Все документы темы  


Питирим, архиеп. Доношение епископа Питирима нижегородскому вице-губернатору Ржевскому Ю. А. / Публ. [и вступ. ст.] В. Г. Бухерта

Питирим, архиеп. Доношение епископа Питирима нижегородскому вице-губернатору Ржевскому Ю. А. / Публ. [и вступ. ст.] В. Г. Бухерта // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 31—33. — [Т.] IX.

31

Нижегородский архиеписком Питирим (ок. 1685—1738) — один из наиболее примечательных церковных иерархов эпохи Петра I — сначала сам был раскольником. Затем, уже в зрелые годы, отошел от раскола и признал официальную церковь. В 1704—1717 гг. он — строитель, а затем игумен Николаевского Переславского монастыря, в 1717—1719 гг. — архимандрит Успенского Кержебельбашского монастыря, с 1719 г. епископ, а с 1724 г. — архиепископ Нижегородский и Алатырский*.

В 1718 г. Питирим предложил Петру I целую систему действий против раскола. Методы борьбы, предложенные им, были жестоки. Помощником ему Петр I назначил капитана лейб-гвардии Ю. А. Ржевского.

21 октября 1719 г. из Московской Новонемецкой слободы в Преображенский приказ был доставлен «скатертного дела мастер» Иван Никифорович Бородин. Допрос пришлось отложить: Бородин явно был психически болен, находился, «в меланколии и во иступлении ума». Родственникам, опасавшимся, как бы Ивана «не откинули из мастеров», приходилось скрывать, что он «бывал в страхе великом, людей баивался, и в беспамятстве из дому уходил»**. По завершении следствия князь И. Ф. Ромодановский распорядился Бородина «за то, что сказал за собою государево слово и дело ложно», наказать — «бить кнутом нещадно» и освободить под расписку.

21 марта 1720 г. в Нижнем Новгороде был казнен («отсечена голова, а тело его сожжено») дьякон Александр — один из руководителей старообрядцев знаменитого Керженца***. Питирим, причастный к осуждению дьякона, видимо, опасался ответных действий со стороны старообрядцев. В сентябре 1720 г. к епископу явился неизвестный человек, назвавшийся Иваном. Это и был отпущенный Ромодановским Бородин. 3 октября 1720 г. в Троицком Бельбашском монастыре он совершил покушение на иеродьякона Гурия, бывшего у Питирима судьей по раскольническим делам, и описавшего миссионерскую деятельность епископа****. Сам Питирим, находившийся там же, лишь случайно избежал ножа Бородина. Епископ сразу же заподозрил, что покушавшийся подослан старообрядцами, хотя ему было известно о душевной болезни «скатертного дела мастера».

20 ноября 1720 г. нижегородский вице-губернатор Ю. А. Ржевский учинил допрос Бородину («дано ему на виске 38 ударов и огнем зжен*****), но добиться от него признания в попытке умышленного убийства не удалось. Преображенский приказ, запрошенный Ржевским о Бородине, предоставил вице-губернатору самому решить судьбу подследственного. Что затем стало с Бородиным — неизвестно. Доношение Питирима хранится в РГАДА (Ф. 371 «Преображенский приказ». Оп. 1. Д. 1220. Л. 17—18).

1720 г. ноября 17

ЦАРСКОГО ПРЕСВЕТЛОГО ВЕЛИЧЕСТВА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРУ
И ОТ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ КАПИТАНУ ПОРУЧИКУ
ЮРЬЮ АЛЕКСЕЕВИЧУ РЖЕВСКОМУ
ДОНОШЕНИЕ

Сего 1720 года сентября в день пришел ко мне в крестовую полату незнамой человек после вечерни в худой самой одежде и бос и востребовал, чтобы ему меня видеть. И о том келейников моих просил, и келейники мне о нем объявили и то, что он меня требует видеть. И я ево к себе пустил и стал у него спрашивать, что

