а фотография в жанре портрета сразу стала очень популярной, дерзнув конкурировать с живописью (правда, получив при этом от художников презрительное прозвище – «живопись для бедных»).

Портрет можно подразделить на виды: студийный или постановочный, документальный, репортажный.

Первые портреты делались непосредственно в фотомастерской. Их называют студийными или постановочными. Среди фотографов-портретистов существовало своеобразное деление по рангам. Были многочисленные владельцы небольших заведений (особенно в провинциальных городах). Они обслуживали довольно широкий круг местного населения, летом выезжали в военные лагеря или на ярмарки. В крупных городах портретные заведения были солидными, их владельцы отличались большим мастерством. Удачные снимки они посылали на художественные и промышленные выставки. На паспарту для престижа они непременно воспроизводили почетные знаки и награды. Высший ранг фотографа-портретиста – владельцы столичных мастерских. Этих фотографов удостаивали своего внимания императорские и великокняжеские дворы, именитые и известные люди.

Имена не всех фотографов видных когда-то портретных заведений вошли в историю художественной фотографии. И, наоборот, в настоящее время открываются все новые имена провинциальных фотомастеров поражающих своим творчеством.

Для создания фотопортрета мастер использовал сложившиеся «канонические» позы. Известно, что из-за невысокой чувствительности дагеротипных пластинок экспозиции были весьма продолжительными. Чтобы помочь клиенту долгое время находиться в неподвижности, были придуманы разного рода головодержатели (первый их изобрел А.Греков). Но, несмотря на все эти сложности, фотохудожникам удавалось достигать удивительной непосредственности своих героев.

Композиционные возможности были ограничены. Малая глубина резко изображаемого пространства, характерная  для портретных объективов того времени, вынуждала располагать человека и предметы обстановки примерно в одной плоскости. Существенной задачей был выбор фона. Применяли рисовальные ландшафты-задники. Позже появились драпировки, балюстрады, макеты античных колон, виды моря, садов и т.п. Большое внимание уделялось освещению. Фотографы сочетали верхний и боковой свет (павильон имел стеклянную крышу и одну застекленную стену).

Мастер портретной фотографии француз Адольф Диздери ввел размер снимков на паспарту 6 х 8 сантиметров, равный визитным карточкам. Размер «визиток» настолько пришелся по вкусу, что буквально за несколько лет завоевал симпатию заказчиков. В обиход входили и снимки большого, кабинетного размера. 

В России в 1850 – 1870-е гг. талантливыми мастерами художественного портрета являлись  С. Л. Левицкий, который создал обширнейшую галерею портретов,  и  А.И. Деньер. Он добился смягчения «протокольной резкости» в портретах, которая вызывала много нападок. Этот прием получил название «способ Деньера». Некоторые художники, в том числе и Крамской, писали заказные портреты с фотографий Деньера.

Деятелей искусства того времени волновал вопрос: может ли портретная фотография передать духовный облик человека, позирующего перед камерой? Фотообъектив способен запечатлеть в выражении человеческого лица и правду, и случайность, и ложь. 

 

Репортажный портрет является частью документальной фотографии. В отличие от студийных произведений, где автор имеет возможность фотографическими средствами менять внешние данные человека, здесь сильно документальное начало.

Эволюция жанра портрета в сторону репортажности  объясняется  стремлением к более полному отражению связи между человеком и его делом. Первыми репортажными портретами можно назвать снимки актеров петербургского фотографа Константина Шапиро. Он понял, как важно запечатлеть актера средствами моментальной фотографии в игре, в исполнении роли. Шапиро выполнил серию снимков известного актера В.Н. Андреева-Бурлака в период исполнения монолога.  Изданный в 1884 г. альбом из тридцати фотографий вызвал восторженные отзывы. Подобные серийные портретные изображения становятся одним из самых распространенных жанров  фоторепортажа.

