Все документы темы  


Шпанберг, Мартын Петрович


1698, деревня Ерне, Дания(по др. сведениям — 31 декабря 1696 года в г. Рибе) — 1761, Кронштадт — Капитан 1 ранга, участник 1-й и 2-й Камчатских экспедиций, исследователь северной части Тихого океана, Курильских островов и Япониипо другим сведениям, Шпанберг родился 31 декабря 1696 года в г. Рибе Датского Холстена

датчанин, неизвестно, когда поступил на морскую службу в Россиию. По списку морских чинов видно, что в 1726 г. он был лейтенантом, в 1732 г. — капитаном 3-го ранга, а в 1736 г. — капитаном 1-го ранга. В мае 1724 г., по Высочайшему повелению, коллегия определила отправить два пакетбота в Любек для перевозки пассажиров, писем и ручной клади. Командирами этих судов поставлены Ш. и Сомов. По возвращении из этого путешествия Ш. принимал деятельное участие в двух Камчатских экспедициях под начальством Витуса Беринга. В первый раз исследователи, после многих трудов и лишений, добрались до 65 гр. 30’ с.ш., при чём на долю Ш. выпало сложное дело постройки судов на Лене для перевозки груза и расследование водного пути до Нижнекамчатска. Когда вскоре по возвращении из первой экспедиции Беринг представил императрице Анне Иоанновне записку, в которой предлагал проведать пути к Америке и Японии, для торговли с этими странами, и исследовать северный берег России между Обью и Леной, адмиралтейств-коллегия снарядила новую экспедицию, и Ш. был поставлен во главе самостоятельного отряда, посланного для осмотра берегов Японии и описи Курильских островов и реки Амура. Эта вторая экспедиция затянулась на несколько лет. Летом 1738 г. Ш. плавал вдоль западных берегов Курильской гряды, насчитал 31 неизвестный ещё остров, дал им названия и нанёс на карту. В следующем году он повторил путешествие, придерживаясь, однако, на этот раз восточной стороны Курильских островов. Дойдя до 39 гр. с.ш., Ш. увидел наконец берег Японии, острова Нипона, и, следуя далее к югу, 22-го мая бросил якорь. Здесь он завёл сношения с туземцами и обменивался с ними товарами. Отсюда путники направились на с.-в. Дорогой  Ш. видел много островов, но в виду того, что люди его были больны, не приставал к берегу и 14 июля вернулся в Большерецк. Прибыв затем в Охотск, где застал Беринга, Ш. изложил ему свой дальнейший план экспедиции: он думал отправиться с большим числом спутников к вновь открытым островам и привести жителей их в русское подданство. Беринг предложил Ш. лично отправиться в Петербург для представления своего проекта. Ш. поехал, но должен был, в силу запрещения адмиралтейств-коллегии, остановиться в Якутске, так как над ним наряжено было следствие в виду подозрения, что он вовсе не был в Японии, а плавал вдоль берегов Кореи. Расследование показало, однако, что путешествие Ш. не было фикцией, и что лишь сведения, собраные им, не достаточно точны, а поэтому 15 апреля 1740 г. Ш. получил приказание возобновить экспедицию. Летом следующего 1741 г. он совершил своё третье путешествие к Курильским островам, отрядив предварительно дубель-шлюпку «Надежда» под командой мичмана Шельтинга с геодезистом Федоровым для описи западных берегов Охотского моря до устья Амура. Привести в исполнение свой план и на этот раз Ш. не удалось. Он намеревался уже возобновить плавание, когда 23 сентября 1743 г., по Высочайшему указу, экспедицию велено было приостановить. Ш. оставался затем на русской службе и умер в 1761 г.

Источник: «Русский биографический словарь А. А. Половцова»

23.2.21 принят на русскую службу поручиком. В 1724, командуя пакетботом «Святой Яков», совершал первые грузопассажирские рейсы между Кронштадтом и Любеком. С 1725 состоял в 1-й Камчатской экспедиции. 15.12.27 произведен в капитан-лейтенанты. В 1728 на боте «Святой Гавриил» под командованием В. Беринга перешел из Нижнекамчатска в Чукотское море. Участвовал в описи Чукотского полуострова и открытого залива Креста, острова Святого Лаврентия, одного из островов Диомида и бухты Преображения.

В 1730 через Сибирь вернулся в Санкт-Петербург. 7.9 произведен в капитаны 3 ранга. В 1732 назначен во 2-ю Камчатскую экспедицию. Его отряду поручались организация плавания «ради обсервации и изыскания пути до Японии», знакомство с ее жителями, описание островов, пристаней, природных богатств. 18.1.33 произведен в капитаны полковничьего ранга. В феврале выехал с командой из Санкт-Петербурга в Тобольск и далее в Якутск с целью подготовки транспортных судов для нужд экспедиции на Иртыше и Лене.

В 1734 прибыл в Охотск, где были заложены 2 судна. 7.7.37 спустили на воду бригантину «Архангел Михаил», 19.7 — дубель-шлюпку «Надежда». 7.7.38 суда перешли в Большерецк и 15.7 отправились на юг к Японии. Бригантиной командовал Шпанберг, дубель-шлюпкой — В. Вальтон. 24.7 суда разошлись. Шпанберг дошел до 45° северной широты (широта острова Итуруп, названного им Надеждой). На обратном пути нанес на карту 31 остров (больше, чем в действительности) и дал им русские названия. 18.8 вернулся на Камчатку. 21.5.39 Шпанберг на той же бригантине возглавил экспедицию из 4 судов. 18.6 стал на якорь у острова Хонсю, русские впервые познакомились с японцами и обменялись подарками. На обратном пути исследователи посетили северо-восточную часть острова Хоккайдо, побывали на Малой Курильской гряде, составили описание путешествия и карту плавания. В 1740 выехал с отчетом в Санкт-Петербург, но был возвращен обратно. В 1742 на пакетботе «Святой Иоанн» вместе с двумя другими судами вновь отправился в Японию, но из-за сильной течи судов возвратился в Большерецк. В 1745 самовольно прибыл в Санкт-Петербург, где был предан суду и приговорен к разжалованию в поручики на 3 месяца. В 1749, командуя кораблем «Варахаил» на Архангельском рейде, потерпел крушение. Погибло 28 человек. Шпанберг был арестован, но в декабре 1752 оправдан. 5.9. 51 переименован в капитаны 1-го ранга. До 1761 служил на Балтике. Умер в Кронштадте. Именем Шпанберга названы мысы в Анадырском заливе и на острове Хоккайдо, гора на острове Сахалин, острова в Карском море, в архипелаге Александра, на Малой Курильской гряде и пролив между островом Полонского и островом Шикотан.

Источник:«Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки»Теги: Южные Курилы. История вопроса, Персоналии

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.