32

он за человек и отколе. И он веле мне келейников выслать вон, что есть де мне говорить духовные слова. И я ему велел говорить при келейниках, понеже у меня о нем в уме стало быть сомнение, что не послан ли от раскольщиков ради соделания каковаго злодейства, однако же, однако же, отдая пастырской долг, остался с ним один, а келейников выслал вон. И стал ево спрашивать: что он за человек и отколе. И он сказал себя московского жителя, Иваном зовут и был де он на полотняных заводех мастером и будто ум у него испортился, и с ума будто сходит и я ево спросил: «Что тебе ко мне какое есть духовное дело?» И он мне сказал что: «В церковь де я хаживал, а ныне не хожю того ради, что в ней ныне не право. И крещуся де я двумя персты, да то де и правда та». И я ему говорил много, чтобы он такое сомнение отложил, и спрашивал, кто его учит, и он не сказал никово: «Я де сам грамоте умею». Еще спросил, где он живет, и он сказал: «Я де так скитаюся, нигде не живу». И стал меня просить, чтобы ему у меня жить в доме и исповедатися ко мне. И я ему отрицал ко мне исповедатися и велел ему исповедатися у иеромонаха. И он от того весьма отрекся и сказал: «Я де кроме тебя ни х кому на исповедь не пойду потому, что я де и ныне всегда без ума и всех де боюся: кажется меня ловят и хотят мучить я де и тебя боюся». И я стал ево наипаче спрашивать: чево ради боится. «Не бойся никово». А я сам наипаче и говорю и боюся ево и стал паче принуждать, чтобы он шел на исповедь к иеромонаху. И он сказал: «Мне нельзя ни х кому идти кроме тебя». И я паче стал ево спрашивать, чего ради нейдет к иным кроме меня и он сказал, что: «Я де живучи в Москве с ума сходил и царя согрешил, бранил и за то в Преображенской бран и пытан и вьптущен де я на поруку, поручился де по мне брат родной, понеже узнали де меня, что я без ума». И я таковые слова слышавши рассудил, что лутче мне ево у себя подержать и на исповедь принять к себе, того ради посмотрю, нет ли в нем и от умыслу каких тяшких государственных дел. И сказал ему в надежду: «Добро, я тебя на исповедь приму». И велел ему у себя в доме жить и ходить за службу церковную. И по неколицех днех поехал я в пустынныя монастыри и он Иван стал проситцся со мною: «Я де тамо в Успенском монастыре и жить стану». И я ево взял с собою, и прибывши в Троецкой монастырь, поживши дня два, и он стал себя казать уныла и умом смущена. И сего октября в 3 день поутру, на первом часу дни, иеродиякон Гурий пришел во оную келию где он Иван начевал, и пришед оный Гурий стал в окошко глядеть. И оны<й> Иван созади ударил ево в правой висок ножем и, схватя, повалил на пол, и сел на нем с ножем резать. И оны<й> диякон Гурий, под ним лежа, стал крычать и за нож и за руки хватать. И на такой крык прибежал скоро келейник Иван Елисеев, и оного Ивана с ножем на Гурии застал, и отнял у него Гурия. И оны<й> убийца Иван, побежал из келии вон в сении, и в другие сении к моей келии. И помяненный келейник Иван ухватил ево за рубаху, чтобы не допустить ко мне в келию, и оны<й> убийца рубаху с себя спустил и ушел наг к моей келии. А в то время со мною в келии был монах мой диякон Ияков и услышал в сенях крык, что крычит помяненный келейник Иван: «Запритесь, запритесь. Иван взбесился». И Ияков, вскоча, келейную дверь ухватил за замок и держал всею силою. А оны<й> убийца из сеней в келию ко мне ломился и дверь отворяет, однако же милосердием Божиим Иякова он не одолел, в келию хоша и много* ломился, но Ияков в келию ко мне ево не допустил. И в то время Гурий выбежал на крыльцо и закрычал: «Салдаты, салдаты». И салдаты услышали и выбежали и увидели Гурия в крови, прибежали и он им сказал, что Иван пришлой зарезал ево и побежал в келию с ножем к епископу. И солдаты кинулися к моей келии в сении. И оны<й> убийца ножик кинул и от дверей моея келии побежал на полати сенныя, и с полатей на мою келию. И на келии ево салдаты с великою нуждою едва взяли понеже не давался, во всех бросал кирпичами, однако, хоша и с трудом, да взяли ево и я велел им держать у себя за караулом.

33

Посмотрели ево, что он пытан, и я ево послал в кандалах в Успенской монастырь, что на Бельбоше. А мне о нем разсуждется, что надлежит про нево справиться: в Преображенском держан ли он, и за вышеписанныя бранныя слова пытан ли, и без ума ли подлинно был, и свобожден ли оттоля, и не подослан ли от раскольщиков меня убить, и не по умыслу ли Гурия диякона ножем резал, понеже он крестится по раскольнически и старается за сие и прочьчая по раскольнически же недугует. И о сем как ваше благородие благоволит.

На подлинном доношении пишет:
Смиренный Питирим епископ Нижегородский и Алаторский

Публикация В. Г. БУХЕРТА

Сноски к стр. 31

        * См.: Макарий (Миролюбов). История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1750 г. СПб. 1857. С. 32—103.

      ** РГАДА. Ф. 371 «Преображенский приказ». Оп. 1. Д. 1220. Л. 3. 5 об.

    *** См.: Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVII столетия. СПб. 1861. Т. I. C. 622—641.

  **** См.: Гурий. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиепископа Нижегородского // Братское слово. 1888. Т. 2; 1889. Т. 1.

***** РГАДА. Ф. 371. Оп. 1. Д. 1220. Л. 18.

Сноски к стр. 32

        * В тексте «и вного». (Прим. публ.)

Теги: Российский архив, Том IX, 02. Доношение епископа Питирима нижегородскому вице-губернатору Ю. А. Ржевскому, Служебные документы и письма

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"