 

Жанровая (бытовая) фотография. Жанровая фотография (как и живопись) характерна обращением к событиям и сценам повседневной жизни. В ранних жанровых съемках фотограф, подобно художнику, находил натурщиков, одевал их в соответствующие одежды, помещал в нужный интерьер, выстраивал композицию, напоминающую картину. Фотографы той поры ухитрялись разыгрывать в студии все, даже сцены охоты в лесу. Так, для такого снимка, канадский фотограф В. Нотман выстроил в ателье лес из бутафорских деревьев, камней и мха, расположил чучело зверька, на которого идет охота.  Самый ранний жанровый снимок, «Приставная лестница», принадлежит Ф. Тальботу (1845).

Важным рубежом для развития жанровой фотографии стало появление высокочувствительных материалов и моментальных затворов. Сразу отпала необходимость в натурщиках, которые принимали необходимые позы и долго сохраняли их перед объективом. Натурщиков заменили случайные прохожие, все те, кто привлекал фотографа. Легкость в получении моментальных снимков привела к «взрыву» произведений на бытовые темы. Практически каждый владелец  фотоаппарата получил возможность фиксировать сценки из повседневной жизни.

Русские фотографы, которые первыми начали работать в жанре бытовой или жанровой фотографии: В. Каррик, А. Карелин, С. Лобовиков.

 

 

Документальная (репортажная) фотография. Документальная фотография — это, как правило, серия снимков на определенную тему, об определенном событии, выполненных в хронологическом порядке. Жанр документальной фотографии появился в 1880-1890-х гг. Он связан с развитием фотографической техники и появлением моментальной  фотографии. Первыми репортерами среди отечественных фотографов можно назвать Н. Диго (Дмитриев) и К. Шапиро. Николай Дмитриевич Диго еще в 1855 г.  на мокроколлоидных пластинах  осваивал съемку событий.  К 1880-м годам он был уже автором известных серий «мгновенных снимков», выполненных  на сухих броможелатиновых пластинах (например, «Скачки в царском селе»).

В 1880-е годы фотография внедрилась в полиграфию. Появление фотографии на страницах печатных изданий правомерно сравнивается с открытием книгопечатания. Фотография становится самой  распространенной технологией передачи визуальной информации. Дальнейшее совершенствование техники быстрой съемки, особенно появление пленочного фотоаппарата «Кодак», позволило фотографировать общественные события, «саму жизнь». Первой документальной фотографией можно назвать снимок Александра Гарднера «Мятежный снайпер в логове дьявола».  Он  сделан в день битвы армий Севера и Юга при Геттесберге, во время Гражданской войны в Америке (1863 год). На протяжении более чем столетия эта фотография привлекает внимание исследователей фотоискусства, несмотря на то, что некоторые эксперты говорят об имевшем место факте монтажа. Так зарождалась профессия фотографа-хроникера, корреспондента.

В России фотографы А.И. Иванов, Д.Н. Никитин, М.В. Равенский предоставили сюжеты Русско-турецкой войны 1877-187 гг.  Известный фотограф Максим Дмитриев  вошел в историю фотографии именно как мастер, применивший «репортажный» метод в портретной и жанровой фотографии, а его серия фотографий «Неурожайный 1891-92 год» положила начало русскому публицистическому репортажу. К признанным мастерам хроникальной фотографии начала XX века можно отнести отечественных авторов Якова Штейнберга, Карла Буллу, Петра Оцупа. Эти мастера оставили потомкам фотоснимки самых громких событий ушедшего века — Первой мировой войны, революции 1917 года. Фотография стала вести визуальную документацию событий.

До недавнего времени термин «документальная фотография» в профессиональном языке отсутствовал. Сегодня он обозначает жанр, изображающий явления и события с помощью погружения в тему, обычно социального характера. Этот жанр объединяет задачи фотоискусства и фотожурналистики. Нередко документальную фотографию относят к жанрам фотожурналистики. В фотодокументалистике выделяют такие поджанры, как хроникальная, уличная фотография и другие. Подобные деления, конечно, условны: границы между жанрами весьма размыты.

