Календарь

В этот день


Рядовой армейского пехотного полка в 1720—32 гг. Литография XIX века/div>

1737 год. 10 января (31 декабря ст.ст.) выходит манифест, заменивший бессрочную службу дворян службой сроком 25 лет. Кроме того, по указу единственный сын или один из братьев мог остаться на хозяйстве.


«Петр Великий крепко привязал дворянство к бессрочной государственной службе и в государственных видах стеснил дворянское землевладение условиями закона о единонаследии 1714 г. После Петра, и особенно при императрице Анне, служебные обязанности шляхетства были несколько облегчены, и землевладельческие права увеличены. Таким образом положение шляхетства улучшилось. Причина такого улучшения нами отчасти была уже указана: она заключалась в той роли, какую стали играть в столице гвардейские полки. Составляя военную силу, на которую должны были опираться правительства, сменявшиеся одно за другим, гвардия получала награды за верную службу; но гвардия была дворянством, поэтому и награды, получаемые ею, были, в сущности, наградами дворянству: они и давались не гвардии, а всему шляхетству. Награды заключались в уменьшении государственных повинностей и в увеличении землевладельческих прав. Однако, когда мы связываем улучшение дворянского быта с положением гвардии, мы не должны забывать, что облегчение государственной (военной) службы дворянства могло осуществиться только при тех условиях продолжительного мира, которые позволили России отдохнуть после войн Петра Великого и не требовали усиленной службы войск. Только по этой причине могло осуществиться облегчение государственных повинностей дворянства. Правда, оно совершилось как раз во время войн времени Анны, но эти войны далеко не так напрягали народные силы, как войны начала XVIII в. Они давали правительству смелость облегчить бремя дворянства даже до конца военных действий.

Облегчение дворянских повинностей и увеличение прав состояло в следующем: мы видели, что при вступлении на престол Анны дворянство подавало Верховному тайному совету проекты реформ; в этих проектах оно добивалось, между прочим, уничтожения закона о единонаследии, открытия для дворянства школы, из которой дворянин мог бы выходить прямо в офицеры, минуя солдатство, и ограничения дворянской службы 20-ю годами. Получив самодержавие из рук простого шляхетства, императрица Анна скоро его отблагодарила: она уничтожила закон Петра о единонаследии и дала свободу дворянам завещать как вотчины, так и поместья, причем законом уничтожила всякое различие между поместьями и вотчинами (указ 17 марта 1731 г.). Так дворянство получило в наследственную собственность массу земель, которые закон считал до тех пор государственными. Анна же начала раздачу государственных земель дворянству, прекращенную Петром, причем земля уже давалась прямо в полную собственность. Так выросли землевладельческие права дворянства; ниже увидим, что вырастала и власть над крестьянами в дворянских имениях. Облегчение государственной службы последовало немногим позже. Уже в июле 1731 г. императрица учредила так называемый "Сухопутный шляхетский корпус", военную школу для дворян в Петербурге. Одним из прав, какими пользовались воспитанники корпуса, было право производства в офицеры, "не быв в солдатах, матросах и других нижних чинах". Но, давая права дворянству, императрица не сразу решилась установить какие-либо сроки для службы дворян взамен существовавшей бессрочной службы. Только манифестом 31 декабря 1736 г. этот срок был установлен. Было указано, что дворянин повинен служить государству 25 лет (сами дворяне просили 20-летний срок); один из братьев в семье освобождался от службы для управления семейным хозяйством; дворянин, выходивший в отставку из службы, должен был за свою отставку ("абшид", как тогда говорили) поставить рекрута. Едва был обнародован этот желанный для дворянства манифест, как половина офицеров подала в отставки. Этим оправдывались опасения правительства, что дворянство перестанет служить, и действие манифеста тотчас поспешили приостановить, не давая отставок».
Цитируется по: Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, Астрель, 2006

История в лицах


Краткий Кирилло-Белозерский летописчик:
Лета 6985 прииде из Новгорода из Великого на Москву отвечать и искать Захария Овинов, а наперед того не бывало.
Того же лета преставись Пафнотей Боровской.
Лета 6986 взятье Великаго Новагорода.
Того же лета брань была митрополиту с Ростовским архиепискупом о Кириллове монастыре

Цитируется по: Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив, Том V. М-Л. 1950


Мир в это время


    В 1478 году по приказанию короля Англии Эдуарда IV был казнен его брат, герцог Кларенс

    Джордж Плантагенет, герцог Кларенс. Р.Годфри. XVIII век
    «(1478 г.) Расправившись с главными соперниками, Эдуард занялся теперь наказанием их приверженцев. Виселицы были увешаны трупами несчастных, а их имущество конфисковывалось в пользу короля. Упиваясь террором, он в то же время предавался разнузданным оргиям. Надо сказать, что природа не обделила его внешним обаянием. По всеобщему мнению, он слыл первым красавцем своего века. Его придворные разделяли его страсть к развлечениям и принимали участие во всех его кутежах.

