Календарь


Мыс на озере Себеж, где располагалась крепость в 1536 году.

1536 года. 27 февраля русские войска разбивают польско-литовскую армию, которая осадила недавно построенную крепость на озере Себеж.

Крепость Себеж была построена в 1535 году в ходе Русско-литовской (Стародубской) войны 1534–1537 годов. Москва стремилась утвердить свои права на северо-западные земли, отобрав их у Литвы, и закрепляла новые рубежи в старом противостоянии с Речью Посполитой.

Литва отвечала встречными атаками и привлекала в помощь себе польские войска. Ни один из соперников не имел решающего преимущества, и война шла с переменным успехом.

Елена Глинская. Правительница Великого княжества Московского после смерти мужа - Василия III (с 1533 г., по 1538 г.) На миниатюре изображена со вторым новорожденным сыном - Георгием ( старший сын – Иоанн IV)
Место для новой крепости было выбрано на глубоко выдающемся в озеро мысу, что само по себе служило прекрасной защитой. Крепость решено было строить в полном соответствии с современной фортификационной наукой. Для этого был воевода Иван Бутурлин, которому было поручено строительство, привез с собой из Москвы итальянского архитектора Петрока Малого - Фрязина.

Строительство поселения.
Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI век.

По его плану деревянные сооружения Себежа были защищены со всех сторон продуманной системой земляных валов и бастионов.

"в лето 7043... месяца июня 26 князь Великий Иоан повеле Воеводам своим, князя Бориса Горбатова, да Михаила Воронцова, да князя Михаила Коубенского с силами, и постави город за Опочкой на озери на Себежи, Иоан город Себежъ, и церкви создаша, да и людей посадиша".

Псковские летописи. Вып. II. M., 1955

"И Иван Микитич Бутурлин на Себежё стоял три недели, и город на Себежи поставили Ивангород, а мастер был городовой Петр Малой Фрязин архитектон".

Вологодско-Пермская летопись .ПСРЛ. Т. XXVI. М.-Л, 1959. С.316.

Ближе к окончани строительства Москва поручила архиепископу псковскому Макарию «священников соборных туда послати, а самому имя граду нарещи. И Макарий имя нарек Иван-Город на Себеже"

Гарнизон крепости был хорошо вооружен артиллерией и пищалями и прекрасно снабжался продовольствием.

Зимой 1636 польский король Сигизмунд I Старый, воспользовавшись некоторым перерывом в войне, принял решение снарядить экспедицию для захвата неожиданно появившейся на спорных территориях русской крепости.

Сигизмунд I Старый
В феврале 1536 года к Ивангороду на Себеже приступило 20-тысячное польско-литовское войско под командованием киевского наместника Андрея Немиры и полоцкого воеводы Яна Глебовича.

Взять крепость схода не удалось. Тогда, осадив Инвангород, нападавшие стали обстреливать его из пушек. Однако поляки действовали неумело, а земляные укрепления хорошо защищали русские войска. Несколько раз польские пушки ударяли по своим. Скопившиеся на перешейке у ворот крепости осаждающие стали разбегаться в стороны, и тут под ними начал проваливаться лед.

Артиллерия первой половины XVI века. На заднем плане – оружейное новшество – многоствольное малокалиберное орудие «орган войны». Несколько таких «варганов» захватили защитники Себежской крепости.

Воспользовавшись смятением в стане противника, себежские воеводы Засекин и Тушин устроили вылазку. Русские войска действовали решительно и умело, сбрасывая врага в ледяную воду под прикрытием меткого огня крепостных батарей. Армия Речи Посполитой была полностью разгромлена. Бросив пушки и знамена, она в беспорядке отступила.

История в лицах


Ян Радзивилл, подскарбий Великого княжества Литовского. Письмо князю Оболенскому в ходе обсуждения возможности мирных переговоров. Май 1536 г.

После поражения под Себежом в Литве понимали, что это теперь московское правительство не станет исполнить требование короля отправить своих послов в Литву, и потому принялись искать компромисс.

