Все документы темы  



Военно-экономическое сотрудничество Швеции с Германией в 1940 – 1944 гг.

С началом Второй мировой войны Швеция стремилась избежать втягивания ее в какую-либо из враждующих коалиций.

1 сентября 1939 г. Швеция заявила о своем нейтралитете в германо-польском вооруженном конфликте.

3 сентября после объявления Великобританией и Францией войны Германии Швеция объявляет о своем нейтралитете в новой мировой войне.

12 апреля 1940 г. премьер-министр Швеции Пер Альбин Ханссон (Per Albin Hansson) заявил о строгом нейтралитете Швеции и отметил, что использование территории Швеции воюющими странами для транспортировки своих военных грузов несовместимо с ее нейтралитетом.

Король Швеции Густав V и премьер-министр Пер Ханссон. 1941 г.

С июня 1940 г., когда Германия, захватив Данию и Норвегию, закрыла Швеции выход из Балтийского моря шведское правительство и часть шведского общества начали склоняться к расширению политического и экономического сотрудничества с Германией.

18 июня 1940 г. Швеция разрешила пропуск через свою территорию германских военнослужащих-отпускников, следовавших из оккупированной Норвегии.

25 июня 1941 г. Швеция разрешила транзит 163-й пехотной дивизии вермахта Engelbrecht (18 000 человек) через свою территорию в Финляндию, что являлось прямым нарушением нейтралитета, который был объявлен шведским правительством 1 сентября 1939 г. и заявлением премьер-министра Пера Ханссона от 14 апреля 1940 г.

5 июля 1940 г. началось движение поездов с германскими военнослужащими и грузами через территорию Швеции.

13 сентября 1940 г. шведский торговый флот получил со стороны Германии разрешение свободно проходить через пролив Скагеррак между Скандинавией и Ютландией, соединяющий Северное и Балтийское моря. Также германский ВМФ сопровождал шведские суда через минные поля. Это позволяло Швеции на правах нейтральной страны свободно торговать в различных частях земного шара, являясь торговым посредником для воюющих держав.

Германские солдаты на остановке во время транзита через Швецию. 1941 г.

28 октября 1941 г. король Густав V (Gustaf V) направил послание Адольфу Гитлеру (Adolf Hitler) с благодарностью за разгром большевизма.

20 декабря 1941 г. был заключен шведско-германский торговый договор, по которому Германия к 1944 г. вывезла из Швеции 38 млн. тонн железной руды, обеспечив свои потребности на 90%. В среднем в каждом германском орудии и танке содержалось до 30% шведского металла.

В Германию также поставлялись шарикоподшипники, лесоматериалы, ферросплавы, качественная сталь, целлюлоза, искусственное волокно, станки, электрооборудование, инструменты и морские суда. Транзитом через Швецию из третьих стран (в основном сначала из США, а затем из Аргентины) Германия получала нефтепродукты, а также шерсть, кожи, кофе, вина, табачные изделия, одежду и прочие виды дефицитных для нее товаров. Швеция экспортировала из Германии уголь, кокс, синтетический каучук и искусственные удобрения. В банках Швеции Германия и ее граждане размещали значительные финансовые средства, в том числе и конфискованные ценности на оккупированных территориях стран Европы.

Шведское торговое судно. Гетеборг, 1942 г.

В свою очередь шведские банки предоставляли крупные кредиты для промышленных предприятий Германии, в том числе для тех, кто производил военную продукцию.

Многие шведские фирмы, производившие вооружения, в частности артиллерийские орудия и стрелковое оружие, в течение всей войны поставляли комплектующие детали в вермахт, а также в армии сюзников Германии – в Венгрию, Финляндию и Румынию.

Шведское зенитное орудие в венгерской армии. 1941 г.

13 марта 1942 г. шведская полиция конфисковала тиражи 17 шведских газет, где появилась информация о том, что в оккупированной Норвегии против арестованных гестапо участников Сопротивления применяются пытки.

В 1942 г. по сравнению с 1939 г. шведский экспорт в Германию почти удвоился, составив 410,3 млн. рейхсмарок.

К началу 1943 г. шведский экспорт в Германию и в союзные ей государства составил 72,8% оборота.

В январе – июле 1943 г. из добытых в Швеции 10,8 млн. тонн железной руды в Германию было отправлено 10,3 млн. тонн.

Летом 1943 г. германские войска начали общее отступление на Восточном фронте. Англо-американские войска высадились в Сицилии и готовились к десантной операции на побережье Италии. Вскоре Италия вышла из войны. Швеция начала радикально менять свою политику в отношении Германии.

20 августа 1943 г. Швеция приостановила пропуск германских отпускников через свою территорию. К этому времени через шведскую территорию проследовало более 2 140 000 германских военнослужащих и более 100 000 вагонов с германскими военными грузами. На потребности Германии работало 10% пропускной способности дорожной сети Швеции. Отчисления германской стороны за услуги транзита составили 85 млн. крон.

1 июня 1944 г. Швеция запретила авиационный транзит для германских ВВС через свою территорию.

С лета 1944 г. Швеция окончательно переориентировалась на сотрудничество со странами Антигитлеровской коалиции.

 

Мелин Я., Юханссон А., Хеденборг С. История Швеции. М., 2002.

Wahlbäck K., Boberg G. Sveriges sak är vår. Svensk utrikespolitik 1939 – 45 i dokument. Stockholm, 1966.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"