    Духовенство, само погрязшее в пороках, охотно отпускало ему все грехи. В то время разврат был настолько обычным делом, что адюльтер почитался лишь шалостью. Среди многочисленных фавориток короля была жена некоего Шора, городского коммерсанта, женщина исключительной красоты и доброго нрава, однако не имевшая достаточной силы духа, чтобы устоять перед всесокрушающей настойчивостью короля.

    Среди примеров жестокости Эдуарда примечательным является его расправа с собственным братом, герцогом Кларенсом. Однажды, охотясь в парке, принадлежавшем Томасу Бэрдету, одному из приближенных Кларенса, король убил белого оленя, который был любимцем своего хозяина. Бэрдет, раздосадованный потерей, в запальчивости воскликнул: "Эх! Рога бы этого оленя — в брюхо тому, кто надоумил короля свершить это черное дело!" За это пустяковое восклицание Бэрдет был приговорен к смерти и публично казнен в Тайборне. Узнав о казни своего друга, герцог Кларенс разразился горестными упреками в адрес своего брата и выразил протест против несправедливого приговора. Король, то ли действительно оскорбленный такой вольностью, то ли используя ее как предлог для мести за старое (Кларенс принимал участие в мятеже Уорика, но вовремя изменив ему, был тогда прощен Эдуардом), обвинил своего брата в оскорблении величества и выступил обвинителем в палате пэров. В то смутное время любое обвинение правящей партии имело роковой исход: герцог был признан виновным и приговорен к смерти с правом выбора казни, а затем утоплен в бочке с мальвазией в Тауэре; весьма странный выбор, особенно если учесть, что любимым напитком герцога был ликер».
    Цитируется по: Голдсмит О. История Англии от нашествия Юлия Цезаря до смерти Георга II. Париж: Европейская библиотека Будри, 1849
    В 1737 году в Неаполе открывается оперный театр Сан-Карло.

    Театр Сан-Карло в Неаполе. Гравюра середины 19 века.


    "САН-КАРЛО" (Teatro di San Carlo) - итальянский театр оперы и балета. Здание построено в Неаполе архитекторами А. Медрано и А. Карасале. Театр открылся 4 ноября 1737 года оперой-сериа "Ахилл на Скиросе" Сарро и балетами на античные темы. В 18 веке здесь поставлены оперы Л. Лео, Л. Винчи, Н. Порпора, И. Гассе, Н. Логрошино, Э. Дуни, Н. Йоммелли, Б. Галуппи, X. В. Глюка, Н. Пиччини, А. Саккини, И. X. Баха, Т. Траэтты, П. Гуль-ельми, И. Мысливечека, Дж. Паизиелло, Н. Цинга-релли, Д. Чимарозы, Ф. Паэра и др. В 18-19 вв. театр арендовали различные предприниматели и труппы. Самым видным импресарио был Д. Барбая, руководивший в 1809-40 всеми театрами Неаполя, в т. ч. и "Сан-Карло".

    На сцене театра в 18 веке выступали сопранисты - Дж. Манцуоли, Г. Пакьяротти, Ф. Тендуччи и др.; тенора -Г. Бабби, Д. Момбелли, Джакомо Давид и др.; певицы - К. Габриелли, Л. Агьяри, А. де Амичис, Б. Банти-Джорджи, Дж. Грассини и др.

    В 1-й половине 19 века в " Сан-Карло" были впервые поставлены оперы Дж. Россини: "Елизавета Английская" (1815), "Отелло" (1816), "Армида" (1817), "Моисей" (1818), "Зельмира" (1822) и др.; Г. Доницетти: "Эльвида" (1826), "Пария" (1829), "Фауста" (1832),"ЛючиядиЛаммермур" (1835), "Полиевкт" (1848) и др.; Дж. Верди: "Альзира" (1845), "Луиза Миллер" (1849), оперы В. Беллини, С. Меркаданте и др. Во 2-й пол. 19 в. в т-ре шли оперы Р. Вагнера, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Ж. Бизе, А. Тома, Дж. Пуччини. В 19 веке на сцене " Сан-Карло» выступали певцы И. Коль-бран, А. Ноццари, М. Гарсиа, Д. Донцелли, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти, Р. Станьо, Ф. Таманьо и многие другие; работали хореографы Г. Джоя и С. Тальони, балерины Ф. Черрито, К. Гризи, Л. де Лоренцо, А. Висконти и др. В 20 в., наряду с классическими операми (в том числе русские - "Князь Игорь" и др.), театр ставит и современный репертуар: "Турандот" Пуччини, "Юдифь" Онеггера. Среди исполнителей певцы: Б. Джильи, Т. Скипа, М. Канилья, Дж. Лаури-Вольпи. М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, И. К. Архипова, балерины Р. Гранди, М. Бардин, Э. Маццуккелли, В. Нарди, В. Сильвестре, Б. Ломбарди, Н. Коломбо. Работают хореографы Р. Грасси и Б. Галлиция, в 1950-57 в " Сан-Карло " гастролировали лучшие зарубежные балетные труппы».
    Цитируется по: Театральная Энциклопедия. Том 4. М.: Советская энциклопедия, 1965
даты

Январь 2010
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"