"Ты пишешь, чтобы наш господарь отправил своих послов к вашему господарю; но рассудите сами, кому приличнее отправить своих послов - нашему ли господарю, который в таких преклонных летах, или вашему, который так еще молод? Прилично вашему господарю послать к нашему, как к отцу своему. Но если б ваш господарь и отправил своих послов к нашему господарю, давши им полный наказ и запретивши выступать из него, то может легко случиться, что наш господарь не примет этих условий и послы возвратятся, ничего не сделавши; то же самое может случиться, если и наш господарь пришлет к вам в Москву своих послов. Для избежания этого посоветуй с братьею своею, князьями и боярами, господарю своему, чтоб он отправил послов своих великих на границы, давши им полномочие; а король пошлет с своей стороны также великих послов с полномочием, так чтоб, не заключивши мира или перемирия, они не могли разъехаться".

Оболенский в ответной грамоте давал ему знать, что государи в своих отношениях не должны считаться летами:

"Ведомо вам гораздо, что с божиею волею от прародителей своих государи наши государства свои держат; отец государя нашего, великий государь Василий, был на государствах отца своего и на своих; теперь сын его на тех же государствах деда и отца своего; государь наш теперь в молодых летах, а милостию божиею государствами своими в совершенных летах. А что ты писал о съезде посольском на границах, то это кто-нибудь, не желая между государями доброго согласия, такие новизны выдумывает; от предков наших государей повелось, что от королей к ним послы ходили и дела у них делали".

На последующих договорах о перемирии главное затруднение состояло в том, что Москва требовала вернуть Гомель и освободить пленных. Послы Речи Посполитой утверждале, что обмен пленными будет невыгодным, поскольку у короля в руках знатные пленники московские , а менять их предлагается на незнатных литовских.

Русские переговорщики возражали:

"Какая прибыль пленных не отпустить и своих не взять? Ведь они люди, и если люди, так смертны; были, да не будут - и в том какая прибыль? А Гомель - отчина государя нашего, и королю за собою зачем чужое держать? У вашего господаря в плену добрые люди, а у нашего - молодые, да зато их много: так бы на большинство натянуть, меньших людей больше взять. В больших душа и в меньших душа же, обои погибнут - и в том какая прибыль для обеих сторон!"

В конце концов было решено, что пленным свободы не будет, что Гомель останется за королем, а новые городки, Заволочье и Себеж, - за великим князем.

Мир в это время


    В Женеве выходит из печати первое издание книги Жана Кальвина "Наставления в христианской вере" (Institutio religionis christianae).

    Книга Кальвина отмечает собою начало нового периода в истории протестантизма.

    В центре учения - идея о предопределении, о безусловном господстве воли Бога. Люди лишены возможности свободного выбора в своих решениях и являются лишь орудиями Божественного Промысла.

    Бог предназначает к спасению лишь небольшую группу людей, выбранную, невзирая на их заслуги, своим непостижимым решением.

    И никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден Им на вечную гибель.

    Человек не в праве доискиваться, что решено о нем на небесах

    Полное подчинение воли человека Божиим предначертаниям должно порождать в нем сознание правоты и силу оказывать сопротивление властям мира сего, раз они идут против велений Божиих. Лишь в повиновении государей Богу заключается оправдание земной власти.

    Кальвин настаивает на том, что все, что Господь хотел заповедать своим творениям полностью и исчерпывающе изложено в Писании. Этим он твердо отделяет свое учение и от католичества, и от мистических направлений в протестантизме, которые признают возможность прямого непосредственного божественного откровения.



    Учение Кальвина оказало огромное влияние на современников. Он сделался главой нового направления протестантизма ‒ кальвинизма. Магистрат Женевы фактически предоставил ему неограниченную власть. В городе были проведены суровые реформы, направленные на утверждение «мирского аскетизма». С одобрения консистории, возглавлявшей церковь, Кальвин упразднил католический обряд богослужения. А затем фактически подчинил своим принципам светскую власть. Он добился установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т.п.

    Кальвин был крайне нетерпим как к католицизму, так и к иным протестантским учениям. По настоянию противников кальвинизма подвергали изгнанию и даже смертной казни.

    В 1553 году кальвинисты захватили знаменитого испанского мыслителя, врача и ученого Мигеля Сервета, когда он, преследуемый на родине инквизицией, пытался бежать в Италию.



    От Сервета, который критиковал догмат о предопределении и открыто полемизировал с Кальвином, потребовали отречься от своей «ереси». Он отказался, и 10 августа 1553 года был сожжен.
даты

Декабрь 2018  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1

  • 2

  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

  • 9

  • 10
  • 11

  • 12
  • 13
  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.