 

Научно-прикладная фотография.  С первых шагов своего возникновения фотография применялась в научной сфере. В России рождение фотографии принято считать с демонстрации 23 мая  1839 г. ботаником Ю. Ф. Фрицше снимков листьев различных растений, которые он сделал по  способу Тальбота. С распространением мокроколлоидного способа съемки фотография быстро распространялась в разных научных областях, особенно в естествознании, этнографии, географии. Объективы фотоаппаратов приспособили к телескопам и стали снимать космические объекты. Еще на заре дагеротипии делались попытки фотографирования Луны камерой-обскурой. Съемка проводилась в 1840 году, выдержка длилась двадцать минут. А 3 декабря 1863 года Самуэль Дрейпер уже новым способом фотографирования достиг успеха: получил  снимок Луны, который можно было размножить. В 1860-х годах фотографию официально приняли на службу  астрономии: по договоренности ученых нескольких стран началась планомерная съемка звездного неба. Это был важный этап сближения фотографии с наукой.

В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года – сотрудника Российской Академии наук.
Возглавив лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела в научной среде сенсацию.

Фотографов стали включать  состав научных экспедиций. Полученные снимки невиданных мест и «типов населения» были убедительными документами.

 В России первые этнографические снимки сделаны фотографом Михаилом Борисовичем Тулиновым, который  в 1850-1860- е годы участвовал в экспедиции этнографа  Н.И. Второва. Он сделал сотни снимков крестьян в Воронежской губернии. Получился целый альбом типов и костюмов  населения этого края.

Большое значение приобрела фотография в изучении памятников археологии, архитектуры, музейных реликвий. Благодаря деятельности Московского Археологического Общества фотографы фиксировали «памятники старины» и «древности» во многих областях России.   Особенно выделился на этом поприще фотограф И.Ф. Барщевский, который оставил для потомков тысячи прекрасных снимков объектов историко-культурного наследия.

Отделы гравюр и эстампов национальных библиотек стали собирать серии фотографий  из различных областей науки и искусства. Такие отделения были открыты в Национальной библиотеке в Париже,  в Публичной библиотеке Петербурга.

 

Фотография занимала все большее место на торгово-промышленных и промышленно-художественных выставках. Выделяется область рекламных и декоративных фотоизображений.

 

Постановочная фотография.

Постановочные фотографии начали формироваться с самого рождения фотографического творчества. Первоначально эта методика заимствовала приемы композиции и изобразительных решений классической живописи. Объект, предназначенный для съемки, сначала компоновали в предметном пространстве с учетом картинной плоскости снимка и границ кадра. Снимающегося человека усаживали перед фотоаппаратом, придумывали ему позу, жест, указывали направление взгляда и даже выражение лица; жанровая сценка репетировалась и разыгрывалась в пространстве, охватываемом углом зрения объектива, ее участники замирали в принятых позах по сигналу фотографа: "Спокойно, снимаю!" Так сложился способ создания кадра-картины, который впоследствии получил название постановочного метода, или метода постановки. Это понятие включало режиссерскую работу фотографа с людьми как момент, обеспечивающий художественный результат съемки.

Постановочная фотография, прежде всего, указывает на некий определенный идейный замысел. Именно художественная идея является основой любой постановочной фотографии и требует конкретной ее реализации. В силу этого содержание постановки может быть самым разнообразным и не сводится только к одному какому-либо жанру.

Ярким представителем ранней постановочной фотографии в России можно назвать В. А. Каррика. В своих произведениях он наделял человека – мастерового, крестьянина, уличного продавца характерными для его ремесла предметами, часто допуская театральную, иногда с юмором, наигранность. Талантливым мастером постановки был А.О. Карелин. Его знаменитые «комнатные группы» обращали внимание знатоков и любителей фотографии.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"